Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 5: «Творчество: от теории к практике».



Лекция 5: «Творчество: от теории к практике».

Краткое содержание материалов:

Общее понятие творчества. Механизм творческого процесса. Фазы творческого процесса. Концепции креативности. Воображение и творчество. Творческая личность и ее жизненный путь. Развитиетворческих способностей.

Введение в проблему. Творческое мышление по определению начинается там, где заканчиваются устоявшиеся способы действия субъекта. Для решения обычных задач человек располагаем определенным репертуаром готовых способов, или схем, которые он пытается применить к возникающими перед ним задачами. В случае творческой задачи этот репертуар оказывается исчерпанным, а решение так и не найденным. Поскольку собственные резервы заканчиваются, когнитивная система начинает нуждаться во внешнем толчке. Таким толчком может быть случайно произошедшее событие: например, занятый своими мыслями Архимед погружается в ванну или сэр Исаак Ньютон получает удар яблоком по голове. Но возможно и внутреннее происхождение подсказки - из тех слоев Опыта человека, которые недоступны для использования при решении задачи. 

1. Общее понятие творчества.

Большинство философов и психологов различает два основных типа поведения: адаптивное (связанное с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креа­тивное, определяемое как «созидательное разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которая может быть осмыслена и использована другими людьми.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился материал и работа переплетчика, а автор был бесправен — не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую само­стоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, Ломоносова ценили за утилитарную продукцию — придворные оды и создание праздничных фей­ерверков.

Только в XIX в. художники, литераторы, ученые и другие представители творче­ских профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта.

Главное в творчестве — акт создания «иде­ала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть представление продуктов внутреннего акта.

Выделяют 2 признака творческого акта: 1) его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также 2) изменение состояния сознания.

С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процес­се творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управ­лять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.

Итак, спонтанность творческого акта, пассивность воли и измененное состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного, говорят об особых отношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассив­но и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное (бессознательные творческий субъект) активно порождает творческий продукт и представляет его со­знанию.

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как пси­хического процесса предложил Яков Александрович Пономарев (1920-1997). Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху — логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Логическое

Интуитивное



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.