Община, корпорация, ассоциация.Далее переходим к классифика-
ции исторических форм хозяйственных организаций. Обычно здесь при-
меняют двоичные типологии, восходящие к классическим разделениям
форм социальных связей на Gemeinschaft и Gesellschaft (Ф. Теннис), или
на механическую и органическую солидарность (Э. Дюркгейм). Мы счи-
таем целесообразным в данном случае, преодолевая эту "двоичность",
выделить три идеальных типа хозяйственной организации: общину, кор-
порацию и ассоциацию19.
Под общиной понимается общность, построенная на тесных ("силь-
ных") связях, зачастую объединенная по территориальному или кров-
нородственному признакам. Для нее характерны следующие черты:
■ формальное равенство (каждый полноправный член имеет один
решающий голос);
■ общая собственность, которая может использоваться отдельны-
ми членами, но при этом им не принадлежит;
■ нерасчлененность многих внутрихозяйственных функций (боль-
шинство членов занимаются одним и тем же);
■ всеобщее подчинение неформальному традиционному порядку,
распространяющемуся на большую часть сторон труда и жизни.
Историческим примером может послужить традиционная кресть-
янская община.
Корпорация — относительно замкнутая организация, построенная
на менее тесных и более профессиональных связях. Она обладает:
■ более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью;
■ выраженной многоступенчатой иерархией;
■ жестким разделением внутренних обязанностей;
■ формальным административным порядком.
Корпоративные черты с легкостью обнаруживаются в строе сред-
невекового профессионального цеха и в офисе ультрасовременного банка.
Ассоциация, в отличие от первых двух типов, — это относительно
свободное объединение индивидов и групп, сохраняющих свои личные
права и частную собственность. Ассоциация создается под специальные
задачи, и ее деятельность, как правило, не выходит за их рамки, не
посягая на свободу и частную жизнь человека. Неплохим примером ас-
социации могут послужить современные общества потребителей20.
Рассмотрим далее специфические черты, отличающие указанные
формы хозяйственной организации. Присущее им стремление к монопо-
лизации ресурсов проявляется в разных стратегиях: община скорее забо-
тится о сохранении статус-кво; корпорация и ассоциация более склон-
ны к завоеванию новых ниш.
Степень и формы закрытости трех типов организаций тоже раз-
личны. Так, максимальной закрытостью характеризуется община, стра-
дающая, как правило, общей ограниченностью ресурсов. Для своего
"ограждения" община активно прибегает к неэкономическим средствам
как формального, так и неформального свойства (например, от буду-щего члена общины могут потребоваться не только официальный вид
на жительство в данной местности, но и завоевание личных симпатий
других членов).
Корпорация также склонна "закрываться", используя неэкономи-
ческие меры, например, административные разрешения, рамки штат-
ного расписания21 Важно также то, что разные уровни корпоративной
иерархии демонстрируют и разную степень закрытости (так, рядовых
исполнителей могут отбирать "с улицы", производя отсев по профес-
сиональным критериям, а на ведущие позиции новичков и чужаков
могут не допускать в принципе).
Самая открытая из трех хозяйственных форм, — несомненно, ас-
социация. Здесь дело может ограничиваться функциональным соответ-
ствием (занимаешься конкретным видом деятельности — можешь всту-
пить в объединение) или соблюдением экономических условий (запла-
тил взносы — автоматически стал полноправным членом)22. Помимо
этого, в отличие от общины и корпорации, ассоциация не принуждает
к вступлению в свои ряды и не наказывает за уход. Община и корпора-
ция тоже могут предоставить "свободу" выхода, но, возможно, за это
придется заплатить отнюдь не символическую цену — лишиться доли в
собственности или получить "волчий билет" (запрет на профессию).
Максимально строгую иерархическую структуру среди трех предло-
женных нами типов представляет собой корпоративное устройство. Рас-
пределение мест здесь чаще всего производится в виде назначения.
