Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Rуч = Побщ * 100 / (Соф + Собф)



 

                                                Краткий конспект по дисциплине «Экономика отрасли» спец. 190631

 

1. Сущность, состав, структура основных фондов АТП

Основные фонды (ОФ) – это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя в течение длительного времени (более 1 года) свою натуральную форму и переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции частями, по мере износа в течение срока эксплуатации.

Основные фонды подразделяются на:

-производственные (94-98 %)

-непроизводственные (2-6 %);

К производственным ОФ (ОПФ) относятся те, которые используются для подготовки и осуществления производственного процесса:

-транспортные средства;

- производственные и административные здания;

- машины и оборудование;

- сооружения (эстакады, бензоколонки, маслохранилища);

- передаточные устройства (электрическая сеть, теплосеть, т.е. объекты, осуществляющие передачу различных видов энергии к рабочим машинам);

- инструменты и инвентарь длительного пользования (более 1 года).

К непроизводственным ОФ относятся бытовые, спортивные, социально-культурные сооружения (жилые дома, дома отдыха, детские сады, здания и оборудования лечебных учреждений).

Структура ОПФ – это соотношение различных групп ОПФ в общей их стоимости (в %) (она имеет свои особенности для каждой отрасли промышленности).

 

2. Виды износа основных фондов.

ОФ в процессе их эксплуатации постепенно изнашиваются и теряют свою первоначальную стоимость. Различают два вида износа:

1.Физический – износ в процессе эксплуатации и под действием сил природы.

Уровень физического износа ОФ зависит от:

-степени их эксплуатации (как часто, сколько часов, смен в сутки);

-условий эксплуатации и хранения (уровня агрессивности среды, в которой функционируют ОФ – влажность, присутствие в воздухе каких-либо химических соединений);

-уровня квалификации обслуживающего персонала.

Учет этих факторов в работе предприятий может в значительной мере повлиять на физическое состояние ОФ.

Способы ликвидации физического износа на АТП:

- своевременное и качественное проведение ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР автомобилей;

- замена изношенного оборудования и автомобилей

Наряду с физическим износом ОФ претерпевают моральный износ, который обычно наступает раньше физического.

2. Моральный износ, который заключается в том, что ОФ еще пригодны к эксплуатации, но на их смену предлагается новое, более производительное оборудование.

Использование при этом действующих, физически годных, но фактически устаревших средств труда, становится экономически невыгодным.

Причина морального износа – научно-технический прогресс. Способы ликвидации морального износа:

- замена технически устаревших машин новыми до момента их полного физического износа.

- внедрение достижений НТП.

 

3. Оценка основных фондов

Оценка основных фондов – это определение их стоимости в денежном выражении.

 Виды стоимости ОФ:

1.Первоначальная стоимость (Фп) – это стоимость ОФ на момент их ввода в эксплуатацию – стоимость их приобретения, транспортные расходы на доставку, стоимость монтажа и прочие расходы, связанные с вводом ОФ в эксплуатацию.

По Фп ОФ учитываются на балансе предприятия, поэтому второе название первоначальной стоимости – балансовая. Первоначальная стоимость – постоянная величина, со временем не меняется.

2.Восстановительная стоимость (Фв) – стоимость ОФ в ценах, действующих на текущий момент.

Фв определяется в результате проведения переоценки ОФ. После проведения переоценки ОФ учитываются на балансе предприятия уже не по первоначальной, а по восстановительной стоимости.

Оценка ОФ может проводиться как по полной (Фп или Фв) стоимости, так и по остаточной.

3.Остаточная стоимость (Фост) – разница между первоначальной (или восстановительной, если проводилась переоценка) стоимостью и суммой их износа за весь прошедший период эксплуатации данного объекта ОФ.

 Фост = Фп (Фв) – Износ

 4.Ликвидационная стоимость (Фл) – это стоимость реализации изношенных и снятых с производства ОФ (часто это цена лома).

 

4. Показатели эффективности использования основных фондов.

1.Фондоотдача (ФО) – показатель, отражающий сумму доходов, приходящуюся на каждый рубль стоимости основных фондов:

ФО = Д / Фосн.

где Д – это сумма дохода за определенный период времени, руб;

Фосн – стоимость основных производственных фондов, руб;

2.Фондоемкость (ФЕ) – показатель, обратный ФО. Он показывает, какая сумма основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода.

ФЕ = Фосн / Д

При увеличении ФО соответственно снижается ФЕ.

3. Фондовооружённость (ФВ) – показатель, характеризующий степень обеспеченности каждого работника основными фондами.

ФВ = Фосн / Nсп

Nсп – среднесписочная численность работников на предприятии в рассматриваемом периоде.

