![]()
|
|||
Лекция 14. Рондо. Определение и происхождение.. Старинное (куплетное) рондо.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 14. Рондо §1. Определение и происхождение. Способин: Рондо называется такая форма, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержания и, притом, чаще всего, каждый раз — нового. Общая формула: A B A … n A, где n – предпоследний эпизод (количество эпизодов может быть любым). Как видно из схемы, форма рондо имеет стабильный и мобильные элементы. Стабильный элемент (А) называется рефрен (аналоги – рондо, главная партия). Мобильные элементы, имеющие каждый индивидуальное, неповторяющееся содержание, называются эпизодами. В большинстве учебников предшественницей формы рондо называют хороводную песню с хоровым припевом и варьирующимися сольными запевами. Грубер находит истоки формы рондо в искусстве французских труверов, а В.Д. Конен указывает на влияние арабской музыки на творчество трубадуров и труверов. Во французском стихосложении существовала форма рондо с повторяющейся строчкой или словом (рефрен). Аналогичные примеры стихотворных форм можно найти в восточном искусстве (араб. редиф, каз. кайырма). Таким образом, истоки формы рондо следует искать в импровизационном искусстве, а не только в хороводной песне. §2. Старинное (куплетное) рондо. Так называют форму рондо XVIII века, наиболее широко представленную в творчестве французских композиторов-клавесинистов. Иногда это рондо называют куплетным: куплет – эпизод, припев – рефрен. Оно многочастное, пять частей наименее характерно; чаще от семи и более. У клавесинистов и классиков количество частей – нечётное. Рефрен, как правило, в форме, близкой периоду; проводится всегда в одной тональности. Эпизоды – построения развивающего характера по типу середин в простых трёхчастных формах. Контраст между рефреном и эпизодами незначительный. Тональности эпизодов могут меняться, но не выходят за круг первой степени родства. Каждый последующий эпизод может быть более контрастный и развёрнутый, чем предыдущий. Таким образом, самый контрастный и развёрнутый эпизод – последний. В старинных рондо не было кодовых разделов, поэтому последний эпизод выполнял функцию обобщения музыкального материала (нередко в нём использовались общие формы движения). Французские клавесинисты использовали как мажорные, так и минорные тональности (тогда как в венских классиков преобладает мажор). Тематизм – песенно-танцевальный.
|
|||
|