Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правосознание и правовая культура медицинских и



 

Лекция 1
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
План
1. Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство.

2. Понятие и виды социальных норм, их соотношение.

3. Теории происхождения права. Основные правовые системы современности.

4. Международное право как особая система права.

5. Система и источники права. Нормативные акты.

6. Правоотношения. Юридические факты. Юридическая ответственность. Законность и

правопорядок.

7. Правосознание и правовая культура медицинских и фармацевтических работников.

1. Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство
Государство– это специфическая политико-территориальная организация классового общества с особой публичной властью в виде специального аппарата, выражающая интересы экономически господствующего класса или всего народа, закрепляющая эти интересы в системе правовых норм.

А.В. Малько (2010), говоря о функциях государства, определяет их как основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям государства относятся:

- функция охраны прав и свобод человека и гражданина;

- экономическая функция;

- функция налогообложения;

- функция социальной защиты;

- экологическая функция;

- культурная функция.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.

К внешним функциям государства относятся:

- функция обороны страны;

- функция поддержания мирового порядка;

- функция сотрудничества;

- антитеррористическая функция.

Автор рассматривает также формы осуществления функций государства как однородную деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции, выделяя при этом правовые и организационные формы.

К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов;

3) правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц;

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проекта документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем);

2) организационно-хозяйственная (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями);

3) организационно-идеологическая (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению, призывами).

Право– это система общеобязательных правил поведения, кото­рые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

А.В. Малько (2010) выделяет следующие признаки права:

1) волевой характер (право есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства общества);

2) общеобязательность (в этом проявляется суверенитет государства, означающий, что выше власти, чем власть государства, в обществе быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех субъектов);

3) нормативность (означает, что право, прежде всего, состоит из норм, то есть общих правил поведения, регулирующих большое количество общественных отношений);

4) связь с государством (означает, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью);

5) формальная определенность (означает, что право имеет внешне выраженную письменную форму, что оно обязательно должно быть объективировано, воплощено вовне);

6) системность (означает, что право не механическая совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, непротиворечивый, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль).

Право не может существовать без государства, оно устанавливается и охраняется государством. Право приобретает в государстве гарантию своей реализации. Государство также не может существовать без права, так как право оформляет государство, упорядочивает его деятельность, регулирует деятельность государственных органов и закрепляет совокупность их полномочий. Функции государства осуществляются через правовое регулирование. Соотношение государства и права – это не соотношение объекта и его свойства, а соотношение двух самостоятель­ных объектов. Характер взаимоотношений между государством и правом не позволяет говорить о чьём-либо превосходстве.

В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации указано: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Принципами правового государства являются: народный суверенитет; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; верховенство права; разделение властей.

Народный суверенитет означает, что над государством есть сила, спо­собная определять его деятельность, – народ, живущий на тер­ритории государства. Никто, кроме народа, не может быть источником государственной власти, ее сувереном.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью означает такой характер взаимоотношений челове­ка и государства, при котором права человека рас­сматриваются не как дарованные государством, а как принадле­жащие каждому в силу факта рождения, а государство признает и защищает такие права от нарушений.

Верховенство права означает, прежде всего, верховен­ство закона – акта высшей юридической силы.

В правовом государстве власть разде­лена на законодательную, исполнительную и судебную, ни одна из трех властей не может подчинить себе другие и должна действовать в условиях сотрудничества и взаимопонимания.
^ 2. Понятие и виды социальных норм, их соотношение
Норма – это общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Для нормы характерно то, что она является правилом, т.е. масшта­бом, критерием поведения, имеющим свойство обязательности (императивности).

Норма – правило общего характера, она действует постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев.

Важным средством организации общественных отношений являются со- циальные нормы.

Социальные нормы – это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей.

Социальные нормы характеризуются рядом следующих признаков:

1) это образцы, в соответствии с которыми люди сообразуют свое поведение;

2) это правила поведения общего характера;

3) это обязательные правила поведения людей.

Выделяют следующие социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных и иных организаций, нормы обычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.

Для медицинских и фармацевтических работников особое значение имеет вопрос о соотношении норм права и морали как социальных регуляторов их профессиональной деятельности.

В этой связи заслуживает внимания ч. 1 ст. 73 Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ № 323-ФЗ), согласно которой медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии.

Следует отметить три подхода к решению вопроса о взаимоотношении норм права и морали в регулировании указанных отношений.

