|
|||
Мышление. Воображение. Интеллект.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция 3 Мышление. Воображение. Интеллект. План:
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отображения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.
Высшая форма мышления – понятийная.
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях. Операции мышлния: - Анализ - Синтез - Сравнение - Обобщение - Конкретизация - Классификация
Анализ – это мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление. В процессе синтеза происходит мысленное соединение соотнесение элементов, на которые был расчленён познаваемый объект, в результате складывается целостное понимание образа. Сравнение – это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. Сравнение ведёт к обобщение. Обобщение –мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности. Может быть много объектов. Конкретизация – мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратна обобщению. Классификация – мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.
Виды мышления 1. В зависимости от формы мышления 1. Наглядно-действенное; 2. Образное; 3. Вербальное (словесно-логическое). Мышление представляющее собой практическую преобразовательную деятельность с реальными предметами, называется наглядно-действенным. Такой вид мышления наиболее простой, возникает в раннем детстве. Оно актуализируются при решении практических задач, связанных с использованием практических действий. Инструментом решения задачи здесь выступает практическое действие, с помощью которого человек воздействует на объект и не только его меняет, но и извлекает информацию, необходимую для совершения нового действия. Этот вид мышления широко представлен у людей занятых производственным трудом.
Если человек решает задачу, используя имеющиеся у него образы, такое мышление называется образным. Мыслительный процесс здесь протекает в форме умственных действий манипулирования субъективными образами, которые человек получает с помощью восприятия или извлекает из памяти. Этот вид мышления получается к концу дошкольного возраста и остаётся ведущим у младших школьников.
Вербальное или словесно-логическое мышление протекает в форме логических рассуждений. Вербальное мышление появляется у человека к окончанию младшего школьного возраста. Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений. Понятие – это элементарная форма и единица, которая представлена словом.
Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. В них отражается связь между предметами и явлениями. Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Известно два основных вида умозаключения – индукция и дедукция.
Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев. Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.
1. В зависимости от характера познаваемой реальности. 1. Предметное 2. психологическое
Предметное мышление – направлено на познание физических и биологических предметов и явлений, оно обеспечивает ориентировку человека в предметном окружающем мире, должно быть хорошо развито у инженеров, механиков, биографов, физиков и т.д.
Психологическое мышление позволяет понимать людей, оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека (черты характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств, намерений, планов и т.д.), особенно необходимо в сфере «человек-человек».
2. Различают также 1. Репродуктивное (воспроизводящее) мышление 2. Продуктивное (творческое) мышление Репродуктивное мышление – основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся. Продуктивноесвязано с открытием принципиально нового, с генерацией творческих идей.
Мыслительная деятельность имеет свои особенности. К индивидуальным особенностям мышления относят:
Воображение.
Воображение – это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе преобразования имеющихся в личном опыте. Воображение является основой образного мышления, позволяет найти человеку выход из ситуаций, саморегуляции психического состояния. С помощью воображения человек может управлять собой, настраивать организм на определённые действия.
Виды воображения: 3. Как одна из форм психической деятельности может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения: 1. Непроизвольное; 2. Произвольное. Непроизвольное связано со спонтанным возникновением каких-либо образов без участия воли. Мечты, фантазии, грёзы. Произвольное характеризуется тем, что человек направлено усилием воли создаёт новые образы. Характерно для деятельности художников, режиссёров, композиторов и др. представителей творческих процессов. 4. В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют два вида воображения: 1. Репродуктивное (воссоздающее); 2. Продуктивное (творческое). Репродуктивное больше напоминает восприятие или память, так как реальность здесь воспроизводится в не переработанном виде так, как она была воспринята субъектом. Продуктивное предполагает преобразование реальных образов действительности и на основе их создания новых оригинальных продуктов. 5. В зависимости от мотивов, побуждающих человека к созданию новых образов: 1. Прагматическое 2. Гедонистическое Прагматическое имеет чёткую практическую реализацию, выступает как инструмент решения конкретных жизненных задач. Гедонистическое лежит в самом процессе фантазирования и творчества. Человек получает удовольствие от самого процесса.
- Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модельности (форме). В зависимости от этого различают:
- В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов: 1. Предметно воображение 2. Социально-психологическое (образы людей).
Приёмы создания образов: 1. Агглютинация или комбинирование – приём создания нового образа путём субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов, при этом могут соединяться совершенно разные в повседневной жизни несовместимые объекты, качества, свойства. Этим путём созданы мнгие сказочные образы («русалка», «избушка на курьих ножках»). Приём используется и в техническом творчестве. 2. Аналогия. Создание нового по сходству с известным. Этот приём широко используется в техническом производстве. (по аналогии с летающими птицами придумали летательные аппараты.) 3. Гиперболизация. Выражается в субъективном преувеличении или преуменьшении размеров объекта или явления или количество его отдельных частей и элементов. (Гулливер, многоголовый дракон). 4. Акцентирование. Представляет собой субъективное выделение и подчёркивание каких-то характерных для объекта качеств. На его основе создают карикатуры. 5. Типизация. Это приём обобщения множества родственных признаков объекта, с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощение их в новом образе. Широко используется в литературе, скульптуре. 6. Придача. Заключается в том, что объекту придаются несвойственные ему чаще всего мистические качества или функции. (Сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковёр-самолёт). 7. Перемещение. Это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Этот способ хорошо используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Они работают автоматически и довольно плохо осознаются субъектом.
|
|||
|