4.Рентабельность ОФ (Rосн).

Rосн = (Пбал / Фосн) * 100 %,

Пбал – балансовая прибыль, руб.

 

5. Сущность, состав, структура оборотных средств АТП.

Экономическая сущность оборотных средств состоит в том, что они находятся в непрерывном движении – кругообороте, в процессе которого последовательно изменяют свою форму (денежная – материальная – товарная (на АТП отсутствует) – денежная).

Оборотные средства = Оборотные фонды + Фонды обращения.

Оборотные фонды – это предметы труда, которые участвуют, как правило, в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Фонды обращения – оборотные средства, находящиеся в сфере обращения.

1.Оборотные фонды (50-65% от стоимости всех оборотных средств) включают в себя:

- производственные запасы (топливо, смазочные материалы, автошины в запасе, запасные части и агрегаты, быстроизнашивающиеся инструменты, спецодежда) (96-98% от стоимости всех оборотных фондов АТП);

- незавершенное производство - представляет собой стоимость продукции, не законченной по технологическому процессу. На АТП незавершенное производство имеет место только на текущем ремонте (1-2% от стоимости всех оборотных фондов АТП);

- расходы будущих периодов - затраты, которые осуществляются в данном периоде, а включаются в себестоимость услуг в будущих периодах, например, арендная плата, на подготовку кадров, на рекламу и т.д.

2.Фонды обращения (35-50% от стоимости всех оборотных средств) включают в себя:

- средства на счетах в банке;

- средства в кассе предприятия;

- средства в расчетных документах;

- дебиторская задолженность (задолженность других организаций или лиц данному предприятию).

 

6. Показатели эффективности использования оборотных средств.

1. Скорость оборота (коэффициент оборачиваемости) – определяет число оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный период времени.

nоб = Д / Фоб,

Д – сумма дохода предприятия за рассматриваемый период времени.

Фоб – средняя стоимость оборотных средств за тот же период.

Скорость оборота фактически показывает, сколько рублей дохода получило предприятие в рассматриваемом периоде на 1 рубль нормируемых оборотных средств.

2. Время (продолжительность) оборота - показывает, за сколько дней оборотные средства совершают один оборот.

tоб = Тк / nоб ,

Тк – число календарных дней в рассматриваемом периоде.

3. Коэффициент загрузки оборотных средств – характеризует количество оборотных средств, приходящихся на 1 рубль доходов предприятия.

Кз = Фоб / Д

 

7. Расчет затрат на материалы и запасные части для проведения ТО и РА.

Расчет потребности в запасных частях и материалах для ТО и ремонта производят сразу в стоимостном (денежном) выражении.

Для зон ЕО, ТО-1, ТО-2:               

См.  = ( Нм.  * Lобщ ⁄ 1000) * Ки * К1 * К2

 

Для участков текущего ремонта:

См.  =( Нм.тр* Куч * Lобщ ⁄ 1000) * Ки * К1 * К2  

 Сз.ч.  =( Нз.ч.тр * Куч * Lобщ ⁄ 1000) * Ки * К1 * К2

где Сз.ч., См  - потребность в запасных частях и материалах для ТО и ремонта, руб. 

Нз.ч., Нм.  - норма затрат на запасные части и материалы соответственно на 1000 км пробега, руб.

(принимается согласно Нормам затрат на ТО и ТР автомобилей)

Lобщ – общий пробег автомобиля из производственной программы по эксплуатации автомобиля, км;

Куч – коэффициент перехода к участку.

Кипов) – повышающий коэффициент, учитывающий инфляцию.

К1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации,

Для 1 категории К1 = 0,84; для 2 категории К1 = 1; для 3 категории К1 = 1,125;

для 4 категории К1 = 1,17; для 5 категории К1 = 1, 25.

К2 - коэффициент, учитывающий модификацию автомобиля.

Для бортовых автомобилей с одним прицепом К2 = 1,15;

Для бортовых автомобилей с двумя прицепами и автомобилей самосвалов с

одним прицепом К2 = 1,20;

Для автомобилей самосвалов с двумя прицепами К2 = 1,25.

 

8. Тарифная система оплаты труда.

Тарифная система оплаты труда – совокупность нормативов, которые позволяют учитывать при оплате труда сложность выполняемых работ и квалификацию работника.

Элементы тарифной системы оплаты труда:

1. Тарифная ставка – размер оплаты труда за единицу отработанного времени (может быть часовая, дневная тарифная ставка). Тарифная ставка рабочего первого разряда (С1час) 

С1час = ЗПмин / ФРВмес, где

ЗПмин – минимальная заработная плата, которая устанавливается правительством РФ, руб;

ФРВмес – фонд рабочего времени за месяц, час.