В общине и ассоциации элементы иерархии тоже присутствуют, но имеют
более сглаженный характер. При этом общинным структурам более свой-
ственны механизмы наследования или неформального лидерства, а ас-
социативным структурам — механизмы формально-демократического
выдвижения.
Ассоциация ограничивает подчинение индивидов и групп коллективным
целям фиксированной узкофункциональной ролью, за пределами кото-
рой начинается поле свободы (внес положенную сумму или отработал
положенное количество часов, и никто не заставит тебя идти на субботник
или на политическую демонстрацию, как это было в советские времена).
Корпорация имеет явную тенденцию выйти за пределы узкопро-
фессионального контроля23. Зависимость от корпорации простирается на многие функции, формально вроде бы к ее целям не относящиеся.
Здесь могут учитываться политические пристрастия или конфессиональ-
ная принадлежность. Например, в Англии XVIII столетия нельзя было
поступить в Оксфордский или Кембриджский университеты, не при-
надлежа к официальной церкви. В советский период от допуска в члены
такой "экономически ориентированной" организации, как коммунис-
тическая партия, серьезно зависели возможности профессиональной
карьеры: право преподавать общественные науки, претендовать на ру-
ководящую должность. А современная американская хозяйственная кор-
порация не продержится долго, если в ней не будут соблюдаться жестко
определенные этнические и гендерные кодексы.
Наконец, вознаграждение усилий в форме привилегий, связанных
с самой принадлежностью к организации, более характерно для общи-
ны и корпорации. В ассоциации оно чаще сопряжено с размером вло-
женной собственности или оценкой трудового вклада.
Отметим, что с помощью введенной типологии (община — корпо-
рация — ассоциация) можно анализировать любые хозяйственные си-
стемы, но, конечно, удельный вес указанных форм в них будет разли-
чаться24. Происходит изменение их относительной значимости и в со-
временном хозяйстве: например, можно говорить о снижении роли
общинной и усилении роли ассоциативных форм организации (осо-
бенно там, где речь идет о крупных хозяйственных структурах). Но в
целом история хозяйственных процессов не укладывается в простую
смену форм (например, от общины к корпорации и далее к ассоциа-
ции). Все эти формы продолжают воспроизводиться, образуя причуд-
ливые сплетения социальных и экономических отношений.
Стратегии утверждения авторитета.Хозяйственные организации не
только образуют поле реализации материальных интересов их участни-
ков, но выступают продуктом формирующего действия групп, обладаю-
щих разным объемом властных ресурсов, или административного капи-
тала. Формально административный капитал концентрируется в руках
менеджеров, имеющих право на принятие решений. Однако формальных
полномочий чаще всего оказывается недостаточно для эффективной ре-
ализации этих решений. Обладатели административного капитала вынуж-
дены использовать стратегии и практики утверждения собственного ав-
торитета, которые опираются на сетевые связи, используют элементы
формальных и неформальных правил и встраиваются в сложившиеся
культурные контексты. На этой смешанной основе вырабатываются более или менее явные принципы действия, обеспечивающие воспроизводство
отношений субординации. В соответствии с ними и строятся отношения
между руководителями и подчиненными внутри любой фирмы.
Мы уже указывали на то, что исходим из априорного предположе-
ния о непременном существовании иерархии (формальной или нефор-
мальной) внутри хозяйственной организации. Без этого хозяйственное
предприятие вряд ли жизнеспособно. Однако если само наличие иерар-
хии следует воспринимать как норму, то различия в конкретных спосо-
бах ее оформления могут быть достаточно велики. Отношения господ-
ства и подчинения всегда облекаются в какие-то символические "одеж-
ды", по которым и распознается "стиль" организации. Мы предлагаем
типологию, включающую четыре стратегии построения отношений меж-
ду руководителями и подчиненными:
■ бюрократизм;
■ патернализм;
■ фратернализм;
■ партнерство25.
