КОНСПЕКТ УРОКА
«Утверждаю»:
руководитель-методист
или учитель школы
подпись ______________
дата_________________
КОНСПЕКТ УРОКА
Школа №_________________________14_________________________________
Класс_______________4___________________ Дата ___________13.02.2013___________
Студент-практикант ___________Черепанова Ольга Андреевна______________________
Фамилия, имя, отчество
Тема урока ____Рисование по представлению птицы__________
Тип урока_______ комбинированный______________
Вид урока: рисование по представлению тематическое
Тип урока: комбинированный
Сделать по образцу.
Цели урока:
1. Изучение композиции и пропорций птицы, изучение методов передачи пропорций (обучающие)
2. Передача объема тоном и цветом, развитие цветоведения и цветовосприятия, развитие мелкой моторики руки, пространственного мышления (развивающие)
3.Беседа о красоте птиц, их многообразии, пользе для природы, о необходимости беречь и сохранять птиц и других животных; формировать правильное отношение к труду, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и учителю (воспитательные)
Сделать по образцу.
Оборудование:
1. Готовые рисунки и фотографии для наблюдения.
2. Бумага для рисования, грифельные карандаши, резинка, акварельные краски, кисточки.
Методы обучения:
Словесные: учитель рассказывает о птицах, живущих в нашей полосе, и о конкретной птице, предлагаемой для рисования, о том, где птица живет, чем питается, какой образ жизни ведет (рассказ учителя).
Наглядные: под руководством учителя дети рассматривают готовые рисунки и фотографии. Учитель обращает внимание детей на особенности птиц – их размеры, окраску перьев, форму клюва, длину ног и хвоста.
Приемы обучения: метод предметного (ассоциативного) рисования.
Сделать по образцу.
Развивающие задачи:
-научить ребенка ориентироваться в видах птиц, научить работать с цветом обучающие задачи
Воспитательные задачи:
- воспитание усидчивости, терпения ?, интереса к урокам ИЗО.
Задание на урок: Изобразить птицу поэтапно на листе. В карандаше и в цвете в одно предложение переформулируйте
Материалы
Для учителя: доска, мел ,указка, наглядные пособия
Для учеников: Бумага для рисования, грифельные карандаши, резинка, акварельные краски, кисточки. а в оборудовании что?
12.02.2013
I II III
Поэтапность
| Рисование по представлению птицы
Педагогический рисунок
| Ольга Андреевна
Работы учеников, учителя, картины
Художников
| Соотношение сторон доски ¼, т.е. 2 боковые створки = 1 центральная плоскость доски
План урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Вступительная беседа птицах 4 мин.
3. Объяснение нового материала 8 мин.
4. Педагогический рисунок 4 мин.
5. Упражнения учащихся 5 мин.
6. Практическая работа 20 мин.
7. Организация завершения урока 2 мин.
45 мин.
Планирование не соответствует типу урока и целям. По 3-м целям надо составить практическую работу примерно равную друг другу, т.е. около 7 мин. Если не так, то меняйте тип и цели.
Описание с хронометражем
| Ход урока
| Наглядности
| Организационный момент. 2 мин
| 1) К началу урока учитель должен приготовить наглядный материал – готовые рисунки и фотографии нескольких птиц (желательно, птиц, отличающихся друг от друга и по внешности, и по среде обитания), запасные бумагу для рисования, карандаши и резинки.
2) Учитель должен обратить внимание детей на представленные рисунки и фотографии, не согласен предложить детям тихо сесть и сидеть тоже тихо, чтобы «птички не испугались и не улетели».
3) Темп проведения урока должен быть деловой, без спешки, но и без затягивания.
|
| Вступительная беседа 4 мин
| Дети, здравствуйте, сегодня мы будем рисовать птицу. Вот посмотрите на рисунки и фотографии. Кто-нибудь знает, как называются эти птицы? А может быть кто-то видел таких птиц на прогулке в парке, в лесу или на своем дачном участке? Поднимите руку, если вы можете сказать что-нибудь об этих птицах. (Ответы детей.)
Молодцы. А теперь сидите тихо и слушайте меня внимательно. Вначале мы рассмотрим вот эту яркую птичку. Она имеет несколько названий, самые распространенные – зарянка, малиновка. Это маленькая птичка и она прекрасная певунья – она первая из птиц встречает звонкой песней утреннюю зарю (поэтому ее и зовут зарянкой) и одна из последних замолкает вечером. Ну а малиновкой ее зовут, как вы уже наверно догадались, из-за яркой окраски ее грудки. Зарянка легко приручается, ее прекрасное пение привлекает любителей птиц, поэтому зарянку даже содержат в домашних условиях.
Посмотрите, зарянка очень изящная, грациозная птичка, у нее стройные длинные ножки с длинными пальчиками и крепкими коготками, красная грудка красиво выпячена вперед. Аккуратна головка с большими черными глазками и изящным тонким клювиком. Довольно длинный элегантный хвостик, который зарянка грациозно вздергивает кверху во время волнения.
Зарянка - птичка насекомоядная, ее обычный корм мелкие личинки и гусенички, мелкие жучки и паучки, которых она ищет своим острым длинным клювом под опавшими листьями, в траве и во мху. Конечно, склюнет и зазевавшегося комара. Дети, обратите внимание, что по форме и длине клюва птицы можно довольно точно определить, чем питается птица.
Вот, например, рисунок (фото) коршуна - это хищная птица, клюв у нее крепкий, загнутый книзу, чтобы легко схватить добычу, а потом разорвать ее. А вот гусь – это водоплавающая птица, клюв плоский, чтобы хватать пищу в воде, ноги у нее заканчиваются не коготками, как у птичек, которые сидят на деревьях, а пальчиками с перепонками, чтобы было легко плавать.