Первый подходзаключается в отрицании существенного значения правовых норм в регулировании отношений в сфере здравоохранения. Наиболее ярким представителем подобных взглядов выступал академик Н.М. Амосов, который считал, что никакой закон не сможет заменить совесть врача, явля-ющейся основным регулятором во взаимоотношениях врача и пациента.

Второй подход диаметрально противоположен первому, его связывают с именем академика М.Д. Шаргородского, который, полемизируя с академиком Амосовым, резонно замечал, что совесть является важным регулятором врача и пациента, но, к сожалению, она не у всех есть. В данной полемике академик Шаргородский делал основной акцент на правовое регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения.

Третий подход, его можно назвать комплексным, на протяжении длительного времени он отстаивался в работах сотрудников кафедры судебной медицины и права Самарского государственного медицинского университета, а в настоящее время сотрудниками кафедры медицинского права и биоэтики СамГМУ. Суть данного подхода заключается в том, что в регулировании общественных отношений в сфере здравоохранения недопустимо противопоставление норм права и морали, которые именно в данной сфере взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга. Именно в области медицины и фармации можно привести большое количество примеров когда нормы морали, будучи включенными в законодательные акты, становились по форме правовыми нормами, не теряя при этом этического содержания. В качестве примера можно привести нормы о врачебной тайны. До включения их в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1, а в настоящее время в Федеральный закон РФ № 323-ФЗ сохранение врачебной тайны рассматривалось как моральная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона РФ № 323-ФЗ не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных Федеральным законом РФ № 323-ФЗ. При этом за разглашение сведений составляющих врачебную тайну возможна уголовная ответственность по ст. 137 Уголовного кодекса РФ.

В тексте Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» содержится ст. 17 «Этическая экспертиза», в которой, в частности, определено, что этическая экспертиза проводится в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения советом по этике, созданным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приведенные выше примеры убедительно свидетельствуют о том, что социально-нормативные системы в здравоохранении должны представлять собой комплексные образования, включающие как правовые, так и моральные нормы.

Нормы права и морали органически взаимодействуют меж­ду собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга. Обязанность соблюдать нормы права – моральный долг граждан. Вместе с тем они не сливаются в бесформенное образование, теряя свои специфические черты, которые всегда должны учитываться при социальном нормировании в сфере здравоохранения.

Нормы права и морали отличаются друг от друга:

^ 1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представления людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государ­ством, после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

^ 2. Пo форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выра­жение в официальных государственных актах (законах, указах и других).

^ 3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в своем большинстве соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для мо­ральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

^ 4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные, в сравнении с мора­льными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определен­ные юридические права и обязанности участников общественного отношения. ^ 3. Теории происхождения права. Основные правовые системы

современности
К основным теориям происхождения права относят: 1) патриархальную теорию, 2) теологическую теорию, 3) теорию естественного права, 4) историческую теорию, 5) реалистическую теорию, 6) материалистическую теорию.

Патриархальная теория (Аристотель). Сущность ее проявляется в тенденции объяснять возникновение государства и права естественно-историческими причинами, коренящимися в природе человека как существа, которое не может жить вне общества (государства). Исходя из этого, Аристотель выводил образование государства и права из семьи как естественно воз­никающей формы общения.

Теологическая теория (Фома Аквинский). Согласно учению Фомы Аквинского, мир основан на иерархии форм (от бога - чистого разума - к духовному миру и, наконец, – к материальному). Во главе иерархии стоит Бог, установив­ший принцип подчинения низших форм высшим.

Теория естественного права (Гроций Г., Лильберн Дж., Руссо Ж-Ж.). Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитив­ным. Люди рождаются свободными и равными в пра-вах. Естественные права принадлежат человеку по праву его существования.

Историческая теория(Гуго Г., Савиньи К.). С точки зрения данной теории, право рассматривается как выражение духа народа, склады­вающегося подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективных воззрений законодательной власти государ­ства.

Реалистическая теория (Иеринг Р.). Согласно этой теории, право возникает под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. Право – это защищенный государством интерес.

Материалистическая теория(Маркс К., Ленин В.И.). В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Данная теория ограничивает жизнь права рамками классового общества. Материалистическая теория, провозглашая примат государства над правом, вступает в противоречие с теорией правового государства.

В настоящее время выделяют следующие основные правовые системы (се­мьи): романо-германскую, англо-американскую, религиозно-общинные, заидеологизированные.

