Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





lt;2. ><Сертификация>



<2. ><Сертификация>

<Экологическая ><сертификация ><соответствия ><— ><процедура ><подтверждения ><соответствия ><сертифицируемого ><объекта ><предъяв­><ляемым ><к ><нему ><экологическим ><требованиям ><— ><ограничениям, ><установленным ><в ><законодательных ><и ><нормативных ><документах ><и ><направленным ><на ><обеспечение ><рационального ><природопользова­><ния, ><охрану ><окружающей ><среды, ><защиту ><здоровья ><и ><генетического ><фонда ><человека.>

<Сертификация ><осуществляется ><в ><целях ><контроля ><безопасно­><сти ><продукции ><для ><окружающей ><среды, ><жизни ><и ><здоровья ><насе<<><ления. ><Иногда ><она ><рассматривается ><в ><качестве ><одной ><из ><форм ><лицензирования. ><С ><точки ><зрения ><экологического ><нормирования ><она ><является ><частью ><технического ><регламента ><и ><выполняет ><следу­><ющие ><функции:>

· <><обозначение ><требований ><и ><норм ><к ><сертифицируемой ><продук­><ции ><с ><учетом ><лучших ><мировых ><аналогов;

· в><недрение ><экологически ><безопасных ><технологических ><процессов­
>< ><и ><оборудования;

· с><оздание ><условий ><для ><организации ><производств, ><отвечающих
><установленным ><экологическим ><требованиям.>

<В ><России ><до ><2003 ><г. ><существовала ><система ><экологической ><сер­><тификации, ><располагавшая ><собственными ><правилами ><проведения ><экологической ><сертификации, ><сформированными ><в ><соответ­><ствии ><с ><государственной ><политикой ><в ><области ><сертификации ><на ><территории ><Российской ><Федерации. ><Она ><действовала ><до ><вступ­><ления ><в ><силу ><Федерального ><закона ><«О ><техническом ><регулирова­><нии» ><(до ><1 ><июля ><2003 ><г.), ><отменившего ><законы ><«О ><стандартиза­><ции» ><и ><«О ><сертификации ><продукции ><и ><услуг».

Основной нормой действующего законодательства о техническом регулировании является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Техническое регулиро­вание — это нормирование требований к продукции, процессам, стандартизации, сертификации, подтверждению соответствия, госу­дарственному и иным видам контроля за продукцией, процессами, услугами и другим объектам технического регулирования.

<><3.><Паспортизация>

<Паспортизация ><— ><составление ><экологических ><(природоохран­><ных) ><паспортов ><на ><отдельные ><объекты, ><единицы ><ресурсов, ><источ­><ники ><выбросов, ><системы ><очистки ><с ><целью ><оптимизации ><их ><ис­><пользования, ><определения ><воздействия ><на ><окружающую ><среду ><и ><контроля ><соблюдения ><природоохранных ><норм ><и ><правил.>

<Экологический ><паспорт ><представляет ><систему ><данных, ><выра­><женных ><через ><группу ><стандартизованных ><показателей, ><отражаю­><щих ><уровень ><использования ><природных ><и ><других ><ресурсов ><и ><сте­><пень ><воздействия ><на ><основные ><компоненты ><природной ><среды.>

<В ><качестве ><механизма ><паспортизации ><природных ><ресурсов ><сле­><дует ><рассматривать ><составление ><кадастров, ><реестров, ><а ><также ><ба­><лансов ><и ><схем ><их ><использования ><и ><охраны.>

<Одной ><из ><основных ><целей ><паспортизации ><является ><установле­><ние ><предельно ><допустимых ><воздействий ><промышленных ><объек­><тов, ><технологий, ><иной ><хозяйственной ><деятельности ><на ><окружаю­><щую ><среду ><с ><учетом ><ее ><фонового ><состояния. ><Это ><позволяет ><рас­><сматривать ><паспортизацию ><в ><качестве ><механизма ><экологическо­><го ><нормирования.>

<В ><2000 ><г. ><был ><введен ><в ><действие ><государственный ><стандарт ><«Охрана ><природы. ><Экологический ><паспорт ><промышленного ><пред<<><приятия. ><Основные ><положения», ><а ><Главным ><управлением ><научно-><технического ><прогресса ><и ><экологических ><нормативов ><Госкомпри­><роды ><СССР ><были ><утверждены ><методические ><рекомендации ><по ><его ><заполнению ><и ><ведению. ><Настоящий ><стандарт ><устанавливает ><ос­><новные ><требования ><к ><построению, ><изложению, ><оформлению ><и ><содержанию ><экологического ><паспорта ><промышленного ><предпри­><ятия ><с ><целью ><определения ><влияния ><предприятия ><на ><окружающую ><среду ><и ><контроля ><соблюдения ><им ><природоохранных ><норм ><и ><пра­><вил ><в ><процессе ><хозяйственной ><деятельности.>

