ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
И ФОРМЫ
Итогом успешных предпринимательских усилий выступает новая или реструктурированная хозяйственная организация, где на место предпринимателя приходит менеджер, призванный стабилизировать организационную структуру и обеспечить ее устойчивое развитие. Хозяйственная организация и становится объектом нашего рассмотрения.
Современное хозяйство еще в завершившемся XX столетии пре- вратилось в "хозяйство юридических лиц" Здесь основными хозяйствен- ными агентами являются уже не индивиды, а крупные компании, зачастую даже не связанные с именами конкретных владельцев или се- мейных кланов, как это было на более ранних стадиях развития капи- тализма1. В итоге огромные активы сосредоточены в руках "безличных" корпоративных структур, существующих относительно независимо от своих создателей и работающих в них коллективов людей: со временем и реестр собственников, и состав наемных работников могут полнос- тью обновиться, а организация продолжит свою деятельность.
"Обезличение", присущее корпоративным агентам, сильно изме- няет всю карту хозяйственных взаимодействий. Одно дело — иметь отношения с конкретным хозяином, и совсем другое — с мощной бюрократической машиной, где все работающие, включая высших ме- неджеров, выступают лишь "скромными" представителями единой кол- лективной воли. Действия отдельного хозяйствующего человека, по существу, деперсонифицируются, поскольку им утрачиваются многие функции контроля за корпоративными агентами2.
Общее понятие организации.Попытаемся далее раскрыть общее по- нятие "организации" с экономико-социологической точки зрения и охарактеризовать основные подходы к ее рассмотрению.
Согласно М. Веберу, "организацией называется совокупность со- циальных отношений — закрытых, либо с ограниченным доступом извне, — в которой регулирование осуществляется особой группой людей: руководителем и, возможно, административным аппаратом, обладающими обычно представительской властью"3.
В соответствии с другим определением, принадлежащим современ- ному теоретику социологии организаций и экономсоциологу А. Стинч- комбу, организация выступает как "система устойчивых социальных отношений, сознательно формируемых с ясно выраженной и непре- рывной устремленностью к достижению некоторых специфических це- лей и задач"4. Таким образом, если М. Вебер подчеркивает закрытость и иерархичность организационного устройства, то А. Стинчкомб указы- вает на то, что организация — искусственное образование, создаваемое под определенные цели. Позднее он также рассматривает организации как специализированные структуры по обработке информации в усло- виях неопределенности5.
Попробуем обобщить приведенные определения. Любая организа- ция обладает, как мы полагаем, следующим набором обязательных при- знаков:
■ выраженная общая цель, не сводимая к индивидуальным целям членов организации;
■ набор ресурсов и определенный способ их защиты (начиная с проблем безопасности и заканчивая способами легитимации соб- ственных действий);
■ система официально утвержденных правил поведения и правил контроля за их соблюдением;
■ структура устойчиво воспроизводимых статусов (организация дол- жна иметь относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устойчивую лидерскую группу);
■ специфическое разделение труда между членами организации (формальное или неформальное);
■ наличие вознаграждений и наказаний за участие или неучастие в делах организации.
Таким образом, под организациейследует понимать систему соци- альных отношений, ориентированную на достижение общих целей, обладаю- щую собственными ресурсами, внутренним нормативным порядком и ста- тусной структурой, в рамках которых члены организации за соответству- ющие вознаграждения выполняют отведенные им установившимся разде- лением труда функциональные роли.
Основные черты хозяйственной организации.Рассмотрим далее более подробно специфические черты хозяйственной организации с эконо- мико-социологической точки зрения. К ним, по нашему мнению, от- носятся:
■ стремление к монополизму;
■ стремление к закрытости;
■ подчинение индивидов коллективным интересам;
■ стратификация работников;
■ превращение вознаграждений в привилегии6.
Стремление к монополизму. Все хозяйственные организации стре- мятся к монополизации части хозяйственных ресурсов, отвоеванию оп- ределенной рыночной ниши и пытаются не допустить в нее прочих участников рынка. Любой рынок сегментирован, т.е. разделен много- численными экономическими и административными барьерами. И зак- репляясь в определенном сегменте, хозяйственная организация обрета- ет монопольные черты7.