Романо-германская, или континентальная, правовая семья (Россия, Франция, ФРГ) сложилась в стра­нах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как ос­новные законы, за нормами которых признается высшая юриди­ческая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

Англо-американская правовая семья (Англия, США, Канада). Основным источником права в данной правовой семье является судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решени­ях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конститу­ций. Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к по­требностям общественной практики.

В англо-американской правовой семье нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обус­ловлено тем, что судебная деятельность ориентирована, прежде всего, на решение конкретных дел, а не на формулирование об­щих правил поведения.

Религиозно-общинные (неотдифференцированные) правовые системысуществуют в ряде государств Азии и Африки в застойном виде, находятся в состоянии, которое характеризуется связанностью, религиозными, обычно-общинными регулирующими формами. Данные системы свойственны в основном застойным общественным структурам феодального или ещё более архаичного типа.

Заидеологизированные правовые системысо структурной стороны близки религиозно-общинным (неотдифференцированным) правовым системам. В отличие от них эти системы присущи современному уровню цивилизации и во многом связаны с тем, что призваны юридически оправдать доминирование в обществе методов насилия, прикрыть авторитарные, диктаторские режимы.
^ 4. Международное право как особая система права
К.К. Гасанов и соавторы (2011) дают следующее расширенное определение: современное международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций

Авторы верно подчеркивают, что большое теоретическое и практическое значение имеют проблемы источников международного права. Различают формальные и материальные источники международного права.

Формальные источники международного права – формы, в которых существуют нормы международного права, это особые, специфические формы закрепления его норм и принципов.

Материальные источники международного права – социальные феномены, которые оказывают влияние на процесс создания норм международного права, это материальные условия жизни общества.

Важное значение для правильного решения вопроса об источниках международного права, подлежащих применению при решении конкретных споров, имеет Статут Международного Суда (далее – Статут), которыйявляется главным судебным органом Организации Объединенных Наций (ООН).

В ст. 38 Статута установлено:

«1. Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

2. Это постановление не ограничивает право Суда разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны».

Согласно ст. 59 Статута решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу.

Выражение «ex aequo et bono» обычно переводят как «из добра и справедливости».

К.К. Гасанов и др. (2011) отмечают, что в теории современного международного права его источники принято подразделять следующим образом:

1) основные – международный договор; международный обычай; общие принципы права;

2) вспомогательные – решения международных и арбитражных судов; доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву; нормативные резолюции межгосударственных организаций; резолюции международных общественных организаций.

С.И. Некрасов (2012) подчеркивает, что международный обычай – это длительно повторяемое в аналогичной ситуации (обстановке) правило поведения, которое молчаливо признается и выполняется субъектами международного права в их международной практике в ка­честве обычной международно-правовой нормы.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН и детализируются, в частности,Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года, в которой указаны следующие принципы:

Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности или политической независимости любого государства.

Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Принцип не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого другого государства.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом.

Принцип равноправия и самоопределения народов.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств.

Сложной юридической проблемой является соотношение международного и национального права.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Необходимо сделать акцент на международном договоре как основном источнике международного права. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) определено, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В ст. 3 Федерального закона № 101-ФЗ указано:

«1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациямии иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера)».

Обобщая сказанное, можно констатировать, что международное право отличается от внутригосударственно­го права своими источниками. Основным источником между­народного права является договор, заключаемый представителя­ми различных государств.

От внутригосударственного права международное право от­личает процесс его образования. Если в праве конкретного государства выражена воля только этого государства, то в меж­дународном праве выражается согласованная воля различных государств.

Особенность норм международного права опреде­ляется также его субъектами. Ими могут быть не только государства, но и различные международные организации.

Особенность норм международного права состоит еще и в том, что многие из них начинают действовать на территории конкретного государства, если будут специально ратифицированы его законодательным органом.
^ 5. Система и источники права. Нормативные акты
Система права– это объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (норм, институтов, подотраслей и отраслей права).

Норма права – это установленное или санкционированное государ-ством обязательное правило поведения, обеспеченное государственным принуждением, в целях охраны и регулирования наиболее существенных с точки зрения государства общественных отношений.

Норма права – это первичный элемент системы права.

Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма права и как эти части взаимосвязаны.

Таких элементов три: гипотеза, диспозиция и санкция.

1. ^ Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в кото­ром указываются, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при на­личии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

2. ^ Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в кото­ром указывается, каким может быть или должно быть поведение при нали­чии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

3. ^ Санкция (взыскание) – это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нару­шителю правила, предусмотренного диспозицией. Санкция определяет ме­ры юридической ответственности за нарушение определенной правовой нормы.