<Экологический ><(природоохранный) ><паспорт ><объекта ><или ><пред­><приятия ><— ><это ><нормативно-технический ><документ, ><включающий ><все ><данные ><о ><потребляемых ><и ><используемых ><ресурсах ><всех ><видов ><(природных, ><вторичных), ><а ><также ><определяющий ><все ><прямые ><влияния ><и ><воздействия ><на ><окружающую ><среду.

><Экологический ><паспорт ><разрабатывается ><предприятием ><за ><счет ><его ><средств ><и ><ут­><верждается ><руководителем ><предприятия ><по ><согласованию ><с ><терри­><ториальным ><органом ><Минприроды ><России ><(Росприроднадзора), ><где ><он ><и ><регистрируется.>

<Основой ><для ><разработки ><экологического ><паспорта ><являются ><согласованные ><и ><утвержденные ><основные ><показатели ><производ­><ства, ><проекты ><расчетов ><ПДВ, ><нормы ><ПДС, ><разрешение ><на ><«при­><родопользование» (лимиты природопользования), ><паспорта ><газо- ><и ><водоочистных ><сооружений ><и ><установок ><по ><утилизации ><и ><использованию ><отходов, ><данные ><го­><сударственной ><статистической ><отчетности ><инвентаризации ><источ­><ников ><загрязнения ><и ><нормативно-технические ><документы.>

<Экологический ><паспорт ><предприятия ><состоит ><из ><разделов, ><рас­><положенных ><в ><следующей ><последовательности:>

1) <общие ><сведения ><о ><предприятии ><и ><его ><реквизиты;>

2) <краткая ><природно-климатическая ><характеристика ><района
><расположения ><предприятия ><(климатические ><условия; ><состояние
><компонентов ><окружающей ><среды, ><включая ><фоновые ><концентрации­
><><в ><атмосфере ><и ><водных ><объектах, ><сведения ><об ><источниках ><во­дозабора
><><и ><приемниках ><сточных ><вод);>

3) <краткое ><описание ><технологии ><производства ><и ><сведения ><о ><про­дукции,
><><балансовая ><схема ><материальных ><потоков ><(объем ><и ><свойства
><выпускаемой ><продукции; ><объем, ><расход, ><вид ><и ><свойства ><сырья ><по
><ГОСТ; ><используемые ><материальные ><и ><энергетические ><ресурсы);>

4)<краткое ><описание ><природоохранных ><технологий ><(сведения
><о ><выбросах ><в ><атмосферу ><с ><указанием ><по ><каждому ><источнику ><его
><мощности, ><эффективности ><работы ><пылегазоулавливающего ><обо­рудования,>< ><его ><оснащенности ><приборами ><контроля; ><сведения ><о
><сбросах ><сточных ><вод, ><водопотреблении ><и ><водоотведении, ><состоя­нии
><><водоочистных ><сооружений; ><вид, ><состав, ><свойства ><и ><класс
><опасности ><отходов, ><перечень ><полигонов ><и ><накопителей, ><их ><обо­рудование
>< ><и ><емкость);>

5) сведения ><об ><использовании ><земельных ><ресурсов ><(общая ><площадь­
><><земельного ><отвода, ><размеры ><участков ><с ><твердым ><покрытием,
>< ><зеленых ><насаждений ><и ><санитарно-защитной ><зоны, ><рекультивация ­
>< ><нарушенных ><земель);>

6)<сведения ><об ><эколого-экономической ><деятельности ><предприятия
><><(данные ><о ><затратах ><на ><природоохранные ><мероприятия, ><оцен­ка
>< ><их ><эффективности);>

7)<материалы ><оценки ><воздействия ><предприятия ><на ><окружаю­щую
>< ><среду;

8) Мм><атериалы ><экологических ><экспертиз.

Э

Э. п. п. – один из видов документации предприятия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, одна из форм производственного экологического контроля предприятия. 