Стремление к закрытости. Относительное закрытие (closure) от других участников рынка, эксклюзивность членства служат одним из надежных инструментов защиты ресурсов хозяйственной организации. Создаются правила, затрудняющие вход в организацию и выход из нее. Затрудненность входа означает невозможность вступления в организацию только по желанию, без специальных усилий по завоеванию места. Зат- рудненность выхода выражается в невозможности свободно покинуть организацию без серьезных экономических или статусных потерь8.
Подчинение индивида коллективным интересам. Хозяйственные орга- низации (хотя и в неодинаковой степени) тяготеют к возможно более полному подчинению своих членов общим целям. Причем субордина- ция человека или группы начинается порой еще до вступления в орга- низацию. Приходится "заслуживать" членство посредством протекции, через ученичество (хождение в кандидатах и стажерах), отработки за половину оплаты, демонстрацию лояльности, дисциплинированнос- ти, профессиональной пригодности. И лишь после этого становится возможным членство в организации.
Стратификация работников. Практически всякая хозяйственная орга- низация производит ранжирование своих членов, помимо основной должностной иерархии, разделяя их на полноправных и депривилеги- рованных исполнителей. Для того чтобы стать полноправным исполни- телем в хозяйственной организации, необходимо соответствовать трем важнейшим условиям:
■ постоянное членство в организации (иногда требуется опреде- ленный стаж работы);
■ послушание и личная лояльность по отношению к непосредствен- ному руководству;
■ демонстрация лояльности коллективным целям и ценностям.
Таким образом, полноправным исполнителям, помимо нахожде- ния в штате, следует еще соблюдать трудовую дисциплину, обеспечи- вать заданную выработку, не вступать в конфликты с начальством и демонстрировать преданность организации. Те, кто не соответствует хотя бы одному из названных требований, вливаются в прослойку деприви- легированных исполнителей, к которым относятся:
■ работники, проходящие предварительную подготовку (учени- ки, стажеры);
■ внештатные работники (совместители, временно занятые);
■ "теневые" работники (нанятые без надлежащего оформления);
■ "неблагонадежные" работники (нарушители дисциплины и внут- реннего распорядка, а также те, кто не проявляет должной ло- яльности).
Все эти "слабые" группы администрация может задействовать в полной мере, но при этом они подвергаются дискриминации в оплате, не имеют многих сопутствующих льгот и первыми стоят в списках на увольнение (к этой теме мы вернемся в разд. 7).
Превращение вознаграждений в привилегии. Подчиняя своих членов, организация взамен обеспечивает последним доступ к определенному набору вознаграждений, приобретающих черты привилегий. Последние представляют собой специфический способ распределения вознаграж-дений за сам факт членства в организации, безотносительно к началь- ному и текущему экономическому или трудовому вкладу. Как бы низок ни был статус члена хозяйственной организации, последний может быть причастен к некоторым благам или приобщен к каналам распреде- ления, недоступным для "человека с улицы"9.
Итак, мы видим, что хозяйственная организация тяготеет к закры- тости троякого рода — относительно используемых ресурсов, состава членов и обеспечиваемых вознаграждений. Но достигает ее в разной степени. Например, профсоюз может стремиться к тому, чтобы плоды его усилий доставались только его членам. Если ему это удается, то воз- никает тенденция ограничить число членов профсоюза. Но поскольку плоды профсоюзной активности (улучшение условий и оплаты труда) часто относятся к категории общественных благ, доступных каждому работнику независимо от того, вносились ли профсоюзные взносы, то профсоюз скорее откроет свои собственные ряды, но попытается огра- ничить доступ в организацию, требуя, чтобы работа предоставлялась только его официальным членам.
Классическая (бюрократическая) организация.Масштабный эконо- мический рост и стремительный технический прогресс, характерные для эпохи современности, во многом явились продуктом нового типа хозяйственной организации. Резко увеличились ее размеры и усложни- лась формально-иерархическая структура. Все более рациональным стано- вилось ее построение, все детальнее — внутреннее разделение труда, все изощреннее — финансовая и бухгалтерская отчетность. Современная организация соединила экономическое принуждение к "свободному" труду с административными техниками надзора и контроля за этим трудом, породив интернализацию норм трудовой дисциплины. Она деперсонифицировала отношения, и человек оказался в подчинении не у другого человека, а у безличной системы единых организационных правил. Современная организация сформировала особую культурную среду, в которой господствует анонимность производства и потребле- ния, а также утвердила особую мораль, отвергающую прямую дискри- минацию работников, если она непосредственно не связана со статусом члена организации. Все перечисленные черты суть характеристики бю- рократической организации, ставшей одним из главных "локомотивов модернизации".
