|
||||||
Чтение учителем стихотворения А.Бартоhttps://www.youtube.com/watch?v=b9KVj9naEWM Чтение учителем стихотворения А.Барто «Совесть» - Какой вопрос возникает? - Совесть украшает человека? - Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать? (1.Что такое совесть? 2. Нужна ли она человеку? 3.Что значит поступать по совести? 4.Какая совесть бывает чиста?)
| Работают над девизом
Обирают пословицу./ Определяют тему. Обсуждениею Вопросы для детей
Для работы с текстами, учащиеся разделяются на 4 подгруппы. Каждой подгруппе дается свой текст и задания к нему (вопросы к тексту заранее написаны на карточках) Два текста. )
| |||||
Изучение нового материала Физминутка. |
Работа с текстом. Общий вопрос для всех групп: «Что такое «чистая совесть» и что такое «нечистая совесть»?
Ребятам даётся задание прочитать произведения: 1. А. Гайдара « Совесть» Что вы можете сказать о Нине? -Почему очень тяжело было на её сердце? Как вы понимаете выражение «беспощадная совесть»? 2. В. А.Сухамлинский «Стыдно перед соловушкой?» Объясните, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой. Учитель подводит ребят к выводу:. Стыд- это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свои поступки, поведение, а совесть- это стыд перед самим собой. | |||||
Закрепление нового материала |
Самостоятельная работа . А сейчас поработайте по плану, который находится у вас на столах.
2.Выбрать из афоризмов, посвящённых понятию «совесть» ключевые слова, записать на листочке и вывесить на доску (Приложение 1) учителя. Учитель, переходя от группы к группе, помогает и корректирует . 3.Обсудить понятия «стыд» и «совесть» Если стыд больше связан с общественным осуждением, чувство вины переживается внутренне, и указывает на наше ошибочное поведение, нанесенный кому-то урон и призывает к его компенсации, то совесть… Совесть – это внутренний судья, который дает понять нам, отступили мы от принятого нами же нравственного закона или нет. Совесть связана с нашим представлением о себе, как о хорошем человеке,. Учитель: предлагает ребятам обратиться к словарю В.и. Даля . Какое он даёт нам определение этому понятию? Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение ..Учитель: Первым , кто попытался понять, что такое совесть , был древнегреческий философ Демокрит. В то время ещё не было слова « совесть», и Демокрит писал, что это переживание связано со стыдом, но отличается от него.
4. Прочитайте притчу; (на столах листы с притчей) Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение? - А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести в чём заключается смысл притчи? - в чём мораль? - какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?(Чему она вас научила?)
| Практическое выполнение группами задания . 1. Работают со статьёй учебника.(стр.48) 2. Работают с афоризмами и понятиями «стыд» и «совесть» Каждая из групп рассказывает о выполнении .
| ||||
Рефлексия. | . Составляют портрет совестливого человека (в группе) Выбрать и продолжить одно предложение.
|
|||||
|