В упрощенном виде нашу типологию можно представить как пере-
сечение двух шкал, измеряющих относительную строгость иерархии и
степень формальности отношений (табл. 11.2). Стратегия бюрократизма
предполагает строгую иерархию и формальные отношения; патерна-
лизм более неформален при сохранении строгой иерархии; фратерна-
листская стратегия сочетает нестрогую иерархию с относительно не-
формальными отношениями; и, наконец, партнерство имеет более
формальный характер при сглаживании иерархии.
Таблица 11.2. Способы организации внутрифирменных
отношений
| Тип иерархии | ||
Нестрогий | Строгий | ||
Характер | Неформальные | Фратернализм | Патернализм |
Формальные | Партнерство | Бюрократизм |
Ниже излагаются принципы, на которых построены указанные стра-
тегии. Они основаны на выборе из следующих альтернатив (рис. 11.1 а, б):
■ характер иерархии (выраженный или сглаженный);
■ способ принятия стратегических решений (индивидуальный или
коллективный);
■ способ реализации принятых решений (издание приказов без
обсуждения или попытки разъяснения смысла этих решений);
■ контроль за исполнением принятых решений (жесткий или гиб-
кий);
■ степень закрепления трудовых обязанностей (обязанности четко
закреплены за исполнителями, или практикуется их гибкая вза-
имозаменяемость) ;
■ характер ответственности за результаты (персональная или общая);
■ характер отношений с подчиненными (сугубо служебный или
сочетающий служебные и личные элементы);
■ участие во внеслужебных делах подчиненных (вовлеченность или
игнорирование этих дел).
|
ИЕРАРХИЯ |
| |||
Сглаженная | Выраженная | ||||
ОТНОШЕНИЯ | Личные | Фрвтерналиэм | Патернализм | Вовлечены |
ВНЕСЛУЖЕБ- НЫЕ ДЕЛА |
Безличные | Партнерство | Бюрократизм | Не вовлечены | ||
| Разъяснения | Приказы |
| ||
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ |
а)
|
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ |
| |||
Коллективное | Индиви- дуальное | ||||
ОБЯЗАН- НОСТИ | Заменяемы | Фрвтерналиэм | Патернализм | Общая |
ОТВЕТСТ- ВЕННОСТЬ |
Закреплены | Партнерство | Бюрократизм | Персональная | ||
| Гибкий | Жесткий |
| ||
ТРУДОВОЙ КОНТРОЛЬ |
б)
Рис. 11.1. Принципы построения стратегий утверждения авторитета внутри фирмы
Теперь дадим краткую характеристику каждой из выделенных стра-
тегий.
Бюрократизм. В основе взаимодействия в рамках данного типа отно-
шений, как мы уже упомянули, лежит строгая административная иерар-
хия. За каждым работником жестко закреплены его функциональные
обязанности. Начальникам положено принимать решения, подчинен-
ным — их исполнять, строго следуя букве приказа или распоряжения.
Контроль за работой исполнителей представляет собой отлаженную про-
цедуру текущих проверок. Персональную ответственность за провалы и
сбои несет конкретный работник. Соблюдается строгий график выходов
на работу. Контакты между начальниками и подчиненными в основном
формальны (деперсонифицированы) и ограничены делами сугубо слу-
жебного свойства.
Патернализм. Иерархичность отношений четко выражена, и права
руководителя неоспоримы. Он обычно принимает единоличные реше-
ния и бдительно контролирует действия своих работников. От подчинен-
ных ожидается лояльность по отношению к руководителю; вдаваться в
смысл тех или иных решений и обладать сколько-нибудь полной инфор-
мацией о происходящем на предприятии им не обязательно. Организа-
ция труда имеет достаточно гибкий характер, исполнители могут перио-
дически замещать друг друга в напряженных ситуациях. Ответственность
за провалы — общая, коллективная. "Хозяин" поддерживает единство
организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря сво-
ему личному влиянию. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотноше-
ниям придается личностный характер, выходящий за чисто служебные
рамки. Внерабочие проблемы подчиненных также становятся предметом
непосредственной заботы и опеки со стороны руководителя26.