Но вернемся к нашей зарянке, продолжим рассматривать ее более подробно.
Длинный хвостик зарянки выполняет роль руля, помогает ей ловко лавировать среди кустов.
А теперь, дети, обратим внимание на окраску птички. Как мы уже заметили, грудка и живот яркие, а головка, спинка и крылышки темные. Хвостик двухцветный. Обратим внимание на форму хвостика – он довольно узкий, но к концу немного расширяется лопаточкой.
|
| Объяснение нового материала 8 мин
Педагогический рисунок 4 мин
Упражнения учащихся 5 мин
| Итак, дети, нам пора приступить к работе. Мы будем рисовать птичку зарянку (малиновку). Приготовьте бумагу, мягкие карандаши, резинки, акварельные краски и кисточки. На рисование на этом уроке мы отводим 25 мин. Конечно, мы можем не успеть выполнить задание до конца, но вы не старайтесь скомкать работу побыстрее, мы продолжим ее на следующем уроке рисования.
Работать мы начнем карандашами методом предметного (ассоциативного) рисования.
Рисование у нас будет проходить в 3 этапа.
КОМПОЗИЦИЯ (размещение) И ПРОПОРЦИИ.
Намечаем линию наклона птицы на середине листа. На линии отмечаем две точки – верхнюю, там будет «макушка» головки птицы, и нижнюю – там закончится туловище и начнется хвостик. Вдоль линии между этими точками нарисуем нетолстый огурчик. Теперь этот огурчик будем превращать в тельце птички.
Объясняя словами методику выполнения первого этапа, педагог наглядно показывает на доске, как это нужно сделать.
ПЕРЕДАЧА КОНСТРУКЦИИ.
Птиц всегда начинают рисовать с головы. Внутри огурчика на линии наклона птицы отметим еще одну точку на расстоянии примерно 1/4 часть длины тельца от верхней точки. Между верхней и этой новой точкой нарисуем вначале кружок. Это будет головка птицы. Но у зарянки головка не круглая, поэтому этот кружок нужно превратить в маленький овал поперек линии наклона. Теперь нужно нарисовать клюв, тонкий и достаточно длинный, один круглый глаз – так как птичка сидит к нам в профиль.
Тело зарянки довольно плотное, поэтому огурчик нужно утолстить. Для этого мы нарисуем выпуклую грудку, которая должна плавно перейти в головку (шейка у этой птички не выделяется). Утолстим огурчик и со стороны спинки, но немного, сделаем плавный переход к головке. Чтобы правильно нарисовать ножки, необходимо «посадить» птичку на веточку. Для этого на некотором расстоянии от тела проведем две линии параллельно линии наклона и превратим их в веточку. Как мы уже отмечали, ножки у зарянки тонкие и длинные с крепкими коготками. Теперь можно нарисовать хвост. Дети, обратите внимание, хвост зарянки не лежит на линии наклона птицы, а отклоняется вверх. Крылья узкие, достаточно длинные и заостренные на концах. Рисуем одно крыло, которое полностью видно у сидящей на ветке птицы, и кончик второго, выглядывающего из-за спинки.
Словесное объяснение педагог сопровождает наглядным показом – рисунком на доске.
3 этап. ПЕРЕДАЧА ОБЪЕМА ТОНОМ И ЦВЕТОМ.
Дети, мы получили плоское изображение нашей зарянки. Для того, чтобы птичка была похожа на живую, этот рисунок нужно раскрасить акварельными красками. На палитре мы вначале подберем яркие цвета для грудки и тельца птички. Смешаем яркий цвет с охрой, вначале не очень ярко. Покрасим грудку, тельце и края хвоста. Затем усилим яркость, сделаем грудку поярче. Не забудьте оставить светлое пятно – это будет солнечный лучик на оперении. Затем смешаем темную краску для головки, спинки, крыльев и основного цвета хвоста.
Когда акварель высохнет, прорисуем мелкие детали - глаз, перья на крыльях и хвосте, коготки мягким грифельным карандашом.
|
| Практическая работа 20 мин
| Когда материал объяснен, сделаны пед.рисунки, ученики выполнили упражнения на доске, спрашиваю, есть ли у кого из ребят вопросы, если они общие – отвечаю на них, если они требуют индивидуального объяснения, прошу немного подождать. «Теперь, когда вы знаете последовательность выполнения птицы можете приступить к работе! Если у кого-то возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду и помогу.
|
| Организация завершения урока 2 мин
| После того, когда большинство детей выполнят задание, нарисовав птицу, педагог оценивает каждую работу, указывает на достоинства и недостатки рисунков, объясняет, почему что-то не получилось и как это исправить в следующий раз. Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. А сейчас я выберу несколько ваших работ (Учитель берет у детей 3-4 работы и закрепляет их на доске с помощью магнитов, рядом – фотографию и рисунок зарянки). Дети, посмотрите и сравните рисунки, у нас получились птицы, как настоящие. Весь класс работал очень хорошо, поэтому оценка всем вам сегодня на уроке – «отлично». До свидания
|
|
Тема хорошая. Подход своеобразный. Работайте с образцом.
Нет иллюстраций, этапов, конечного рисунка.
Какие у вас требования к дисциплине?
Практическая работа – самая большая, а у вас ничего. Как начинать, с чего детям? Необходимо выполнять по данным выше этапам? Тогда подробно распишите вашу работу во время практической работы детей.
|