2. Тарифная сетка – это совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

Тарифная сетка

Тарифные разряды оплаты труда
Тарифные коэффициенты 1,0 1,3 1,7 1,9 2,2 2,5

 

Тарифный разряд является показателем квалификации работника и уровня сложности работ.

Тарифный коэффициент – соотношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Тарифная ставка соответствующего разряда определяется как произведение тарифной ставки первого разряда и соответствующего тарифного коэффициента.

3. Тарифно-квалификационный справочник показывает, что должен знать и уметь работник для присвоения ему соответствующей квалификации.

 

9. Формы оплаты труда.

Тарифная система оплаты труда определяет нормативы начисления заработной платы. Порядок начисления заработной платы определяют формы и системы оплаты труда.

Выделяют две формы оплаты труда:

1. Сдельная, при которой заработок рабочего зависит от количества произведенной продукции и определяется по формуле:

ЗПсд = Рсд * Q, (руб.), где

Q - объем произведенной продукции или выполненных работ;

 Рсд – расценка (оплата) за каждую единицу произведенной продукции (например, за одно ТО).

Расценка за единицу продукции определяется путем умножения часовой тарифной ставки (Счас) на установленную норму времени на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объёма работ (Нвр.ед.):

Рсд = Счас * Нвр.ед

 

2. Повременная, при которой заработок зависит от количества отработанного времени и определяется как произведение часовой тарифной ставки Счас и отработанного рабочим временем Т:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ЗПпов = Счас * Т

 

Сдельная форма стимулирует личную заинтересованность работника в повышении производительности труда и способствует наиболее эффективному использованию рабочего времени.

Повременная форма в меньшей степени, чем сдельная, стимулирует рост производительности труда. Поэтому она применяется лишь в тех случаях, где невозможно, нецелесообразно применить сдельную форму оплаты труда.

 

10. Расчет фонда заработной платы ремонтных рабочих за отработанное время

ФЗПОТ.В - фонд заработной платы за отработанное время включает в себя:

 

ФЗПОТ.В = ФЗПВЫП.РАБ + Д + Пр 

где ФЗПВЫП,РАБ - фонд заработной платы ремонтных рабочих за выполненную работу (сдельная или повременная);

 Д – доплаты - компенсирующие выплаты за дополнительные затраты труда

- за работу в неблагоприятных условиях;

- за работу в ночное время (с 22-00 до 6-00)  40% от тарифной ставки (Счас.) за каждый час ночной работы.

- за руководство бригадой – в зависимости от численности бригады;

- за работу в праздничные и выходные дни  -  в размере тарифной ставки за отработанные часы или в размере сдельной расценки за выполненный объём продукции.

Пр – премии  - поощрительные выплаты за индивидуальные или коллективные результаты труда:

- за выполнение нормированного сменного задания.

- за качество транспортного обслуживания, подтверждённого заказчиком.

- за экономию материальных ресурсов и т.д.

 

11. Классификация затрат по статьям калькуляции.

При планировании себестоимости (затрат) ТО и РА  все затраты группируют по статьям в зависимости от их назначения:

1.Заработная плата ремонтных рабочих (в том числе доплаты, премии, оплата отпусков)

2.Отчисления на социальные нужды (% от заработной платы ремонтных рабочих).

Отчисления на социальные нужды - обязательные отчисления предприятий во внебюджетные социальные фонды.

К ним относятся отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования.

3.Затраты на материалы для ТО и РА

4.Затраты на запасные части

5.Общецеховые расходы (заработная плата вспомогательных рабочих, стоимость вспомогательных материалов, амортизация и стоимость текущего ремонта здания и оборудования для ТО и РА, стоимость воды, электроэнергии, отопления производственных помещений – зон, участков, и т.д.)

6.Общехозяйственные расходы (см. общецеховые расходы, но в целом по АТП, в том числе арендная плата, командировочные расходы, амортизация и текущий ремонт административных зданий).

Общецеховые и общехозяйственные расходы обычно устанавливают в процентах от фонда заработной платы.

 

12. Определение и состав общецеховых расходов участков ТО и РА

Общецеховые расходы – это расходы, связанные с управлением и обслуживанием процесса производства ТО и РА.

 К ним относятся следующие виды затрат:

- заработная плата вспомогательных рабочих;

- стоимость вспомогательных материалов;

- амортизация и стоимость текущего ремонта производственного здания и оборудования для ТО и РА;

- стоимость воды, электроэнергии, отопления производственных помещений;

- затраты по технике безопасности и т.д.