Фратернализм. Иерархия в отношениях старательно сглаживается.
Отчетливо выражено стремление принимать решения коллегиально. Ру-
ководитель считает необходимым обсуждать их содержание, разъяснять
подчиненным заложенный в них смысл, делиться с ними информацией
и на этой основе заручаться их осознанной поддержкой. Подчиненным
предоставляется достаточная самостоятельность, дело во многом стро-
ится на доверии. Работа организована гибко, предполагаются взаимная
помощь и поддержка как со стороны лидера, так и рядовых участников.
Любой неуспех есть общая беда всего коллектива. Отношения имеют
подчеркнуто неформальный характер. Строгого деления проблем под-
чиненных на "рабочие" и "внерабочие" нет.
Партнерство. Иерархические отношения явно не выражены. Реше-
ния принимаются на основе общего обсуждения, где каждый вносит
предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компе-
тенции. Подчиненные должны понимать смысл решений и выполнять их
в ходе самостоятельной работы. Основные параметры работы заранее ого-
ворены. Руководитель не приказывает, а "координирует" общие действия.
За каждым четко закреплены соответствующие функции, причем нани-
матель в них не вмешивается, текущий контроль, как правило, не пре-
дусмотрен. Но конечная ответственность за отведенный участок работы
возлагается на конкретного исполнителя. Отношения деперсонифициро-
ваны, переведены на служебно-контрактную основу. Никто не считает
необходимым налаживать внеслужебные связи или вникать в чьи-то лич-
ные дела. Никто не обязан также проявлять особую преданность предпри-
ятию, достаточно исполнения прямых профессиональных обязанностей.
Итак, в бюрократических отношениях руководитель принимает на
себя роль «начальника», в патерналистских — ведет себя скорее как "хо-
зяин", при реализации фратерналистских стратегий он претендует на
роль "лидера ", а в отношениях партнерства становится "координатором "
Бюрократическая система в идеале напоминает машину с хорошо отла-
женными функциональными механизмами. Патернализм противостоит
"механицизму", перенося в хозяйственную среду отношения семейно-
го характера, когда "хозяин" становится мастером, а младшие члены
семьи выполняют роль учеников и подмастерьев. Фратернализм возни-
кает из артельных, общинных, товарищеских отношений, в которых
"братья по классу" следуют за своим "лидером", "старшим братом"
Партнерство же отличается формальным демократизмом — самостоя-
тельные индивиды объединяются для работы по свободному контрак-
ту, а верховный "координатор" распределяет подряды и контролирует
соблюдение оговоренных условий.
Осталось добавить, что изложенные стратегии представляют собой
идеальные типы, которые в практиках управления организацией ком-
бинируются. И предпринимателей-"бюрократов" или предпринимате-
лей-"фратерналистов" в чистом виде мы вряд ли встретим. Другое дело,
что в практическом поведении эти стратегии смешиваются в очень раз-
ных пропорциях27
Если речь идет о факторах выбора стратегий внутрифирменной орга-
низации, то к их числу, несомненно, относятся: размер предприятия,
технология производства, сфера деятельности, форма собственности,
социальный состав работающих и, наконец, личные предпочтения ме-
неджеров. Что касается размера организаций, то мы вправе ожидать, что,
скажем, ориентация на неформальные отношения в большей степени
присуща малым и средним предприятиям и что крупные современные
фирмы нуждаются в более интенсивном бюрократическом контроле30.
Но эту связь не стоит абсолютизировать. Не менее важен профиль работы
предприятия. Например, сама идея фратернализма выросла из исследо-
вания строительных фирм, где трудовые отношения обладают рядом
особенностей, проистекающих из самой технологии подрядных работ.
