Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





слайд 1) Лекция «Финансирование здравоохранения».



(слайд 1) Лекция «Финансирование здравоохранения».

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в мире, стране, обществе, во всех частях хозяйственной системы. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака. (слайд 2) Тем не менее, термином финансыобозначают денежные средства, а также отношения, возникающие в связи с получением, хранением, накоплением, передачей, распределением, обменом, предоставлением в долг денежных средств, превращением их из одной формы в другую.

(слайд – схема 3) Возникновении финансов как полноценной системы относится к средним векам и обусловлено развитием производства, торговли, товарно-денежных отношений, межстранового денежного оборота, банковского и биржевого дела. Существовавшие задолго до этого деньги, их движение, обращение приобретают в этот период новое качество, наполняются иным содержанием. Денежные средства становятся более многообразными, изменяются формы и характер их движения, государство мобилизует денежные ресурсы для выполнения и расширения своих экономических, социальных, политических функций. Денежные отношения распространяются из сферы обмена сферу производства и распределения общественного продукта. Возникают специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами в виде денег, национальной и иностранной валют, ценных бумаг. Так зарождаются финансы хозяйствующих субъектов, государства, страны, мировые финансы в их взаимодействии.

Эволюция финансов и финансовой системы характеризуется еще одним важным обстоятельством. Во-первых, экономические процессы производства, обращения, использования, потребления продукции, товаров, услуг сопровождаются и в определенной мере отображаются адекватными финансовыми процессами, отражающими стоимостную сторону воспроизводственного процесса, движения и изменения стоимости, динамику доходов, расходов, прибыли. Во-вторых, возникают самостоятельные финансовые операции, движение денежных средств как таковых, не связанных непосредственным образом с производством и продажей товаров; формируются валютный рынок и рынок ценных бумаг, образующие в своем единстве финансовый рынок. Движение денег обретает самостоятельность и тем самым денежное обращение становится финансовым процессом.

В странах с централизовано управляемой экономикой главенствующее место принадлежит государственным финансам, формированию государственного бюджета и внебюджетных фондов, аккумулирующих основную часть финансовых ресурсов и затем распределяющих их по отраслям, территориям, социально-экономическим программам в соответствии с государственными планами социально-экономического развития. В этих условиях главенствующей в финансах становится функция первичного распределения и последующего перераспределения финансовых ресурсов. Сами финансы характеризуются как денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового национального продукта и части национального богатства в связи с формированием фондов денежных средств субъектов хозяйствования (предприятий и государства) и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работников, удовлетворение социальных потребностей. Подобная формулировка понятия финансы была типичной для советского периода, господствовала в советской экономической науке.

В странах с рыночной экономикой сохраняется значительная роль государственных финансов, бюджетирование доходов и расходов государства, используемых на общегосударственные, общественные нужды, социальные цели. В тоже время центр тяжести финансовой деятельности смещается с централизованного распределения финансовых ресурсов на обеспечение устойчивого функционирования свободного рынка товаров и услуг и государственное неценовое регулирование рыночных отношений посредством налогов, пошлин, учетных ставок, субсидий, субвенций, квот и других финансовых рычагов. Существенно повышается роль и возможность самостоятельного использования финансовых ресурсов хозяйствующими субъектами в лице негосударственных предприятий, коммерческих фирм, компаний, банков, индивидуальных предпринимателей.

Учитывая, что реально в подавляющем большинстве стран существует смешанная экономика, совмещающая черты как централизованно управляемой, так и свободной рыночной экономики, такого же рода сочетание наблюдается и в финансовой системе стран. Это в полной мере относится и к России.

В руках государства финансы становятся важным инструментом решения важных экономических и социальных задач, обеспечение стабильности, предотвращение кризисных ситуаций, способствования экономическому росту, формирования рыночных отношений. В руках хозяйствующих субъектов финансы представляют орудие развития производства, предпринимательства, инноваций, обеспечения безубыточной, рентабельной деятельности, выживания в условиях рыночной конкуренции. Финансы, рассматриваемые как экономический фактор, как один из видов средств, используемых в экономике, представляющих ее важнейший ресурсный источник, известный под названием финансовый ресурс.

