|
|||
Природные стихии. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Природные стихии. Важны в традиционной картине мира и представления об основных стихиях мироздания: воде, огне, воздухе, земле. Земля для славян имеет первостепенное значение (Мать-сыра-Земля) – символ материнства, прародительница и кормилица всего живого. У славян существовал запрет бить Землю, поскольку эти можно было оскорбить свою умершую мать. Земля наделялась человеческими качествами: она спит, просыпается, родит, стонет, гневается. Отправляясь в дальний путь принято было брать с собой горсть родной земли (охранительная сила). Воздух в славянской мифологии – сфера пребывания душ, которые покидают умирающих в виде воздуха, пара или дыма. Вода в народной традиции – источник жизни, но одновременно и граница между «этим» и «тем» светом, путь в загробный мир. Вода наделялась и лечебными свойствами. Однако она могла быть и опасна. Чрезвычайно вредоносной считалась вода после обмывания умершего. Огонь может быть разрушительным и нести смерть, но одновременно служит символом тепла и домашнего уюта. · Цветовые характеристики мира – белый / черный, светлый / темный. Эта система оппозиций позволяет классифицировать все предметы и явления мира, группировать их, выявлять в них сходства и различия. Такая классификация упорядочивают мир и представления о нем в сознании людей. Традиционная картина мира – это сумма представлений о мире, существующих внутри данного социума. Понятие «мир» включает в себя человека и среду его обитания в их непосредственном взаимодействии. Картина мира существует только в воображении ее носителей и чаще всего не осознается ими во всей полноте.
Древнюю религию славян, отражающих их миропонимание, в науке принято называть язычеством. Его основой является множественность культов: предков, растений, плодородия, животных, растений, природных стихий. Язычество – от слова «языки» (народы, племена). Славянское язычество развивалось по следующим направлениям: · Вера в души умерших предков и духов. · Вера в Род и Рожаниц. Род – зерно, оплодотворившее Землю и все живущее (мужское начало). Рожаницы – дающее жизнь всему (женское начало). · Поклонение Упырям и Берегиням. Упыри – олицетворение душ умерших людей. Берегини – существа, которые охраняли благополучие разных мест: природы, дома, человека. · Тотемизм (тотемные животные) – взаимосвязь человека с животным миром. «Тотем» обозначает название, которое присваивал себе тот или иной род в честь своего мыслимого родоначальника. Тотем медведь – предок рода – медведь. · Анимизм (от лат. – душа) – одухотворение всей природы. Человек переносил на природные объекты собственные свойства, приписывал им способность видеть, слышать, ощущать запахи, вступать в семейные отношения и т.д.
Сильное воздействие на традиционную культуру оказало принятие христианства в 988 г. Христианское мировоззрение основано на противопоставлении морально-этических категорий добра и зла. При всем различии языческой и христианской мировоззренческой систем в них существует много общего. В результате сложился тот облик народной культуры, в котором она дола до наших дней. Так, произошло совмещение некоторых представителей языческих богов с образами христианских святых. Святой Власий стал восприниматься как покровитель домашнего скота, заменив собой языческого бога Велеса; Илья-пророк приобрел черты громовержца Перуна; Иоанн Креститель получил имя Иван Купала и т.д. С принятием христианства в народную культуру вошли символы и атрибуты церковного обихода, которые наделялись магической силой: крест, икона, свеча, святая вода. В тоже время, отдельные предметы или действия, характерные для народных ритуалов, стали включаться в практику церковного богослужения (обычай приносить растения в храм: елку на Рождество, березы, ивы, цветы на Троицу и т.д.). В современной науке сплав языческих и христианских верований оценивается учеными и исследователями как народное двоеверие, которое возникло в результате длительного взаимодействия народных верований и христианства.
|
|||
|