Относительная автономия квалифицированных исполнителей, кочую-
щих с объекта на объект, затрудненность контроля за текущей деятельно-
стью, разбросанной по строительным площадкам, поощряет "артельный"
тип отношений31. В сельском хозяйстве с его характерной привязаннос-
тью к земле, где предприятия зачастую являются прямым продолжени-
ем семейного круга, более укоренены патерналистские отношения32. По
контрасту, банковские операции требуют большей бюрократической
жесткости и персональной ответственности. А в организации деятельно-сти научных коллективов относительно чаще прибегают к партнерским
отношениям. Имеет значение и характер применяемых технологий, но
и здесь остается изрядное поле для выбора. Например, на конвейерных
линиях по сборке автомобилей могут складываться самые разные типы
отношений (об этом см. в разд. 6).
Некоторые различия связаны с формой собственности хозяйств.
Государственные организации, при прочих равных условиях, демонст-
рируют больший формализм и насаждают больше иерархических ступе-
ней по сравнению с частными предприятиями, где иерархия имеет мень-
ше ступеней и не столь подчеркивается. Оказывает влияние социальный
состав работодателей и наемных работников. Отношения с представи-
телями своей статусной, профессиональной или возрастной группы име-
ют менее формальный характер. С представителями других этнических
групп они складываются по-разному, в зависимости от степени пре-
одоления дискриминации.
Остается место и для личных предпочтений управляющих, которые,
впрочем, не следует сводить к сугубо психологическим пристрастиям
или инстинктам. Во многом они порождены господствующими куль-
турными сценариями и традициями разных сообществ. Если в Японии,
например, руководитель печется о внеслужебных делах и моральном
облике своих подопечных как заботливый и уважаемый отец, то бри-
танская фирма более культивирует бюрократические или партнерские
отношения: руководитель напоминает здесь офицера добровольной ар-
мии, а рядовые работники — солдат, набранных по срочному индиви-
дуальному контракту33. Предпочтения руководителей складываются в
процессе активной выработки социально обусловленных стратегий и в
пассивном следовании сложившимся практикам хозяйственной жизни.
Формируя адекватные принципы действия в первом случае или не заду-
мываясь об этих принципах во втором случае, предприниматели пере-
носят в сферу внутрифирменной организации более широкий круг со-
циальных навыков, выстраивают в рамках фирмы своего рода общество
в миниатюре.
О "традиционных" и"современных" организационных формах.В по-
иске исторических оснований раскрытых выше стратегий утверждения
авторитета менеджеров допускаются, на наш взгляд, серьезные упро-
щения, свойственные прямолинейному историцизму. Рассмотрим их на
примере патерналистских отношений, которые нередко представляют-
ся своего рода "рудиментом феодализма", постепенно преодолеваемым индустриальным развитием, и приписываются в основном слаборазви-
тым странам и восточным культурам34. Патернализм зачастую связыва-
ется также с доиндустриальными технологиями и идеологиями, сохра-
няющимися в сравнительно отсталых хозяйственных сферах (прежде
всего в сельском хозяйстве). Речь идет, таким образом, о периферийных
и маргинальных хозяйственных укладах, локальных, относительно зам-
кнутых территориальных общностях, мелких хозяйственных единицах,
в частности семейных предприятиях. Конечная перспектива "традици-
онных" отношений при такой трактовке ясна: рано или поздно они
падут под напором более эффективных, крупных, рационально орга-
низованных хозяйственных систем.
История хозяйства, однако, упрямо не укладывается в приведен-
ную схему. Сначала действительно казалось, что патернализм — не более
чем отголосок средневекового прошлого, проистекающий из традици-
оналистской идеи безусловной гарантии прожиточного минимума,
возложения на "хозяев" моральных обязанностей по элементарному "стра-
хованию" жизни своих работников и прозябающего простого люда.
Затем выяснилось, что многие черты, свойственные, скажем, традици-
онной сельской общине в Юго-Восточной Азии, проявлялись в отно-
сительно сходных формах в буржуазном английском обществе XVIII в.