<Производственный экологический ><контроль ><осуществляется ><субъектами ><хо­><зяйственной ><и ><иной ><деятельности ><самостоятельно. ><Это ><един­><ственный ><из ><всех ><видов ><контроля, ><когда ><субъект ><совмещает ><функ­><ции ><по ><природопользованию ><и ><контролю. ><За ><неисполнение ><обя­><занности ><по ><организации ><производственного ><контроля ><собствен­><ной ><деятельности ><субъект ><может ><быть ><привлечен ><к ><ответственно­><сти. ><Субъекты ><хозяйственной ><и ><иной ><деятельности ><обязаны регулярно ><пред­><ставлять ><сведения ><о ><результатах производственно-экологического контроля>< ><в ><соответствующий ><орган ><исполнительной ><власти, ><осуществляющий ><государственный ><эко­><логический ><контроль.>

Тема.  ><Экологический><аудит>

<Экологический ><аудит ><способен ><стать ><одним ><из ><важнейших ><элементов ><системы ><управления ><качеством ><окружающей ><среды ><на ><предприятии><1><.>

Экологический ><аудит ><><систематизированный ><процесс ><полу­><чения, ><изучения ><и ><оценки ><экологической ><информации ><об ><объекте ><аудита ><на ><основе ><осуществления ><независимой ><от ><заказчика ><(ин­><вестора) ><проекта, ><разработчика ><ОВОС><или ><руководства ><действу­><ющего ><предприятия ><проверки ><его ><соответствия ><установленным ><критериям.>

<В ><процессе ><аудита ><дается ><независимая, ><комплексная, ><докумен­><тированная ><оценка ><соблюдения ><субъектом ><хозяйственной ><дея­><тельности ><требований, ><в ><том ><числе ><нормативов ><и ><нормативных ><документов, ><в ><области ><охраны ><окружающей ><среды, ><требований ><международных ><стандартов ><с ><формулировкой ><рекомендаций ><по ><улучшению ><такой ><деятельности. ><Аудит ><проводится ><для ><получения ><достоверной ><информации, ><обосновывающей ><решения ><по ><вопро­><сам ><рационального ><использования ><и ><охраны ><окружающей ><среды, ><обеспечения ><экологической ><безопасности, ><улучшения ><экологи­><ческой ><обстановки ><и ><совершенствования ><управления ><природо­><пользованием.

В ><промышленно ><развитых ><странах ><экологический ><аудит ><игра­><ет ><существенную ><роль ><в ><оптимизации ><антропогенного ><воздей­><ствия ><на окружающую ><среду. ><Одной ><из ><основных ><целей ><экологи­><ческого ><аудита является ><сертификация ><систем ><управления ><каче­><ством ><окружающей среды, _______________________________________________________________>

<'Нормативная ><база: ><Директива ><ЕС ><1836/93 ><— ><правила ><экологического ><управ­><ления ><и ><аудита; ><стандарт ><для ><системы ><экологического ><управления ><BS ><7750 ><(Ве­><ликобритания); ><ISO ><1410 ><— ><основные ><указания ><по ><экологическому ><аудиту ><в ><составе ><основных ><положений, ><процедуры ><аудита ><систем ><экологического ><менеджмента ><и ><квалификационные ><критерии ><экологических ><аудиторов; ><стан­><дарт ><ЕБРР ><— ><Протокол ><экологического ><аудита ><для ><промышленных ><предприя­><тий ><общего ><типа, ><Стандартный ><формат ><аудиторского ><отчета, ><Рабочее ><руковод­><ство ><для ><аудиторов ><по ><вопросам ><окружающей ><среды, ><здоровья ><населения ><и ><эко­><логической ><безопасности.

 

>

которые создаются ><на ><каждом ><пред­><приятии. ><Требования ><к< ><><><системам ><управления ><качеством ><окружа­><ющей ><среды ><зафиксированы ><в ><международных ><стандартах ><серии ><ISO ><14000 ><(руководящие ><указания ><по ><экологическому ><аудиту ><со­><держатся ><в ><стандартах ><ISO ><14010, ><14011, ><14012).>

<В ><России, ><несмотря ><на ><то ><что ><стандарты ><серии ><ISO ><14000 ><при­><няты ><Госстандартом, ><экологический ><аудит ><находится ><в ><стадии ><становления ><и ><до ><настоящего ><времени ><не ><имеет ><достаточного ><правового ><обеспечения, ><что, ><несомненно, ><сдерживает ><его ><разви­><тие.>

Кроме того, существует международная система стандартов эко-менеджмента и эко-аудита EMAS (Eco-Management and Audit Scheme)

Стандарт EMAS впервые был опубликован Европейский комиссией в 1993 году как предназначенный для стран Европейского Союза, Норвегии и Исландии.

      Первоначально этот стандарт предназначался для предприятий промышленности. Позже – попытки применения в общественном секторе, а также в сельском и лесном хозяйстве. Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000.