В обыденном значении "бюрократизм" прочно ассоциируется с чиновничьей рутиной и волокитой, формализмом и канцелярщиной, неизбежно сопутствующими большинству распорядительских учрежде- ний. Иными словами, он воспринимается попросту как негодный спо- соб ведения дел. Однако наряду с обыденным значением, для которого в английском языке существует особый термин — "red tape", существу- ют теоретические подходы к анализу бюрократической организации.
В советской России долгое время взгляд на природу бюрократизма опирался на ранние труды К. Маркса (исходя скорее из общей методоло- гии этих работ, нежели из какой-либо завершенной теории бюрократиз- ма). В соответствии с этим подходом бюрократизм представал как форма управления, при которой функции последнего отчуждаются от большин- ства населения слоем профессиональных чиновников, постепенно подме- няющих общественные интересы своими групповыми интересами10.
В постсоветский период "младомарксистское" толкование, весьма популярное на первых порах, постепенно вытеснилось классическим пониманием бюрократизма, выработанным М. Вебером". Здесь бюрокра- тизм предстает как рациональная форма управления современной иерар- хической организацией12. Покажем основные черты такой организации.
■ Бюрократическая организация имеет строго иерархическую струк- туру, в которой четко разделены сферы компетенции чиновников.
■ Управление осуществляется путем письменных предписаний по общим правилам, освоение которых часто требует особой под- готовки. Кандидаты отбираются по профессиональной квалифи- кации и образовательным дипломам, а затем назначаются распо- ряжением сверху.
■ Денежное жалованье и пенсионные права фиксированы и нахо- дятся в строгом соответствии с местом чиновника в иерархии. Его продвижение связывается с выслугой лет, но в сильной сте- пени зависит от оценок вышестоящих лиц.
■ Чиновники, занимающие низшую ступень иерархии, подчиня- ются находящимся на высшей ступени только в рамках предпи- санных им обязанностей. От них требуется преданность скорее служебному долгу, чем конкретному начальственному лицу.
■ Места в аппарате распределяются на свободной контрактной ос- нове с заранее оговоренными условиями, при несоблюдении которых от этой работы в принципе можно отказаться. Суще- ствует и право ухода в отставку.
■ Офис и частное хозяйство строго разделены. Чиновник не может присвоить как свою частную собственность ни занимаемый пост, ни связанные с ним источники вознаграждений.
■ Чиновник подчиняется единой дисциплине и подвержен уни- фицированной системе контроля путем постоянной отчетности о проделываемой работе.
■ Служба в аппарате для чиновника является единственным или, по меньшей мере, основным местом работы13.
Необходимо подчеркнуть, что М. Вебер отнюдь не считал бюро- кратизм наилучшей формой организационного устройства. Напротив, он рассматривал утверждение бюрократизма, его проникновение во все важнейшие области жизни с позиций "культурного пессимизма" Впрочем, впоследствии выяснилось, что пессимизм М. Вебера во мно- гом не оправдался. Бюрократизм не сумел утвердить не только мораль- ное, но и абсолютное техническое превосходство, оставив достаточно места для других организационных тенденций. Он также оказался со- пряжен со многими "дисфункциями" Марксисты связывают их в пер- вую очередь с массовым воспроизводством отчуждения, под которым понимается обособление от работников условий и результатов их соб- ственной деятельности и порабощение работников этими условиями. Функционалисты указывают на распространение аномии — "выпадение" работников из системы конвенциональных норм и правил. Поверхност- ными проявлениями "дисфункций" становятся формализация дело- производства и разрастание чиновничьего аппарата14.
Из веберовской теории со временем выросло множество различ- ных концепций бюрократической системы. Иногда под ней понимают правление чиновников, иногда — всякую рациональную организацию; в одних случаях речь идет о государственных учреждениях, в других — о любых иерархических организациях13. Ниже мы рассмотрим бюрокра- тизм как один из способов построения организации, сопоставляя его с альтернативными способами.
