|
|||
Перемена третья ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Перемена третья Я медленно бреду к школе, сажусь на скамейку и жду продолжения событий. Мне интересно, чем закончится все это умопомешательство. У Славки явно едет крыша. Я помню его еще с младшей группы детсада, хотя он вряд ли меня узнал. А я и не говорю про наше давнее знакомство. Славка тогда был такой же угрюмый и злой. Один раз он кинул в меня кубик, а потом расплакался и убежал. Я, правда, тоже расплакалась. Ладно, я незлопамятная…. На крыльцо выходят мои одноклассники. Не могут и сорока минут прожить без сигарет! Я подхожу к ним. Они, как всегда, делают вид, что не обращают на меня внимания. Вид у моих одноклассников взволнованный и даже задумчивый, что не может не удивлять. Артур: Не, я вам говорю, это фсбшник был, я сразу просек, в чем дело! Если бы из ментуры, то в форме бы пришел, а так — в штатском. Значит, серьезное что-то. Маша: Я вообще офигела, когда этот дядька пришел. Не, ну я понимаю, из детской комнаты милиции, ну из уголовного розыска, но чтоб вот так…. Лена: А может, это и не фсбшник был, а так, просто…. Артур: Нет, ну ты думай, что просто-то? Просто так с улицы мужик зашел и стал расспрашивать? Кто б ему разрешил, а? Лена: А нам за это ниче не будет? Артур: А че нам будет? Только вы как хотите, а я в этом деле не участвую. Славка — урод, конечно, но, блин, не нравится мне все это. Маша: Да ладно, мы ж ниче такого не знаем. Был сегодня в школе, потом ушел куда-то. Мы же за ним наблюдать не приставлены. Михалыч: По ходу, Славка куда-то влип. Артур: Козе понятно, что ему не премию вручать приходили за заслуги перед Отечеством. Паша: Даже жалко его как-то, честно говоря. Михалыч: А мне не жалко! Почему за мной никто не приходит? За ним приходят, а за мной нет, а? Да потому что я ничего ни у кого не ворую! Артур: Нашел чем гордиться! Михалыч: А че? Нечем, хочешь сказать? Артур: Вот и будешь, как твой папаша, автослесарем-механиком. Михалыч: Ну и пусть. Пусть. Зато нормально, зато по-честному, не так, как некоторые! Артур: Эй, это ты на кого намекаешь? Михалыч: На торговцев всяких…. Артур: На кого? Повтори-ка! Михалыч: На папочку твоего, понял теперь?! Артур: Как ты моего отца назвал? Михалыч: Лавочником! Артур: Кем-кем? Михалыч: Лавочником. Лавочник он и есть, держит пять магазинов и думает, что все можно! Артур не спеша подходит к Михалычу. А куда ему торопиться — он выше Михалыча на полторы головы и шире в плечах раза в два. И ноги у Артура явно длиннее, так что некуда Мишке деваться — все равно не убежит. В общем-то, сам виноват, за языком следить надо было. В это время на крыльце школы появляется Логинов. Маша: Смотрите, Славка! Инцидент исчерпан, все оборачиваются в славкину сторону. Артур: Славка, ну ты даешь! Ты знаешь, что за тобой в школу приходили? Слава: Догадываюсь. Михалыч: Доигрался, Логинов. Не зря про тебя Николай Геннадьевич говорил, что ты плохо кончишь. Слава: Да идите вы все! Артур: Не успел прийти, а уже хамишь? Нехорошо получается, Славочка. Маша: (поет) Ах, лава-лава, лавочка, большой обманщик Славочка! Славка пытается уйти. Артур с Михалычем преграждают ему дорогу. Артур: Эй, мы, кажется, не договорили. Слава: Пусти! Артур: А, может, нам боевое задание дали — задержать тебя, а? Щас возьмем тебя и отведем, куда следует. А нам потом медаль дадут. Михалыч: За поимку особо опасного преступника. Артур: Ага, ее самую. Не боишься, а? Артур с силой трясет Славку за плечи. Артур: Ну, чего молчишь, а? Славка вырывается из цепких лап Артура, достает из сумки ту самую пачку денег, стягивает с нее резинку и кидает зеленые купюры в лицо Михалычу и Артуру. Правда не фига не попадает, но это уже пустяки — парни застывают от неожиданности, словно каменные. Славка бежит в сторону школьного двора. Я почему-то бегу за ним. Просто так, сама не зная почему. Я: Славка, подожди! Славка поворачивается ко мне. Слава: Чего тебе? Я: Не знаю. Славка, ты сумасшедший, ты еще больший псих, чем я! Слава: Ну и что с того? Я: Зачем ты это сделал? Слава: А так просто. Жаль, я не увижу, как они будут ползать по полу и подбирать эти деньги. Забавное, должно быть, зрелище. Я: Не будут. Они это девятиклассникам поручат. Славка, тебя найдут, все равно найдут. Слава: Не успеют. Я: Тебя простят, тебе ничего не сделают, тебе еще нет восемнадцати. Ты ведь знаешь, что это все пройдет, это переходный возраст. Слава: В книжке, что ли, прочитала? Я одного не могу понять, почему вы все, такие умные, знаете, что это переходный возраст, знаете, что это пройдет, и все равно продолжаете делать по-своему? Почему вы все, такие рассудительные, все равно ведете себя как придурки последние? Я не знаю, что ему ответить. Я: А ты — нет? Слава: Что — нет? Я: Ты ведешь себя не как придурок последний? Слава: Почему? Я такой же, как и вы. Только я знаю, что это не пройдет. Потому что жить и знать, что все проходит — пошло и скучно. Но если тебе нравится — пожалуйста, удачи.