(слайд 4) Финансовый ресурс – это денежные средства, формируемые в результате экономической и финансовой деятельности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируемые государством и субъектами хозяйствования в целях последующего использования для обеспечения экономических процессов. (слайд 5) Финансирование – любое предоставление финансовых ресурсов экономическим субъектам – отраслям и сферам хозяйства страны, регионам, предприятиям, предпринимателям, населению и его отдельным группам, а также целевое выделение таких средств для осуществления программ или экономических и социальным мероприятий.

(слайд 6) Говоря о финансировании, часто привязывают его к источникам финансовых ресурсов. Так, финансирование из средств бюджетов государства, регионов, муниципалитетов называют бюджетным финансированием. (слайд 7) Если предприятия, организация, предприниматель осуществляют финансирование экономической деятельности из собственных источников – имеет место самофинансирование. Разнообразные и многочисленные финансовые процессы протекают в рамках единой финансовой системы страны.

(слайд 8)Финансовая система страны – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, принимающих непосредственное участие в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению, представляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия протекания финансовых процессов.

Интеграция экономик разных стран, развитие мирохозяйственных связей приводит к постепенному формированию мировой финансовой системы, в определенной мере объединяющей входящие в нее страновые системы. (слайд 9) Общая схема финансовой системы страны изображена на слайде. В финансовой системе страны выделяются несколько уровней, образующих ее структуру по вертикали. Верхнюю ступень занимают государственные финансы, которые, в свою очередь, разделяются на федеральные финансы и финансы субъектов федерации. Следующую ступень занимают местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов в разных формах собственности, включая финансы общественных организаций и специальные финансовые фонды.

В структуре финансовой системы выделяется система страхования, в задачи которой входит социальные, имущественные, личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансовая система представляет собой также совокупность финансовых институтов в виде организаций, учреждений, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность. Участниками финансовой системы являются: МинФин, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения.

(слайд 10) К видам деятельности, осуществляемым в рамках финансовой системы, относят: бюджетирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерскую деятельность, аудит, финансовое инспектирование.

К финансовой системе непосредственно примыкает и тесно взаимодействует с ней кредитная система, однако в отличие от собственно финансовой системы кредитная оперирует только возвратными денежными средствами.

(Слайд 11) Финансовая система характеризуется не только своими субъектами, составом и функциями составляющих ее частей, но и движением финансовых ресурсов, финансовыми потоками, связывающими агентов финансовых отношений, реализующими денежные расчеты между ними.

(слайд 12) В укрупненном представлении принято выделять следующие группы участников финансовых отношений и распределения денежных средств:

а) государственные, региональные, муниципальные органы, владеющие, распоряжающиеся, распределяющие принадлежащие им денежные ресурсы, взимающие платежи и налоги, формирующие государственный и местный бюджеты;

б) предприятия, учреждения, организации всех отраслей и сфер экономики и предприниматели, получающие денежные средства от потребителей их продукции или от государства и расходующие их на приобретение факторов производства, уплату налогов и других платежей на накопление;

в) население, семьи, получающие деньги от государства, предприятий, предпринимателей, от других людей в виде заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, благотворительной помощи, дарений, других доходов и расходующие их на приобретение потребительских товаров, услуг и сбережения.

(слайд 13) Основной источник финансовых ресурсов страны – ее валовой национальный продукт, произведенный за определенный период времени. Производители продукта создают его, реализую посредством продажи на рынках товаров и услуг, в результате чего образуются финансовые ресурсы. Вырученные денежные средства, доход распределяются между создателями продукта, обладателями факторов производства, но свою долю в виде налогов и платежей в бюджет получает и государство, которое, в свою очередь, распределяет средства на свои нужды.

При всей важности финансовых отношений в экономике они вторичны в том смысле, что их порождают первичные производственные, социальные, политические отношения. Вместе с ними финансовые отношения образуют совокупность экономических отношений.

Рассмотрим теперь основные источники финансирования и формы поступления средств (слайд – таблица 14).