Стандарт EMAS подразумевает:

1. Выработку экологической политики, с соблюдением природоохранных нормативов и стремлением к совершенствованию природоохранной деятельности;

2. Проведение начальной комплексной экологической проверки;

3. Разработку и утверждение экологической программы;

4. Создание системы экологического менеджмента;

5. Периодический аудит системы экологического менеджмента (проводится экспертами предприятия);

6. Независимую периодическую проверку системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности требованиям стандарта EMAS и ее эффективности (проводится уполномоченным экспертом или аудиторской фирмой);

7. Составление экологического отчета (декларации), подлежащей обязательной публикации.

8.  Упор на наилучшую технологию

 

Признак                     EMAS              ISO 14001 Год введения        1993/1995            1996 М-б действия          ЕС            Весь мир Отрасли         Любые (с 04. 2001 г.) Любые Предмет

исследования                      Предприятие            Предприятие и его 

                                                                                             организация

Обязательность                         Экологическая     Экологическая

публикации                                  декларация               политика

 

<Основная ><цель ><экологического ><аудита ><— ><формирование ><досто­><верных ><представлений ><о ><воздействии ><предприятия ><на ><окружаю­><щую ><среду, ><способствующих ><снижению ><риска ><развития ><недопус­><тимых ><последствий ><и ><укреплению ><положительного ><имиджа ><пред­><приятия ><с ><точки ><зрения ><населения ><и ><властей. ><Важно ><также, ><что ><на ><основании ><аудиторской ><проверки ><может ><быть ><отделена ><эколо­><гическая ><ответственность ><действующего ><или ><планируемого ><про­><изводства ><от ><результатов ><воздействия ><других ><хозяйствующих ><субъектов ><(в ><том ><числе ><и ><в ><ретроспективе).>

<Экологическое ><аудирование ><проводится ><уполномоченными ><на ><то ><юридическими ><(аудиторская ><организация) ><или ><физическими ><(эколог-аудитор) ><лицами ><с ><целью ><определения ><соответствия ><дея­><тельности ><и ><отчетности ><хозяйствующего ><субъекта ><действующему ><экологическому ><законодательству, ><экологическим ><нормативным <<><актам, ><стандартам, ><сертификатам, ><правилам, ><требованиям, ><поста­><новлениям ><и ><предписаниям ><государственных ><и ><природоохранных ><органов ><по ><обеспечению ><экологической ><безопасности. ><В ><деятель­><ность ><аудиторов ><входят ><также ><проведение ><консультаций ><и ><выда­><ча ><рекомендаций.>

<Цели ><экологического ><аудита ><следующие:>

• <контроль ><достоверности ><выдаваемой ><предприятием ><экологи­
><ческой ><информации;>

• <проверка ><соответствия ><объекта ><экологическим ><требованиям;>

• <оценка ><существующей ><системы ><управления ><окружающей ><сре­дой
>< ><и ><здоровья ><работников;>

• <оценка ><рисков ><от ><регулируемых ><и ><нерегулируемых ><воздей­ствий
><><на ><среду;>

• <эколого-экономическая ><оценка ><инвестиционной ><привлека­тельности
><><объекта;>

• <экологическая ><оценка ><инновационных ><и ><инвестиционных
><проектов.>

<Мотивация ><проведения ><аудита ><многообразна. ><Это ><вопросы ><страхования, ><конкуренция ><на ><рынке ><экологически ><чистых ><това­><ров, ><приобретение ><земель ><и ><предприятий, ><получение ><необходи­><мых ><разрешений, ><оценка ><качества ><экономико-экологических ><уп­><равленческих ><решений ><еще ><до ><возникновения ><потерь ><(предупреж­><дение ><потери ><рынков ><сбыта). ><Целевой ><экологический ><аудит ><про­><водится ><по ><требованию ><администрации ><банков ><и ><страховых ><компаний><, ><несущих ><расходы ><по ><кредитованию ><или ><страхованию ><от ><аварийного ><и ><постепенного ><загрязнения. ><Он ><может ><быть ><направ­><лен ><на ><оценку:>

• <аварийности ><(идентификация ><предприятий ><— ><возможных
><источников ><аварий, ><изучение ><качественного ><и ><количественного
><воздействия ><возможной ><аварии ><на ><состояние ><окружающей ><среды,
><подготовка ><соответствующих ><рекомендаций);>

• <оборудования ><(инвентаризация ><природоохранного ><оборудо­вания
>< ><и ><его ><использования);>