Во второй половине XIX столетия патерналистская практика благопо-
лучно заимствовалась промышленными капиталистами. В середине XX в.
многие считали, что с распадом большинства семейных фирм и разру-
шением локальной замкнутости фабричных сообществ патернализм
ожидает неминуемый крах35. Тем не менее он не только по-прежнему
остается господствующей организационной стратегией в сельском хо-
зяйстве, но и проникает в "святая святых" — современную хозяйствен-
ную корпорацию.
Корень "старого" патернализма, характерного для феодального
хозяйства или семейных компаний раннекапиталистической стадии,
заключался в служении конкретному хозяину. Хозяин же подкреплял
свои позиции безвозмездными дарениями, непременным оказанием
помощи своим подопечным "в трудную годину", одновременно под-
питывая их преданность и поддерживая социальную дистанцию36 За-тем на смену "личному" патернализму приходит новый — "менеджер-
ский" — патернализм37. Роль "хозяина" берет на себя крупная фирма.
Происходит своего рода персонификация, одушевление безличного
тела корпорации. Добавим, что в советском обществе патерналистская
роль в значительной мере перешла от корпоративных организаций к
государству.
Какие следует сделать выводы из этой устойчивости патерналист-
ских отношений? Во-первых, "традиционные" формы организации
хозяйственной жизни оказываются более живучими, нежели это пред-
полагается приверженцами идей линейно-поступательного развития.
Какую бы хозяйственную систему мы ни взяли, везде за ультрасовре-
менными формами проглядывают силуэты "устаревших" хозяйствен-
ных укладов. Во-вторых, "традиционные" практики вбираются и
осваиваются в рамках новых хозяйственных стратегий. Помимо обес-
печения преемственности и поддержания устойчивости социальной
микросреды, эти традиционные стратегии используются и в чисто эко-
номических целях, например, обеспечивая максимальную прибыль
предприятия (возникают формы наподобие "патерналистского капи-
тализма")38.
В-третьих, прежние стратегии и практики получают совершенно
новые идеологические основания. Так, современные демократические
идеи стали постоянным вызовом бюрократическим технологиям хозяй-
ственного управления, основанным на формализме и административ-
ной иерархии. Столкновение технократических и демократических иде-
алов на внутрифирменном уровне стимулирует поиск новых решений,
и далеко не всегда определяющими явлются критерии экономической
эффективности.
Заключение.Общий вывод заключается в том, что перечисленные
нами формы хозяйственной организации и основные стратегии утвер-
ждения авторитета представляют собой нечто более устойчивое и соци-
ально обусловленное, чем технологические способы производства. В ча-
стности, управленческие стратегии и практики, относимые к "преодо-
ленному" историческому прошлому, весьма динамичны, активно при-
спосабливаются к изменяющимся хозяйственным условиям и соседствуют
с более "современными" формами поведения. Причем их нельзя уло-
жить в простые дихотомии типа "традиционное — модернизирован-ное" или "иррациональное — рациональное" (первое — непременно со
знаком "минус", а второе — со знаком "плюс"). Существующую множе-
ственность организационных форм также невозможно объяснить с по-
мощью одного лишь критерия экономической эффективности, как мы
увидим далее.
В следующей части мы обратимся к изучению современных подхо-
дов к анализу хозяйственных организаций, предложенных экономичес-
кой теорией и экономической социологией.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В данной части анализируются основные подходы к теории фирмы. Мы
начинаем с некоторых экономических подходов, а затем концентриру-
емся на экономико-социологических направлениях. Особое внимание
при этом уделяется новым теориям хозяйственной организации.
Экономические теории фирмы.Поскольку основным объектом эко-
номической теории традиционно являются рынки, то вклад экономи-
стов в теорию организации долгое время оставался достаточно скромным.
Обычно экономисты в большей степени интересуются потоками товаров
и капитала и рассматривают фирму как точку на карте рыночных взаимо-
действий, не вникая в хитросплетения ее внутренней структуры и абст-
рагируясь от взаимодействующих в ее пределах групп интересов.
