Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рондо Ф.Э.Баха. Рондо венских классиков



§3. Рондо Ф.Э.Баха

Следующий этап развития формы рондо – рондо Карла Филиппа Эммануила Баха. Большинство его рондо написаны в быстром темпе на песенно-танцевальном тематическом материале. Ряд особенностей трактовки формы отличает его рондо от клавессинистов и отчасти от классиков и предвосхищает дальнейшее развитие рондо:

1. Рефрен не только в форме периода, но и в простой двухчастной.

2. В среднем проведении рефрен мог проходить не в основной тональности (Цукерман – рефрены первого и второго порядка).

3. Выбор тональностей шире; допускался выход за пределы первой степени родства.

4. Сразу следом за проведением рефрена может появиться его варьированное повторение.

5. Некоторые средние проведения рефрена могут быть даны не полностью.

6. Возможно проведение двух рефренов подряд.

7. Возможно проведение двух эпизодов подряд, то есть количество частей может быть чётным.

8. В эпизодах кроме тематического материала могут присутствовать общие формы движения, то есть в рондо проникает разработка.

9. Возможна репризность эпизодов.

Среди других характерных особенностей рондо Ф.Э.Баха – многочастность, включение коды как части формы.

§4. Рондо венских классиков

К эпохе венской классической школы форма рондо приобрела определённые структурные принципы: пятичастность композиции с тремя рефренами и двумя эпизодами:

A B A C A

Обычно характер тематизма в рондо – песенно-танцевальный, поэтому форма рефрена чаще – простая двухчастная (реже простая трёхчастная или период). Эпизоды могут быть построениями серединно-разработочного характера или иметь простую форму; могут быть замкнутыми и незамкнутыми. Второй эпизод нередко более развёрнут, чем первый.

Рефрен во всех проведениях всегда звучит в основной тональности. Первый эпизод чаще пишется в тональности доминантовой сферы либо в параллельной (VI ступень в мажоре). Второй эпизод использует тональность субдоминанты или одноименную главной.

Между частями формы возможно появление связующих построений. Часто есть связка между рефреном и первым эпизодом. После первого эпизода может быть предыкт. Второй эпизод, как правило, появляется без подготовки. Среднее проведение рефрена может быть сокращено, реже сокращается последнее проведение.

Обычно у композиторов-классиков в рондо присутствует форма второго плана – рассредоточенные вариации, так как в проведениях тема рефрена варьируется.

Новый раздел в рондо венских классиков – кода. Она может быть написана на одной теме (рефрена или одного из эпизодов) или может быть синтетической.

 

Домашнее задание:

1. Ф.Куперен «Пассакалия».

2. Ф.Э.Бах. Концерт для гобоя с оркестром B-dur (дух., симф. дир.; выявить черты формы рондо и особенности формы концерта) или Рондо Es (вокал, хор.дир., ф-но).

3. Л.Бетховен Соната №20, финал (ф-но, дух.) или Глинка, «Ночной зефир струит эфир» (вокал, ОСД).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.