 

 

Основные источники финансирования и формы поступления

финансовых средств в медицинские учреждения Российской Федерации

 

Источники финансирования Формы поступления средств
Бюджет субъекта (областной бюджет) Смета расходов Соглашения о предоставлении субсидии (субсидии на выполнение государственного задания целевые субсидии бюджетные инвестиции)
Фонд обязательного медицинского страхования (страховые медицинские организации системы ОМС), Фонд социального страхования Тарифное соглашение или договора
Платные услуги Договора на услуги по добровольному страхованию
  Договора с организациями различных форм собственности
  Договора с физическими лицами
Спонсорство Передача средств

 

Система финансирования здравоохранения в Российской Федерации в настоящее время является многоканальной, включающей в себя четыре основных источника и шесть форм поступления средств в медицинские учреждения, два из которых (бюджет и система обязательного медицинского страхования) обеспечивают реализацию бесплатной помощи.

Все названные источники финансирования, в первую очередь, охватывают средства, циркулирующие на уровне бюджета субъекта Федерации и его административных единиц, поскольку, именно на этом уровне представлены основные объемы, но, кроме того, существует уровень финансирования федеральных структур.

Так, в период 2011 - 2012 годов, в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.

Финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда от средств страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере два процентных пункта в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.

Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются на следующие цели:

1) укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, в том числе обеспечение завершения строительства ранее начатых объектов, текущий и капитальный ремонт государственных учреждений здравоохранения, приобретение медицинского оборудования;

2) внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца, в том числе обеспеченных федеральным электронным приложением универсальной электронной карты, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота и ведение медицинских карт пациентов в электронном виде;

3) внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Размер субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию Тамбовской региональной программы модернизации здравоохранения составили: в 2011 году- 1 466,7 млн. руб., в 2012 году – 1 501,3 млн. руб.

 

 (слайд 15) За счет средств бюджета предоставляются:

1. Скорая медицинская помощь;

2. специализированная медицинская помощь при:

- заболеваниях, передаваемых половым путем;

- туберкулезе;

- синдроме приобретенного иммунодефицита;

- психических расстройствах и расстройствах поведения;

- наркологических заболеваниях.

Также на бюджетном финансировании находятся специализированные диспансеры: противотуберкулезные, психоневрологические, кожно-венерологические, наркологические и др., дома ребенка, детские санатории центры по профилактике и лечению СПИДа, станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови, бюро судмедэкспертизы, патолого-анатомические бюро, центры медицинской профилактики, врачебно-физкультурные диспансеры.

Острая недостаточность бюджетных средств, выделяемых на охрану здоровья, накладывает существенный отпечаток на бюджетирование здравоохранения, т.е. на процедуры расчета объема бюджета финансирования и принятия решения об утверждении бюджетных расходов по этой статье. В централизованно управляемой советской экономике господствовал в основном нормативно-затратный подход в бюджетировании здравоохранения. Основная идея этого подхода, которая частично сохранилась до наших дней, состоит в том, что проектная величина бюджета определяется исходя из суммы затрат медицинских учреждений, устанавливаемых в соответствии с нормативами затрат, которые принимаются на минимально допустимом уровне. Если величина, определенных таким образом затрат, превышает бюджетные возможности, определяемые с соответствии с доходами бюджета и их долей, выделяемой на расходы по охране здоровья, то производится пропорциональное усечение расчетных затрат до допустимого уровня.

Теперь перейдем к следующему источнику финансирования медицинских организаций – средствам обязательного медицинского страхования.

(слайд 16) Необходимо отметить, что все юридические лица, индивидуальные предприниматели отчисляют страховые взносы в размере 30,2% от фонда оплаты труда во внебюджетные фонды, в том числе: в пенсионный фонд – 22%, фонд социального страхования – 3,1%, федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.  

(слайд-схема 17 «Схема движения финансовых ресурсов в системе ОМС»)

Органы исполнительной власти субъектов федерации уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с установленным размером тарифа. Взносы на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения аккумулируются в федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в последующем, с учетом дотаций, возвращаются в территориальный фонд ОМС, который на основании соглашения перечисляет средства страховым медицинским организациям, а они, в свою очередь, финансируют ЛПУ в соответствии с заключенными договорами. Страховые медицинские организации осуществляют конкретное финансирование медицинской помощи в рамках утвержденных объемов и видов помощи, определяемых в виде так называемой территориальной базовой программы обязательного медицинского страхования, являющейся частью Программы государственных гарантий оказания гражданам субъекта Федерации бесплатной медицинской помощи. Тарифы на оказание единицы медицинской помощи утверждаются в результате соглашения между представителями страховых организаций, медицинских учреждений и органа управления здравоохранением.

