|
|||
Тема №2. Традиционная картина мира и музыкальный фольклор.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема №2. Традиционная картина мира и музыкальный фольклор. Народная духовная культура является порождением мифологического сознания. Оно в корне отлично от мышления, основанного на историческом и естественнонаучном взгляде на мир. В современной науке под мифологией понимается система представлений о мире, которая принимает форму обрядового действа, песни, танца. Мифология, отражая отношения человека и природы, является наиболее древним способом понимания им мира и самого себя, способом объяснения всего происходящего в природе и человеческом обществе. Мифологическое мышление помогло человеку справиться со сложной задачей построения целостной картины мира, с помощью которой он ориентировался в окружающей действительности определял в ней свое место. Для описания структуры мира человек изобрел универсальный и остроумный в своей простоте способ: систему двоичных противопоставлений (бинарных позиций). Их набор включает в себя несколько десятков пар противоположных друг другу признаков, имеющих положительное и отрицательное значение. Эти оппозиции описывают: · Структуру пространства – верх / низ, небо / земля, восток / запад, север / юг, внутренний / внешний, близкий / далекий и др. Одним из важнейших элементов народной картины мира было пространство. Оно мыслится разнообразными природными и созданными человеком объектами: лес, поле, луг, дороги, реки и дома. В традиционной картине мира существуют две модели пространства: вертикальная (образ мирового дерева – крона (верхний мир - небеса), а корни (нижний мир - преисподняя), ствол дерева соответствует жизненному пространству человека (земле) и горизонтальная. Для русской народной культуры наиболее характерна горизонтальная модель пространства, для которой значение имеют стороны света: север-юг, запад-восток. Важной характеристикой пространства является представления человека о двух мирах – «этот» свет (людей) и «тот» свет (населенный духами). · Временные координаты – день / ночь, лето / зима, весна / осень. Времяв народной культуре воспринималось сквозь призму человеческой жизни: каждый цикл имеет начало (рождение), подъем (взросление), спад (старение) и конец (смерть), после которой наступает возрождение. Подобно пространству, время в традиционной культуре тоже представляется неоднородным, наделенным качественными характеристиками. Оно может быть «веселым», «добрым», «опасным». Недели бывают «кривыми», «святыми», а дни «белыми», «чистыми», «страшными». · Структуру социума – мужской / женский, свой / чужой, старший / младший. Человеческое общество. Половозрастное членение общества. Стадия взрослости противопоставляется детству и старости. Также важной является оппозиция холостой-женатый. · Мир стихий и космических объектов – огонь / вода, воздух / земля, солнце / луна.
|
|||
|