 

13. Понятие себестоимости продукции, методика расчета себестоимости

единицы продукции участков ТО и РА. Структура себестоимости участков ТО и РА.

Себестоимость – это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Себестоимость – один из важнейших показателей, характеризующих качество работы предприятия.

Калькуляция себестоимости – определение затрат на единицу продукции.

Себестоимость единицы продукции (1 чел-час, одного обслуживания и т.д..) определяют делением общей суммы затрат (Собщ ) на объём (количество) продукции, работ.

Например:

- себестоимость 1 человеко-часа: С1чел-час = Собщ / Т,

- себестоимость одного технического обслуживания: С1то = Собщ / Nто   

где Собщ – общая себестоимость (затраты) участка ТО и РА;

Т – трудоемкость работ зоны, участка, чел-час;

Nто – количество обслуживаний.

Структура себестоимости - соотношение затрат определенного вида в общей их сумме (в %).

Доля (процент) затрат определенного вида (Ci) в общей их сумме (Собщ) определяется по формуле:

i = (Ci \ Собщ ) * 100%

 

14. Сущность, методика расчета, единицы измерения

производительности труда ремонтных рабочих.

Производительность труда – способность эффективно использовать рабочую силу с целью повышения количества выпускаемой продукции, не теряя при этом качества её выполнения

Производительность труда (ПТ) определяется количеством продукции, изготовленной в единицу времени одним работником.

ПТ = Объем выполненных работ / Количество работников.

Единицы измерения производительности труда ремонтных рабочих:

1.Стоимостные (в рублях дохода)

ПТст = Д / Nр.р.

2.Трудовые (в человеко-часах)

ПТтр = Т / Nр.р.

3.Натуральные (количество обслуживаний)

 ПТнат  = Nто/ Nр.р.

где Nр.р. – среднесписочная численность ремонтных рабочих, Д – сумма дохода за определенный период времени (руб.), Т – годовой объем работ (чел-часы), Nто – количество обслуживаний.

 

15. Пути повышения производительности труда ремонтных рабочих

Пути повышения производительности труда:

1.Более эффективное использование имеющейся техники и внедрение новой, более производительной

2.Механизация, автоматизация работ

3.Совершенствование организации труда

4.Совершенствование форм и порядка оплаты труда

5. Повышение квалификации рабочих

6.Повышение уровня трудовой дисциплины

7.Совершенствование системы морального и материального стимулирования работников.

8.Расширение перечня работ.

9.Систематическое изучение конкурентов.

 

16. Планирование численности ремонтных рабочих.

Численность ремонтных рабочих (Nр.р) рассчитывается по формуле:

 

Nр.р = Т / (ФРВ * Кп.т) , (чел.)

где Т – планируемый объем работ в человеко-часах;

Кп.т – коэффициент, учитывающий рост производительности труда;

ФРВ – фонд рабочего времени одного рабочего в планируемом периоде, который определяется по формуле:

ФРВ = (Дк – Дв – Дп – До – Дпр) * Тсм – Ч ,   (час)

 где Дк – календарное количество дней в планируемом периоде;

Дв, Дп – дни выходные, праздничные за год;

До – дни отпуска;

Дпр – прочие дни невыхода на работу (болезнь, декретный отпуск);

Тсм – плановое количество часов работы за день;

 Ч – сокращенные часы работы (перед выходными и праздничными днями).

17. Планирование прибыли и рентабельности участков ТО и РА.

 

Прибыль

 1. Общая прибыль участков ТО и РА определяется как разница между суммой доходов участка (Дуч) и суммой затрат участка - себестоимости (Суч):

Побщ = Дуч – Суч

 2.Чистая прибыль – это та часть общей прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после выплаты всех налогов, сборов и платежей

Пчист = Побщ – Н - Пкр

где Н – налоги; Пкр – плата за кредит.

Чистая прибыль распределяется по нормативам, установленным АТП, по следующим направлениям:

- фонд развития производства;

- резервный фонд;

- фонд социального развития коллектива (питание, проезд, путевки в места отдыха, материальная помощь, льготные кредиты и т.д.).

Рентабельностьпоказатель экономической эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность участков ТО и РА (Rуч), (%) - это отношение суммы общей  прибыли участков ТО и РА (Побщ) к стоимости основных производственных фондов (Соф) и оборотных фондов предприятия (Собф):

 

Rуч = Побщ * 100 / (Соф + Собф)

 

18. Планирование и распределение дохода участков ТО и РА.

 

Доход участков ТО и РА определяется как произведение цены за единицу продукции (Ц1 чел-час) и объема работ в человеко-часах (Т):



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.