С этими словами Славка быстро исчезает в глубине школьного двора. Я возвращаюсь на крыльцо. Мои одноклассники уже отошли от шока. Весь бетонный пол крыльца усыпан зелеными бумажками. Артур держит на просвет одну купюру. Артур: Смотри-ка, настоящая…. Лена: Интересно, сколько здесь? Артур: Ну, где-то штук тридцать баксов, не меньше. Маша: Че, как делить будем? На всех? Артур: Михалычу деньги не нужны, он у нас чистенький. Михалыч: Ага, щас! Думаешь, я откажусь? Ищи идиота! Я ж эти деньги не украл. Если спросят, скажу, что нашел. Артур: А как же жизненные принципы, а, Михалыч? Или забыл, как ты полчаса назад из себя невинную овечку строил? Типа, вы тут все дети лавочников собрались продажные, а я один такой честный — сын автослесаря! Подбирает с пола столько купюр, сколько влезает в руку. Артур: На, это тебе. Пусть твой батя себе тачку купит. Второй рукой собирает с пола оставшиеся деньги. Артур: Держи, это тоже тебе. В МГУ поступишь, будешь ба-альшим академиком в толстых очках. (смеется) Михалыч молчит, морщит лоб, видно, размышляет о чем-то. Михалыч: Не надо. Себе забери. Уходит в школу. Артур: (пожимая плечами) Ну, не хочешь, как хочешь. Не насильно же тебе засовывать. (Паше) На, тогда ты возьми. Паша: (растерянно) Не, мне тоже не надо…. Артур: Да бери, не стесняйся. Это теперь ничейные деньги, так что никто не накажет. Паша: Мне не нужно. Артур: Я сказал — бери! Паша: Говорю же, не нужно мне! Испуганно сматывается.
Артур: (к девчонкам) Маха, тебе бабло тоже не нужно? Маша: Дай сотню. Артур: Да бери все! Маша: Не, мне только одну. Робко вытягивает из рук Артура стодолларовую купюру. Артур: Бери больше! Маша: Не надо. Мне только на пуховик и на джинсы. Артур: А родители что? Принципиальные, да? Маша: Отвяжись. Артур: На, бери больше, еще что-нибудь купишь. Маша качает головой. Артур: (Лене) Ну, тогда ты бери. Лена тоже осторожно берет у Артура сотню, пытается вытащить вторую, но Маша грозно смотрит на подругу, та одергивает руку, поспешно засовывает деньги в сумку. Маша берет Лену под руку, девчонки уходят. На крыльце, помимо девятиклашек, которые стоят в стороне, на приличном расстоянии от нас, и происходящего не замечают, остаются Артур, Ира и я. Артур: (Ире) А ты чего осталась, может, тебе тоже деньги нужны? Так на, бери. Я сегодня добрый. Ира испуганно мотает головой, уходит вслед за подругами. Артур: Ну че за фигня, а? Танюха, че они такие все, а? То у них разговоров только о деньгах, то никому не нужно…. Я: Себе забери. Артур: А что, можно. Сниму себе квартиру, чтобы от папика отдельно жить. А то достал уже. Думает, что если содержит меня, то имеет право совать свой нос в мои дела. Я: Думаешь, у тебя у одного такой отец? Артур: Ты просто папика моего не знаешь. У него всё деньги. Он даже цветы мамке на день рожденье выбирает по их цене…. Но вообще-то он ничего. Если доллар поднялся в цене и у него хорошее настроение, мы иногда ездим на рыбалку. Тогда он настоящий…. В общем, все не так уж и плохо. Так что я не знаю, что с этими деньгами делать. Тебе нужно? Я: Не-а. Артур минуту стоит в недоумении, потом подходит к девятиклассникам. Артур: Эй, народ, мне Римма Сергеевна дала задание провести с вами культурно-развлекательную программу. Заняться воспитанием подрастающего поколения, типа. Девятиклассники настороженно смотрят на Артура. Они знают, какие у него методы воспитания, поэтому в разговор не вступают. Артур: Объявляю первый конкурс. Называется — скажем нет америкосам! Так, ребятишки, что у меня в руках? Правильно, доллары. Не коситесь, они ненастоящие. Теперь по моей команде берем по экземпляру американской валюты, делаем из нее самолетик и запускаем его. Выигрывает тот, кто дальше кинет. Главный приз — часы Кассио, которые у меня сейчас на руке. Цель ясна? Раз, два, три…. Артур выпускает доллары из рук, девятиклашки, осознав, что ничего страшного им не грозит, и раздавать подзатыльники Артур не собирается, подбирают зеленые прямоугольники, мастерят из них самолетики и запускают их кто куда. Самолетики летят в разные стороны, у кого в небо, у кого на школьный двор, у кого пикирует тут же, прямо под ноги. Артур: А теперь дружно крикнем — нет