Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мышление. Воображение. Интеллект.



Лекция 3

Мышление. Воображение. Интеллект.

План:

  1. Понятие о мышлении;
  2. Операции мышления;
  3. Виды мышления;
  4. Понятие о воображении;
  5. Виды воображения;
  6. Приёмы создания образов;
  7. Понятие об интеллекте.

 

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отображения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.

 

Высшая форма мышления – понятийная.

 

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её наиболее существенных признаках и взаимосвязях.

Операции мышлния:

- Анализ

- Синтез

- Сравнение

- Обобщение

- Конкретизация

- Классификация

 

Анализ – это мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы. Он позволяет лучше понять предмет или явление.

В процессе синтеза происходит мысленное соединение соотнесение элементов, на которые был расчленён познаваемый объект, в результате складывается целостное понимание образа.

Сравнение – это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.

Сравнение ведёт к обобщение.

Обобщение –мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности. Может быть много объектов.

Конкретизация – мысленный переход от обобщенного к единичному отдельному. Данная операция обратна обобщению.

Классификация – мысленное распределение предметов и явлений по какому-либо основанию в зависимости от их сходства и различия друг с другом.

 

 

Виды мышления

1. В зависимости от формы мышления

1. Наглядно-действенное;

2. Образное;

3. Вербальное (словесно-логическое).

Мышление представляющее собой практическую преобразовательную деятельность с реальными предметами, называется наглядно-действенным. Такой вид мышления наиболее простой, возникает в раннем детстве. Оно актуализируются при решении практических задач, связанных с использованием практических действий.

Инструментом решения задачи здесь выступает практическое действие, с помощью которого человек воздействует на объект и не только его меняет, но и извлекает информацию, необходимую для совершения нового действия. Этот вид мышления широко представлен у людей занятых производственным трудом.

 

Если человек решает задачу, используя имеющиеся у него образы, такое мышление называется образным. Мыслительный процесс здесь протекает в форме умственных действий манипулирования субъективными образами, которые человек получает с помощью восприятия или извлекает из памяти. Этот вид мышления получается к концу дошкольного возраста и остаётся ведущим у младших школьников.

 

Вербальное или словесно-логическое мышление протекает в форме логических рассуждений. Вербальное мышление появляется у человека к окончанию младшего школьного возраста. Вербальное мышление имеет форму понятий, суждений и умозаключений. Понятие – это элементарная форма и единица, которая представлена словом.

 

Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. В них отражается связь между предметами и явлениями.

Умозаключение – это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Известно два основных вида умозаключения – индукция и дедукция.

 

Индукция – это такое умозаключение, в котором общее заключение выводится из частных посылок или конкретных случаев.

Дедукция – это умозаключение позволяющее получить частный вывод на основании общих положений.

 

1. В зависимости от характера познаваемой реальности.

1. Предметное

2. психологическое

 

Предметное мышление – направлено на познание физических и биологических предметов и явлений, оно обеспечивает ориентировку человека в предметном окружающем мире, должно быть хорошо развито у инженеров, механиков, биографов, физиков и т.д.

 

Психологическое мышление позволяет понимать людей, оно направлено на понимание индивидуальных психологических особенностей другого человека (черты характера, способностей, интересов, эмоциональных состояний, чувств, намерений, планов и т.д.), особенно необходимо в сфере «человек-человек».

 

2. Различают также

1. Репродуктивное (воспроизводящее) мышление

2. Продуктивное (творческое) мышление

Репродуктивное мышление – основано на решении задач по известной схеме. Нового знания при этом не создаётся.

Продуктивноесвязано с открытием принципиально нового, с генерацией творческих идей.

 

 

Мыслительная деятельность имеет свои особенности. К индивидуальным особенностям мышления относят:

  1. Широта мышления – способность охватить весь вопрос в целом. Проявляется в кругозоре.
  2. Глубина мышления – выражается в умении проникнуть в сущность сложных вопросов, увидеть проблему.
  3. Самостоятельность мышления характеризуется умением человека самостоятельно выдвигать новые задачи и затем решать их своими силами.
  4. Быстрота мысли определяется способностью оперативно найти выход из ситуации, обдумать и принять правильное решение. На основе этого формируются находчивость.

 

Воображение.

 

Воображение – это психический процесс создания новых субъективных образований (образов, целей, мыслей, схем поведения, планов) на основе преобразования имеющихся в личном опыте. Воображение является основой образного мышления, позволяет найти человеку выход из ситуаций, саморегуляции психического состояния. С помощью воображения человек может управлять собой, настраивать организм на определённые действия.

 

Виды воображения:

3. Как одна из форм психической деятельности может быть преднамеренным или непреднамеренным со стороны субъекта. В соответствии с этим критерием выделяют два основных вида воображения:

1. Непроизвольное;

2. Произвольное.

Непроизвольное связано со спонтанным возникновением каких-либо образов без участия воли. Мечты, фантазии, грёзы.

Произвольное характеризуется тем, что человек направлено усилием воли создаёт новые образы. Характерно для деятельности художников, режиссёров, композиторов и др. представителей творческих процессов.

4. В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата) выделяют два вида воображения:

1. Репродуктивное (воссоздающее);

2. Продуктивное (творческое).

Репродуктивное больше напоминает восприятие или память, так как реальность здесь воспроизводится в не переработанном виде так, как она была воспринята субъектом.

Продуктивное предполагает преобразование реальных образов действительности и на основе их создания новых оригинальных продуктов.

5. В зависимости от мотивов, побуждающих человека к созданию новых образов:

1. Прагматическое

2. Гедонистическое

Прагматическое имеет чёткую практическую реализацию, выступает как инструмент решения конкретных жизненных задач.

Гедонистическое лежит в самом процессе фантазирования и творчества. Человек получает удовольствие от самого процесса.

 

- Лежащие в основе воображения и порождаемые им образы могут быть разными по модельности (форме). В зависимости от этого различают:

 

  1. Зрительная

 

- В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов:

1. Предметно воображение

2. Социально-психологическое (образы людей).

 

 

Приёмы создания образов:

1. Агглютинация или комбинирование – приём создания нового образа путём субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов, при этом могут соединяться совершенно разные в повседневной жизни несовместимые объекты, качества, свойства. Этим путём созданы мнгие сказочные образы («русалка», «избушка на курьих ножках»). Приём используется и в техническом творчестве.

2. Аналогия. Создание нового по сходству с известным. Этот приём широко используется в техническом производстве. (по аналогии с летающими птицами придумали летательные аппараты.)

3. Гиперболизация. Выражается в субъективном преувеличении или преуменьшении размеров объекта или явления или количество его отдельных частей и элементов. (Гулливер, многоголовый дракон).

4. Акцентирование. Представляет собой субъективное выделение и подчёркивание каких-то характерных для объекта качеств. На его основе создают карикатуры.

5. Типизация. Это приём обобщения множества родственных признаков объекта, с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощение их в новом образе. Широко используется в литературе, скульптуре.

6. Придача. Заключается в том, что объекту придаются несвойственные ему чаще всего мистические качества или функции. (Сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковёр-самолёт).

7. Перемещение. Это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Этот способ хорошо используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве.

Они работают автоматически и довольно плохо осознаются субъектом.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.