В классической политической экономии понятие "фирма" вообще
не играло большой роли. Там был капиталист (предприниматель), ко-
торый покупал оборудование, нанимал рабочих, производил продукт
и получал прибыль. Классиков интересовала величина и происхождение
этой прибыли, а вопрос о том, почему существует тот или иной способ
организации производства, не поднимался вовсе.
В неоклассике понятие "фирма" становится центральным и заменяет
классического "капиталиста". Экономисты начинают четко отделять фирму
как организатора производства, который соединяет основные факторы
для получения продукта, и собственника капитала, который предоставля-
ет денежные ресурсы в обмен на процент. Фирма и домашнее хозяйство
становятся основными субъектами в экономической теории, которая рас-
сматривает их симметрично, распространяя на них предпосылки, введен-
ные в рамках модели "экономического человека" В итоге фирма представ-
ляется в виде своего рода деперсонифицированного homo economicus1. При
этом все, что происходит у нее внутри, остается загадкой. Организацион-
ное устройство оказывается своего рода "черным ящиком"2.
Впервые вопрос о том, почему все-таки существует фирма как
организация, нанимающая работников, а не цепочка независимых ра-
ботников, которые продают друг другу последовательно обрабатывае-
мый продукт, был поставлен основателем новой институциональной
экономической теории Р. Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Он
ввел понятие трансакционных издержек, связанных с поиском партнера
и заключением сделки. Цепочка независимых работников не может су-
ществовать, потому что трансакционные затраты при такой цепочке
будут слишком велики. Фирма помогает сильно уменьшить эти затраты,
и это является главной причиной ее существования. Фирмы — это ост-
ровки административной власти в море рыночной экономики. За пре-
делами этих островков поведением управляют рыночные сигналы, но
внутри все подчиняется административной власти управляющих. Опти-
мальное сочетание этих двух механизмов координации и обеспечивает
наибольшую эффективность всего хозяйства. С этой статьи в экономичес-
кой теории начинаются попытки анализа хозяйственной организации.
Многие экономисты пытались переосмыслить идеи Р. Коуза и предло-
жить свое понимание того, какова природа хозяйственной организа-
ции и каким законам подчиняется ее структура.
В 1972 г. А. Алчиан и Г. Демсец поставили под сомнение концепцию
наличия особой "административной власти" внутри фирмы. По их мне-
нию, отношения руководителя и работника фирмы представляют
собой обычный рыночный контракт, который фактически ничем не от-
личается от взаимодействия между покупателем и продавцом в овощной
лавке. Фирма в данном случае является не более чем внешней рамкой,
набором ограничений для самостоятельно действующих индивидов3. При
этом главная причина существования фирмы — это не трансакционные
издержки, а проблема коллективного производства (team production),
при котором вклад отдельного участника производственного процесса
неизмеряем, что создает стимул для отлынивания у всех участников
производства. Чтобы отследить и пресечь отлынивание, нужен по-на-
стоящему заинтересованный менеджер, который будет претендовать на
остаточный доход фирмы (прибыль).
Эта статья ознаменовала начало двух важных тенденций в эконо-
мической методологии исследования организации. С одной стороны,
многие экономисты перестали рассматривать фирму (организацию)
как нечто цельное, самостоятельное, а стали говорить о том, что это
просто совокупность контрактов (nexus of contracts), которая позволяет
использовать экономию от масштаба и снижать трансакционные издер-
жки рыночного обмена. Вообще нет смысла говорить о существовании
"фирмы", есть только контракты разного рода. С другой стороны, эко-
номисты обратили внимание на другой важный фактор, влияющий на
существование фирмы помимо трансакционных издержек, — это раз-
личного рода оппортунистическое поведение — следование хозяйствен-
ными агентами своим эгоистическим интересам в ущерб интересам дру-
гих агентов. Существует два наиболее важных типа такого поведения,
которые мы рассмотрим чуть более подробно.