Все логические элементы анализируемой правовой нормы можно кратко сформулировать так: «Если ..., то ..., иначе». Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов.

Нормы права подразделяются на определенные виды по следующим основаниям:

По характеру их обязательности: императивные, диапозитивные.

Императивные – это нормы, которые не могут быть заменены никакими иными требованиями, установленными для данного правоотношения.

Диапозитивные нормы – это правила, применяемые лишь в тех случаях, когда участники правоотношений не выработали иного условия по вопросу, разрешенному в данной норме. Диапозитивные нормы всегда сопровождаются словами «при отсутствии иного соглашения».

По характеру содержащихся в норме права правил поведения выделяют:

- управомочивающие нормы, которые предоставляют право совершать положительные действия;

- обязывающие нормы, которые устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;

- запрещающие, которые запрещают совершать определенные действия.

По кругу лиц. Нормы права подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц. Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц.

Формой выражения правовой нормы является статья нормативно-правового акта.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

1. ^ Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.

2. Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все её струк­турные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения.

3. ^ Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье норматив­но-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, не содер­жится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона.

^ Правовой институт – это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений.

^ Подотрасль права – это совокупность норм, регулирующих вид общественных отношений, существующих в рамках определенного рода отношений (налоговое и бюджетное право – подотрасли финансового права).

^ Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений в какой-либо сфере.

Система российского права включает в себя ряд отраслей, основными из них являются: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право. Названные отрасли права служат важными гарантами обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Конституционное право гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Административное право, регулиру­ющее отношения, складывающиеся в процессе государственно­го управления, имеет существенное значение для надлежащего управления здравоохранением.

Уголовное право обеспечивает охрану здоровья личности, предусматривая уголовную ответственность за вред, причиненный здоровью.

Гражданское право регулирует, в частности, отношения, возникающие из причинения вреда здоровью.

Трудовое право содержит нормы, призванные обеспечить охрану здоровья при исполнении гражданами трудовых обязанностей.

Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения правовых норм.

Источниками права являются:

- нормативный (нормативно-правовой) акт (акт правотворчества, в котором содержатся нормы права);

- правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий;

- юридический прецедент;

- договор.

Нормативный (нормативно-правовой) акт – это акт, содержащий нормы права, направленный на урегулирование определенных общественных отношений, принятый полномочным на то правотворческим органом.

Нормативный (нормативно-правовой) акт имеет временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

^ Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. В ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»указано: «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

 

Согласно ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.


^ Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Нормативные акты распространяют свое действие на:

- территорию Российской Федерации;

- территорию субъекта Российской Федерации;

- территорию, указанную в самом нормативном акте;

- локальную территорию конкретного юридического лица.

^ Действие нормативного акта по кругу лиц определяет то, что он действует в отношении всех граждан Российской Федерации, государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативные акты могут распространять свое действие на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Основным источником российского права выступает нормативно-пра-вовой акт.

Нормативные акты классифицируют следующим образом: закон, подзаконные и локальные акты.

Закон– это нормативный (нормативно-правовой) акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

По юридической силе законы классифицируются так:

1) Конституция Российской Федерации;

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы;

4) законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

В порядке убывания юридической силы выделяют следующие подзаконные акты:

1) Указы и распоряжения Президента РФ;

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ;

3) Приказы федеральных органов исполнительной власти;

4) Постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) Нормативные акты муниципальных органов власти.

Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного юридического лица (устав, правила внутреннего трудового распорядка, приказы руководителя). ^ 6. Правоотношения. Юридические факты. Юридическая

ответственность. Законность и правопорядок
Нормы права воздействуют на общественные отношения через сознание

и волю его участников, превращая эти отношения в правоотношения.

Правоотношение – это идеологического характера общест­венные отношения, урегулированные нормами права, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей и осуществление которых обеспечивается мерами государственного при­нуждения.

Элементами правоотношения являются:

1. Субъекты, между которыми оно устанавливается.

2. Объекты, на которые оно направлено.

3. Содержание (субъективные права и юридические обязанности).

Субъект правоотношения – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, второй субъект – организации, особый субъект – само государство.

Для того, чтобы быть субъектом правоотношения необходимо обладать особыми юридическими свойствами, при наличии которых они могут участвовать в правоотношении. Эти свойства образуют правосубъектность, которая состоит из правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязан­ности, признанные действующим правом. Правоспособность человека возникает с мо­мента рож



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.