(слайд 18) Основная масса учреждений здравоохранения финансируется в основном из двух источников (средства ОМС и бюджета). Основным из этих источников являются средства ОМС – 75% (кроме целевых и инвестиционных программ). Средства обязательного медицинского страхования направляются на следующие виды расходов: оплата труда, начисления на фонд оплаты труда, медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы, мягкий инвентарь и обмундирование, продукты питания. Другие статьи расходов медицинских учреждений при оказании медицинской помощи в объеме отнесены на бюджеты:

· Расходы на коммунальные услуги;

· Налоги;

· Ремонт;

· Расходы на содержание имущества учреждения;

· Приобретение основных средств и другие.

Третьим источником финансирования учреждений здравоохранения являются средства от приносящей доход деятельности, по основному виду деятельности:

- по договорам со страховыми компаниями в системе добровольного медицинского страхования;

-  по прямым договорам с организациями;

- по договорам с физическими лицами.

Кроме того, доходы от оказания бытовых и сервисных услуг.

Право оказания платных услуг предоставлено всем медицинским учреждениям, но регламентируется нормативными актами. Поступления от внебюджетной деятельности учитываются в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и распоряжение этими средствами, в большинстве случаев находится в ведении самих учреждений, хотя и контролируется органами исполнительной власти субъектов федерации.

Последний возможный источник финансирования – спонсорство, в силу случайности характера и крайней незначительности его объемов реального удельного веса в потоке средств не имеет, и, поэтому, в данном случае не рассматривается.

(слайд-таблица 19) Перейдем к примеру, в Тамбовской области расходы консолидированного бюджета на здравоохранение в 2011 году составили ≈6,5 млрд. рублей или чуть более 18% от консолидированного бюджета области (38,3 млрд. руб.)

Расходы консолидированного бюджета Тамбовской области на здравоохранение за 2011 год

Источники финансирования Объем финансирования (млн. руб.) Доля расходов %
Бюджет Тамбовской области (с учетом субсидий из федерального бюджета) 2 383,8
Средства ОМС 4 133,6
ВСЕГО 6 517,4

Ежегодно на федеральном уровне Программой государственных гарантий утверждаются подушевые нормативы финансового обеспечения. В 2012 году норматив финансового обеспечения в расчете на одного жителя в год составляет в среднем 7 633,4 рубля. В Тамбовской области существует дефицит финансирования Программы государственных гарантий и подушевой норматив финансового обеспечения составляет 5310,3 рубля на одного жителя в год (дефицит составляет ≈ 32% (31,6)). Последнее непосредственно влияет на обеспечение лечебно-диагностического процесса, что, в конечном счете, отражается на качестве оказания медицинской помощи.

Перейдем к вопросу оплаты труда в учреждениях здравоохранения. С  1 апреля 2009 года на территории области введена отраслевая система оплаты труда работников здравоохранения. 

Основными документами, регламентирующими принципы отраслевой системы оплаты труда являются;  Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 134, 135, 143 и 144), Закон Тамбовской области от 29.12.2008 № 493-З «Об основных принципах и условиях установления оплаты труда работников государственных учреждений», Постановление администрации области от  10 февраля 2009 года № 126 «О введении новых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, и работников областных государственных образовательных учреждений», Положение об оплате труда работников, формируемое в учреждении.

Заработная плата работника государственного учреждения здравоохранения, зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и предельными размерами не ограничивается. Заработная плата устанавливается в пределах средств, выделенных учреждению на оплату труда работников.

 

Оплата труда работников учреждения состоит из:

· выплат, носящих обязательный характер:

 -  оклад (должностной оклад), ставка заработной платы;

 - выплаты повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;

 - выплаты персональных повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы (высококвалифицированному работнику с учетом уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач);

 -выплаты компенсационного характера;

· выплат, не носящих обязательный характер:

 - стимулирующие выплаты;

 - премии.

Кроме того, работникам учреждения осуществляются выплаты социального характера в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, минимальной заработной платы, установленной региональным соглашением в соответствии со статьей 1331 Трудового кодекса Российской Федерации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.