|
|||
Теория к заданию 7 ОГЭСтр 1 из 2Следующая ⇒ Теория к заданию 7 ОГЭ В этом задании проверяется знание и умение найти в предложении следующие средства выразительности речи: метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литоту. 1. Метафора- скрытое сравнение, основанное на сходстве одного предмета/явления с другим. Чаще всего несколько слов, словосочетание: сущ./местоим.+глагол+прилаг. Поясню: Скрытое сравнение значит, что в метафоре НЕТ сравнительных союзов как, будто, словно, как будто и др. Основанное на сходстве – в основе метафоры всегда сходство двух предметов, т.е. то, чем они похожи. Пример: …в саду горит костер рябины красной… Метафора, т.к. 1) нет сравнительных союзов, 2) красные ягоды рябины настолько яркие, что похожи на костер/огонь/пламя.
Развернутая метафора - ряд взаимосвязанных метафор. *Этот троп очень редко встречается в ОГЭ, в основном проверяют знание метафоры.
2. Олицетворение — вид метафоры, когда неживые предметы наделяются свойствами одушевленных предметов/явлений. Чаще всего это глагол+существит./местоим. Пример: …забормотал спросонок гром… (гром – неодушевл.сущ., забормотал – свойство живого существа) Ветер со стоном метался по безлюдному острову (ветер – неодуш., метался – свойство одушевл.)
3. Эпитет– яркое, образное определение, *в нем есть доля сравнения, переносный смысл. Чаще всего эпитет – это прилагательн./причастие + сущ./местоим.. Поясню: тяжелая сумка – прилагат. «тяжелая» употреблено в прямом смысле, т.е. большой вес сумки. Тяжелый взгляд – здесь переносный смысл, т.к. не вес имеется в виду, а характеристика человека, возможно, его чувства в определенный момент. Пример: …сквозь волнистые туманы пробирается луна… - прилагат.+сущ., образность, т.е. туман ложится неравномерно, похож на волны. ...И льется чистая лазурь на отдыхающее поле… - эпитет, причаст.+сущ., переносный смысл, т.к. поле неодушевл., оно в прямом смысле не может отдыхать.
4. Гипербола – чрезмерное преувеличение. Здесь смотрим на предложение целиком либо на словосочетания в предложении. Определяем по смыслу: не может быть такого, что описано с помощью гиперболы. Примеры: редкая птица долетит до середины Днепра - гипербола, служит созданию образа реки огромной ширины. Что луна там огромней в сто раз... - гипербола, т.к. Луна имеет определенные размеры, это субъективная оценка.
5. Литота – чрезмерное преуменьшение. *Противоположна гиперболе. Смотрим на словосочетания либо всё предложение. Примеры: мужичок с ноготок (у Некрасова), осиная талия, в двух шагах отсюда.
6. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по принципу сходства. *Смотрим на словосочетания, отдельные слова (сравнит.союзы).
Сравнение может быть выражено: 1)сравнительным оборотом – сравнение, выраженное при помощи союзов как, точно, словно, будто, как будто и т.д. Пример: хорошо и тепло, как зимой у печки, и деревья стоят, как большие свечки.
Пример: на небе стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег 3) существительным в творительном падеже (кем? чем?): Пример: …облаком волнистым пыль встает вдали… …камнем упал вниз… 4) сравнительной степенью прилагат. или наречия: Примеры: этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прежней и всей будущей…
|
|||
|