![]()
|
|||
Лекция 13.. Тема: ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕСтр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 13. Тема: ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 13.1 Сущность и структура внутрифирменного планирования. 13.2 Стратегическое и текущее планирование. 13.3 Бизнесс-планирование.
Внутрифирменное планирование как функция управления заключается в обоснованном определении главных направлений и пропорций развития производства на основе спроса рынка и с учетом материальных источников обеспечения этого развития. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; мобилизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. План является руководством к действию, исполнению. Подчеркнем, что процесс планирования непрерывен, только тогда он наиболее эффективен. При изменении реальных обстоятельств в ходе реализации план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей. План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях перспективное, стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке текущих, годовых и календарных планов участвуют все его службы. Функция планирования предполагает осуществление в организации следующих действий; – формирование миссии и предназначения организации на основе изучения внешней среды; – установление целей исходя из требований рынка и возможностей внутренней среды организации; – определение стратегий развития или выживаемости фирмы учетом состояния и возможных изменений внешней и внутренней среды и установленных целей; – разработка политики и процедур для реализации разработанных стратегий членами организации; – разработка текущих планов распределения и выполнения работ в подразделениях организации и определение конкретных исполнителей и сроков выполнения работ, текущие планы ориентированы на обеспечение непрерывного поступления прибыли в организацию; – разработка планов обеспечения подразделений организации ресурсами для реализации работ. Функция планирования осуществляется на двух уровнях: стратегическом и текущем. На рис. 13.1 показана связь между стратегическим, текущим и оперативным планированием. В реальности результаты маркетингового исследования постоянно обновляются и используются не только на этапе стратегического планирования, но и на других этапах планирования. Другой особенностью показанной структуры является постоянная связь этапов планирования с финансовыми возможностями предприятия и с его ресурсным обеспечением. Постоянное согласование разрабатываемых планов с наличием ресурсов делает эти планы более надежными. Особенно это важно на последней стадии текущего планирования производства, что является гарантом успешного выполнения планов. И последнее, что требует пояснения, – на схеме между стратегическим и текущим планированием показан этап «Построение организации (организационная структура, производственные мощности и др.)». Реально новое предприятие организационно оформляется одновременно с уточнением целей своего развития и составлением стратегических планов.
Классификация основных видов планов представлена в табл. 13.1 Таблица 13.1
|
|||
|