Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Облик шутов



Облик шутов

...И в тот же вечер сыну сшила
Из мешковины балахон,
Подобье неких панталон
И туфли из телячьей кожи,
Что и на туфли не похожи.
Да с погремушками колпак,
Что скажешь? - вылитый дурак!

Вольфрам фон Эшенбал. Парцифаль{начало XIII в.)

До XIII в. шуты едва ли выделялись из массы гистрионов. Их изображения появляются на рубеже XIII-XIV вв., когда возникает мода держать дураков при коронованных лицах н вельможах (табл. 76, 3). Особое развитие институт придворных шутов получил в XV-XVI вв. Памятники искусства позволяют обрисовать историю костюма и атрибутов профессионального буффона.

В инициалах «D» к псалму 52 («Отказал безумец в сердце своем: нет бога») библейский безумец, спорящий с царем Давидом, представлен в образе шута, характерном для конца XIII-XIV в. (табл. 76,4). На остроконечном капюшоне весело звенели колокольчики и бубенцы (капюшон мог иметь два или три конца). Погремушка представляла собой надутый свиной пузырь с сушеным горохом, привязанный к короткой палочке (табл. 76, 2). Дураки брили голову и бороду, вокруг макушки оставляли венчик волос (табл. 76, 5), носили короткие рубахи с рукавами до локтей, ходили босиком. Иногда безумец потрясает дубинкой, но уже в ходу типично шутовской аксессуар-марот (marotte-франц.). Это жезл (длина 30-40 см) с резным навершием - кукольной головкой смеющегося шута (табл. 76, 1, 5). Вспомним о новгородских фигурках так называемых домовых из слоев Х - начала XIV в. В развалах жилых домов и надворных построек найдены топкие деревянные стержни (длина от 30 до 50 см) со скульптурными мужскими головками на конце. Предполагают, что это идолы - духи-покровители семьи, защитники от злых сил. Особенно близки марот во фламандской Псалтири конца XIII в. (табл. 76, 5) и новгородский «домовой» того же времени. В обоих случаях лица дураков похожи на Петрушку кукольной комедии: маленькие хитрые глазки, плоский нос, толстогубый рот, растянутый в благодушной улыбке. Возможно, загадочные булавы и стержни из Новгорода с фигурными завершениями в виде человеческих, звериных и птичьих головок (всего их найдено более 180) носили ряженые участники массовых «игрищ неприязных», после чего прятали в избах до следующего праздника. Аналогичные новгородским «домовым» деревянные палочки со стилизованной головкой человека на одном конце обнаружены под углами срубных построек XII-XI II вв. в Риге, что свидетельствует об их ритуальном назначении (жертвоприношения при строительстве нового дома). Марйак - палка с вырезанной человеческой головой и бубенцами - атрибут армянских шутов.

С XIV в. шута увенчивали парой птичьих крылышек (табл. 57, 2), что напоминает атрибут ловкого и изворотливого Меркурия - изобретателя лиры, бога красноречия, знатока магии и астрологии, покровителя плутовства и воровства. В древнегреческом искусстве хитроумного бога изображали юношей с крыльями па голове и жезлом-кадуцеем, обвитым змеями.

В XV в. складывается классический тип шута в экстравагантной одежде, известный по миниатюре, скульптуре, светской и храмовой живописи (табл. 75, 3-5). Его колпак с ослиными ушами, соединенный с круглым фестончатым воротником, стал в Западной Европе популярным символом мировой глупости. На ослиные уши и фестоны оплечья подвешивали колокольчики. В XVI в. на дурацких капюшонах видим «петушиный» гребешок (табл. 80, 7). Пестрый наряд шутов (жилет, узкие штаны-чулки) кроили из тканей контрастных цветов («mi-parti»), из разноцветных лоскутков-выкроек составляли узоры. Снизу жакет оформляли фестонами с бубенчиками; на поясе висела сумка или кошель. Иногда костюм шута кричащего красного цвета; он ассоциировался у ригористов с адским пламенем, уготованным паяцу (табл. 43, 2). Кукла-марот служила своеобразным маленьким двойником самого шута. Потешники гримировали лица, на щеки накладывали пятна румян (табл. 75,4). Традиционный костюм шутов - знак их корпоративной принадлежпости.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.