Способы построения организаций.Совокупность хозяйственных орга- низаций не ограничивается экономическими организациями, сосредо- точенными на реализации материальных интересов. Так, в обшей типо- логии, предложенной М. Вебером, круг хозяйственных ("экономически ориентированных") организаций распространяется за пределы привычно- го понимания фирмы. К таким организациям относятся:
■ собственно "экономические организации", регулируемые мате- риальным интересом (например, фирма или бизнес);
■ неэкономические организации, выполняющие экономические функции ("экономически активные"), например, государство или церковь;
■ экономические организации, регулируемые неэкономическими способами ("экономически регулятивные"), например, земель- ные общины, профессиональные цеха или гильдии;
■ организации, "утверждающие формальный порядок", осуществ- ляющие неэкономический контроль за условиями экономичес- кой деятельности (например, правоохранительные органы)16.
Всякая хозяйственная организация имеет более или менее выра- женную иерархическую структуру, но сами иерархии по характеру не одинаковы. По способам построения М. Вебер разделял организации на "автономные", в которых порядок утверждается самими членами орга- низации, и "гетерономные", в которых порядок утверждается извне; а также на "автокефальные", где руководители и их аппарат отбираются в соответствии с внутренними правилами организации, и "гетероке- фальные", где они назначаются извне17.
А. Этциони предлагает иную типологию, выделяя три основных вида организации по способам подчинения своих членов и утверждения внутреннего контроля:
■ принудительные (coercive);
■ утилитаристские (utilitarian);
■ символические (symbolic).
Предполагается, что каждая организация, как правило, сочетает в себе все три вида контроля, но в сильно различающихся пропорциях18 Принудительные организации опираются на прямое (физическое, воен- ное) насилие над человеком или угрозу применения насилия (его отсут- ствие становится здесь своеобразной формой вознаграждения). Наиболее ярким примером служат тюрьмы и армейские подразделения, которые, помимо прочего, выполняют роль крупных хозяйственных единиц.
Утилитаристские организации объединяют своих членов на базе материального интереса. Современные фирмы наиболее близки именно к этому виду.
Символические организации апеллируют к солидарности, вырастаю- щей из общего морального или идеологического корня. К таким орга- низациям относятся церковь и политические партии (например, мона- шеская община может выполнять функции хозяйственной организа- ции, но материальные интересы играют в ней подчиненную роль с точки зрения механизмов ее интеграции).
Мы предлагаем еще одну типологию, построенную на пересечении двух параметров:
■ способа заполнения позиций в иерархии;
■ характера самих этих позиций.
Предполагается, что распределение мест и вертикальная мобильность в хозяйственной организации могут осуществляться на трех основаниях:
■ передача по наследству;
■ назначение сверху;
■ выдвижение снизу.
Сами же места в иерархии могут принимать облик формальных статусов и неформальных позиций.
В табл. 11.1 показано, что места в организации могут наследоваться по формальной (закрепленной в законе) сословной и кастовой принадлеж- ности (например, дети крепостных крестьян становились крепостными), а могут распределяться на основе унаследованных (аскриптивных) стату- сов — например, в результате гендерной и этнической дискриминации, принципы которой нигде формально не закреплены (например, руко- водящие позиции отводятся в основном мужчинам и представителям титульных национальностей).
Назначение и снятие сверху с соблюдением формальных процедур найма и увольнения, общая строгость иерархически выстроенных ста-тусов — принципиальные признаки бюрократической организации. Бо- лее традиционный порядок отражает деспотический тип организации, при котором границы между статусными позициями в иерархии более подвижны, а власть имущий свободно, следуя своим прихотям и не заботясь о формальных процедурах, приближает или отдаляет подчи- ненных и подданных, переставляя их с одной позиции на другую.
Когда занятие позиций производится путем выдвижения снизу, то это может происходить посредством формальных демократических вы- боров. В этом случае за избранником (например, освобожденным проф- союзным руководителем) закрепляется ряд полномочий, делегирован- ных ему группой. Но выдвижение возможно и путем неформализован- ного узурпирования позиций. Такой выдвиженец (например, предста- витель от рабочих при решении стихийно возникшего конфликта с менеджментом) является лидером, который каждый раз должен завое- вывать полномочия заново (см. табл. 11.1).
Таблица 11.1. Основные способы построения организационной
иерархии
|