Америке! Три-четыре! Девятиклашки кричат что-то нечленораздельное. Артур: Молодцы, ребята, так держать! Голос из толпы: А кто победил? Артур: Победила дружба! Я подхожу к Артуру. Подбираю лежащий неподалеку самолетик, рассматриваю его. Самолетик дрожит у меня в руках, может от ветра, может, просится в небо. Из школы выходит Марго, бежит к нам. Марго: Слышали, что творится? У Федора Ивановича крыша поехала. Ходит по школе с саксофоном в руках, хватает всех за руки, смотрит в глаза и разговаривает при этом сам с собой. А вид у самого безумный-пребезумный…. Марго видит самолетик у меня в руках. Марго: А это что? Я: Самолетик. Марго подбирает с земли еще один, разворачивает его. Марго: Слушай, так это ж Франклин! Я его рожу как раз ищу, мне на реферат прилепить надо! Марго достает из сумки ножницы, вырезает изображение Франклина.
Марго: Спасибочки огромное! С этими словами она убегает обратно в школу, распугав своей неугомонной натурой воробьев на школьном крыльце. Я запускаю свой самолетик в небо. Самолетик резво мчится в потоке мартовского ветра и пикирует прямо на качели. Звенит звонок. Девятиклашки убегают на урок. Я смотрю им в след, и в чем-то завидую. Я: Пойдём на урок, а то опоздаем. Артур: Пойдем. Мы уходим. На крыльцо школы выходит Федор Иванович. Он, как всегда, разговаривает сам с собой. Федор Иванович: Вечного двигателя первого рода не существует — закон термодинамики. Но это не правда, мой милый. Это все неправда, потому что ты придешь когда-нибудь, когда-нибудь обязательно придешь, и мы откроем с тобой другой закон, мы изобретем с тобой вечный двигатель первого рода, мы вместе, я и ты…. Когда-нибудь обязательно…. И тогда все сойдется, тогда все не напрасно…. Федор Иванович садится на крыльцо, прикладывает саксофон к губам, играет что-то незатейливое и немного безысходное. Он не боится быть сумасшедшим. Ему можно. Учитель химии в школе всего один. Мы смеемся над ним за его спиной, но, в сущности, нам даже немного жаль этого ненормального старика. Даже сейчас, не смотря на переходный возраст. А потом…. А потом мы будем дарить ему цветы и благодарить за все, что он сделал и не сделал для нас. Первый раз — на выпускной, второй — на день встречи выпускников, через год, а третий — на похоронах, да и то не факт…. Я приходила к нашей школе через десять лет. И не от большой радости — работа, семья, взрослые, серьезные проблемы. Был вечер. Огромное серое здание в темноте походило больше на средневековую тюрьму, чем на СОШ№ 1. Осень своими листьями билась в окна школы, как будто вызывала ее на дуэль. Внутри школы было темно, лишь в одном окне, на третьем этаже, пятом справа, горел свет. Бинокля у меня с собой не было, да и не нужен он был здесь. Я и так знала, что происходит за тем окном. Там, на третьем этаже, в триста двадцать седьмом кабинете сидел Федор Иванович. Постаревший, поношенный, больной, похожий на старый комод, покрытый «пылью времен», перед которой так благоговеют антикварные старушки. Федор Иванович сидел за своим учительским столом, наливал себе водки в мензурку, чокался с портретом Менделеева и пил не закусывая. Потом он брал свой саксофон, нежно поглаживал его, пробегал пальцами по клапанам и тихо начинал наигрывать что-то грустное и несбыточное. Учитель химии шел между пустыми рядами парт, по-старчески щурился от ламп дневного света, и верил, верил, что когда-нибудь, когда-нибудь обязательно к нему придет однажды в класс мальчик с длинным черным каре и синими глазами. Мальчик, который не будет курить в туалете и драться на крыльце школы. И они будут сидеть с Федором Ивановичем здесь, в этом кабинете допоздна и длинно разговаривать на непонятном языке формул. А потом синеглазое каре получит Нобелевскую премию…. А дальше вы уже знаете. И, наверное, Федор Иванович понимает остатками разума, что не было никогда в средней образовательной школе номер один города Междуреченска гениев, не было и никогда не будет, что вечного двигателя первого рода не существует. Но он верит. Потому что верить нужно. Потому что — а зачем тогда…. потому что — а как же иначе…. потому что он все равно существует, если сильно-сильно в это поверить…. Темнота.
|
|||
|