Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





III вариант анализа лекции – аспектный анализ занятия



 

            Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

I вариант анализа лекции.

1. Содержание  лекции (излагается ли материл, которого нет в учебнике; пересказывается ли учебник; разъясняются ли особо трудные вопросы; даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику; связь с предыдущим и последующим материалом; внутрипредметные и межпредметные связи).

Соответствие учебного материала содержанию программы: соответствует; частично соответствует; материал устарел.

 2. Научность изложения материала: материал отражает современные взгляды на проблему; материал отражает современные достижения науки; материал раскрывает широкое и эффективное применение теории в практике; материал хорошо аргументирован фактами, примерами, датами, именами и пр.; материал содержит обоснования и доказательства; выделены главные теоретические положения; проводится обобщение;
используются управленческие подходы (мотивация, ориентировка, регуляция и контроль) к изложению учебного материала; учитываются основные дидактические принципы (доступность, систематичность, последовательность); ставятся разнообразные познавательные задачи; обсуждаются спорные, сложные вопросы;
раскрываются новые термины, понятия; изучаемый материал увязывается с жизненным опытом студентов; раскрываются способы применения изученного в практической деятельности

3. Методика чтения лекции чёткая структура лекции и логика изложения;  наличие/отсутствие плана, следование ему;  сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы);  доступность и разъяснение новых терминов и понятий;   доказательность и аргументированность; выделение главных мыслей и выводов. Использование приёмов закрепления:  повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;  подведение итогов в конце вопроса, всей лекции;  использование ТСО, наглядных пособий; применение лектором опорных материалов - текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

4. Руководство работой студента: требование конспектировать лекцию и контроль за выполнением; обучение студентов методике записи и помощь в этом; темп – медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков и др.; просмотр конспектов: по ходу лекции, после лекции или на семинарских / практических занятиях; использование приёмов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки, ораторские приёмы; разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).

5. Результативность лекции: информационная ценность; воспитательный аспект; достижение дидактических целей

6. Лекторские данные: знание предмета;     эмоциональность;     голос;     дикция;    ораторское мастерство;     культура речи;     внешний вид;     умение устанавливать и поддерживать контакт

II вариант анализа лекции.

Основные педагогические требования к занятию:

• научность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, единство обучения и воспитания, связь теории с практикой, наглядность, прочность усвоения знаний, дифференцированный и индивидуальный подход к студентам;

• реализация воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения;

• педагогическое мастерство преподавателя, речь, владение дидактической техникой, наглядными средствами и, дидактическими материалами; творческое применение различных методов и приемов обучения;

• использование наглядных пособий и технических средств обучения в условиях кабинетной системы, взаимосвязь фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятии;

• обеспечение познавательной активности студентов, оптимальное сочетание изложения преподавателя с самостоятельным поиском студентов, решением проблемных задач, выполнением творческих заданий;

• реализация связи обучения с жизненным опытом студентов, будущей профессией;

• связь данного занятия с предыдущими на основе внутри и межпредметных связей;

• ознакомление с методами научного познания (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сопоставление и др.);

• формирование навыков рациональной организации учебного труда;

• подготовка к продолжению образования;

• применение разнообразной системы учета знаний, объективность и мотивированность оценки знаний обучаемых;

• соблюдение требований орфографического режима, а также требований, предъявляемых к устной речи студентов.

III вариант анализа лекции – аспектный анализ занятия

1. Дидактический анализпредусматривает разбор занятия по основным дидактическим категориям, таким как: цели; принципы; структура; тип занятия; содержание; методы и формы организации процесса обучения; дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым

2. А. Психологический анализ занятия предусматривает его разбор по следующим составляющим: эмоциональный фон; установки на учебно-познавательную деятельность; моделирование общения; организация и управление общением; выявление системы общения преподавателя; управление восприятием, представлениями, памятью, мышлением, воображением, речью, вниманием, волевыми процессами, темпераментом студентов; общий психологический климат занятия.

  Б. Психологические требования к учебному занятию: использование методов, приемов и средств, обеспечивающих развитие познавательной деятельности студентов (внимание, память, мышление, воображение), а также познавательной направленности этой деятельности; необходимость учета психологических особенностей и психического состояния студентов на занятии, общего психологического климата в коллективе группы; осознанное, продуманное, эмоциональное поведение преподавателя (собранность, умение распределять внимание, самоконтроль, оптимизм, мимика, жесты, доброжелательность, справедливость, уважительное отношение к студентам и др.); управление поведением обучаемых (мотивация, ориентировка, организация, корректировка, контроль), преодоление трудностей, удовлетворенность достигнутыми результатами учебного труда, создание атмосферы творческого познания; соблюдение психологического такта, создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии.

3. Организационные требования к занятию: подготовленность преподавателя и  студентов к занятию; четко поставленные цели и познавательные задачи перед началом занятия; правильность выбора вида занятия; четкая, гибкая структура занятия; использование разных по дидактическим целям типов занятий, их оснащенность дидактическими материалами, наглядными пособиями, ТСО; рациональное использование времени занятия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.