Первый тип — угроза недобросовестности (moral hazard) — впервые
был описан в упомянутой статье А. Алчиана и Г. Демсеца на примере
отлынивания (shirking), а в 1976 г. был оформлен в теорию агентских
отношений (agency theory) в статье М. Йенсена и У. Меклинга4. Эта теория
рассматривает специфическую проблему координации в хозяйственной
организации, которая связана с взаимодействием принципала (собствен-
ника), утверждающего формальные правила, и агента (менеджера), ко-
торому делегируются многие существенные права по распоряжению соб-
ственностью (principal-agent problem). Эта проблема заключается в том,
что нередко агенты склонны поступать оппортунистически, т.е. реализо-
вывать свои интересы вопреки интересам принципала. Вследствие асим-
метрии информации способности принципала контролировать хозяй-
ственное действие и его результаты ограничены, и к тому же он не в
состоянии точно отделить собственный вклад агента от влияния внеш-
ней среды. В итоге принципал пытается путем разовых переговоров зак-
лючить полный (всеобъемлющий) контракт на весь срок работы, кото-
рый, как правило, невелик и по истечении которого обе стороны вправе
расстаться.
Вторым типом оппортунистического поведения, важным для суще-
ствования фирмы, является шантаж (hold-up). В статье Б. Клейна, Р. Кро-
уфорда и А. Алчиана была рассмотрена проблема специфичности активов
(specificity of assets) и было показано, что опасение инвестировать в
специфические активы может препятствовать совершению сделки и
вызывать сбой рынка (market failure)5. Единственным способом избежать
этого сбоя рынка является объединение двух партнеров — такова еще
одна причина появления фирмы.
Значительную роль в интеграции различных подходов к объясне-
нию существования фирмы и ее внутренней структуры сыграл бесспор-
ный лидер новой институциональной экономической теории О. Уиль-
ямсон. Он развивает проблематику асимметричных отношений власти и
авторитета, отделяющих иерархически выстроенные фирмы от гори-
зонтальных рыночных отношений. Фирма пытается решить проблему
оппортунистического поведения работников, преследующих свои эго-
истические интересы (в том числе неблаговидными средствами) и воз-
никает как средство установления более надежного порядка, способ
дисциплинирования эгоистов и "безбилетников"6. О. Уильямсон также
принимает предпосылку Г. Саймона об ограниченной рациональности
(bounded rationality) действий участников рынка. И с этой точки зрения
фирма оказывается стабилизирующей структурой, помогающей справ-
ляться с неожиданностями, которые порождаются отклонением отдель-
ных хозяйственных агентов от рациональной линии поведения.
Неоинституциональным концепциям противостоит эволюционная
теория фирмы экономического историка А. Чандлера, который утверж-
дает, что "единицей анализа должна быть сама фирма, а не трансакции
или контрактные отношения, в которые она вступает"7 (к позиции
А. Чандлера мы еще вернемся).
В целом экономические подходы тяготеют к пониманию фирмы
именно как совокупности контрактов, будь то классические полные
контракты или неполные контракты в неоинституциональной теории.
При этом формы контрактов, которые избираются в рамках фирмы, по
мнению экономистов, диктуются принципом наивысшей рыночной
эффективности. А эффективность измеряется в первую очередь эконо-
мией трансакционных издержек, возникающих в процессе обмена.
В свою очередь, достижение эффективности обеспечивается предпри-
нимателями и менеджерами, действующими с присущей им рациональ-
ностью (хотя порой склонными к оппортунизму). И основная задача
корпоративного управления заключается в том, чтобы предотвратить их
оппортунистическое поведение, добиться наиболее полного совпаде-
ния их эгоистических интересов и интересов фирмы.
Заметим также, что основное направление экономической теории
все еще "живет" в мире без институтов и трансакционных издержек. По
печальному признанию Р. Коуза — осн
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|