• <экологического ><риска ><(изучение ><сценариев ><возможных ><аварий­
>< ><и ><их ><последствий, ><анализ ><предусмотренных ><мер ><и ><средств
><предупреждения ><и ><ограничения ><последствий ><аварии, ><порядок
><расчета ><ущерба, ><нанесенного ><деятельностью ><предприятия, ><детализация­
><><средств ><смягчения ><этого ><ущерба, ><оценка ><воздействия ><на
><среду ><остаточного ><загрязнения, ><система ><информирования ><надзорных­
><><организаций ><и ><граждан ><о ><возможной ><аварии;>

• <состояния ><окружающей ><среды ><(при ><слиянии ><или ><приобрете­нии
><><предприятий ><или ><недвижимости, ><включая ><приобретение ><уча­стков
>< ><под ><застройку).>

<В ><нашей ><стране ><практически ><не ><развит ><аудит ><экологической ><оценки ><результатов ><выполнения ><проектов. ><Этот ><вид ><аудита ><(послепроектный ><анализ><1><) ><экологических ><аспектов ><деятельности ><предприятия, ><проводимый, ><например, ><органами ><государственной ><власти, ><подразумевает ><систематический ><анализ ><эффективности ><системы ><ОВОС, ><в ><том ><числе ><анализ ><соответствия ><реального ><воз­><действия ><деятельности ><на ><окружающую ><среду ><спрогнозированно­><му ><в ><ходе ><экологической ><оценки ><проекта.>

<Он ><позволяет ><скорректировать ><экологическую ><оценку ><и ><мо­><жет ><внести ><существенный ><вклад ><в ><развитие ><и ><улучшение ><прак­><тики ><экологической ><экспертизы, ><обеспечивая ><обратную ><связь ><экологических ><оценок.>

<В ><результате ><такого ><аудита ><могут ><быть ><обнаружены ><суще­><ственные ><недостатки ><в ><проведенной ><ОВОС, ><а ><также ><выработа­><ны ><рекомендации ><по ><их ><устранению ><при ><проведении ><эксперти­><зы ><будущих ><проектов.>

<Кроме ><того, ><на ><основе ><новых ><данных ><могут ><быть ><пересмотре­><ны ><представления ><о ><значимости ><воздействий, ><сформированные ><в ><процессе ><проведения ><ОВОС.>

<Известно, ><что ><в ><России ><строительство ><и ><ввод ><в ><действие ><эко­><логически ><опасных ><объектов ><с ><нарушениями ><требований ><охраны ><окружающей ><среды, ><и ><в ><первую ><очередь ><без ><положительного ><за­><ключения ><государственной ><экологической ><экспертизы, ><имеет ><зна­><чительное ><распространение. ><Учитывая,

что ><экологическая ><экс­><пертиза ><проводится ><только ><в ><отношении ><намечаемой ><деятельно­><сти, ><даже ><при ><установлении ><нарушения ><законодательства ><в ><обла­><сти

________________________________________________________________>

<1>< ><За ><рубежом ><такой ><вид ><аудита ><носит ><название ><EIA ><Auditing, ><называемый ><также ><аудитом ><воздействия ><(Impact ><Auditing) ><или ><пост-аудитом ><(Post-Auditing).>>

><><экологической ><экспертизы, ><проведение ><ее ><после ><завершения ><строительства ><и ><ввода ><объекта ><в ><эксплуатацию ><невозможно. ><Для ><ликвидации ><этого ><пробела ><можно ><использовать ><процедуру ><эколо­><гического ><аудита, ><упомянутую ><в ><Федеральном ><законе ><«Об ><охране ><окружающей ><среды».>

<Заключение ><по ><результатам ><проведенного ><аудита ><может ><пе­><редаваться ><федеральным ><органам ><исполнительной ><власти, ><уполномоченным ><в ><области ><проведения ><государственного ><эко­><логического ><контроля.>

<Рассмотрев ><заключение, ><эти ><органы ><могут ><принять ><решение ><о ><возможности ><дальнейшей ><реализации ><объекта ><или ><о ><необходимо­><сти ><приостановления ><(прекращения) ><хозяйственной ><и ><иной ><дея­><тельности.>

<Внедрение ><процедуры ><экологического ><аудита ><объектов, ><завер­><шенных ><строительством ><или ><находящихся ><в ><стадии ><строительства ><без ><положительного ><заключения ><ГЭЭ, ><соответствует ><законода­><тельству ><в ><области ><охраны ><окружающей ><среды ><и ><будет ><способ­><ствовать ><ее ><оздоровлению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.