|
|||
Вопросы для самоконтроля. Задание №1.. Задание № 2.. Задание № 3.. Задание № 1.. Задание № 2.. Задание № 3.. Темы рефератов ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вопросы для самоконтроля 1. В чем особенность формирования личности с позиции чешского педагога Я.А. Коменского? 2. Какие принципы обучения, разработанные Я.А. Коменским, Вы знаете? 3. Актуальны ли эти принципы сегодня? 4. В чем сущность принципа природосообразности? 5. В чем состоит подготовка джентльмена к самостоятельной деятельности по Дж. Локку? 6. Какова позиция Дж. Локка относительно воспитания детей бедняков? 7. Каким видит процесс воспитания Ж.-Ж. Руссо? 8. Что Ж.-Ж. Руссо вкладывает в понятие “естественное воспитание”? 9. Какую роль в формировании личности ребенка отводит Ж.-Ж. Руссо воспитателю? 10. Какие ремесла выделяет Ж.-Ж. Руссо для усвоения воспитанником? 11. В чем состоит гуманное отношение к ребенку с точки зрения Ж.-Ж. Руссо? 12. В чем особенность гармоничного воспитания личности по И.Г. Песталоцци? 13. В чем состоят идеи социалистов-утопистов по вопросу воспитания? 14. Назовите правила обучения, относящиеся к ученику по А. Дистервегу. 15. Назовите правила обучения, относящиеся к учителю по А. Дистервегу.
Проблемные задания Задание №1. Прочитайте внимательно отрывок из работы Я.А. Коменского “Великая дидактика“ и прокомментируйте его. “Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей. У Бога нет лицеприятия – не раз свидетельствует он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, который хочет, чтобы все, на ком он начертал свой образ, его познавали, любили и восхваляли. Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём“.
Задание № 2. Прочитайте высказывание Ж.-Ж. Руссо из работы Эмиль или о Воспитании” и прокомментируйте его. “Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.
Задание № 3. Дж. Локк высказал свои педагогические взгляды в книге “Мысли о воспитании”, где обосновал свою систему воспитания джентльмена. Будущий хозяин, с точки зрения Дж. Локка, должен владеть хотя бы первоначальными трудовыми навыками, чтобы умело руководить теми, кто будет работать на него. Совсем другую точку зрения высказывал Дж. Локк относительно воспитания и образования детей бедняков. Он считал необходимым дать минимум воспитания и образования, связывая этот процесс с трудовой деятельностью постольку, поскольку дети должны были возместить все затраты по своему содержанию. Дж. Локк предлагал согнать детей в так называемые “рабочие школы” с трехлетнего возраста и до 14 лет, обязать их работать в поте лица, чтобы отработать свой кусок хлеба. Несмотря на такую жёсткую позицию ученого, относительно воспитания и обучения детей бедняков, чтобы Вы использовали в современной системе образования из наследия Дж. Локка?
Практические задания Задание № 1. Прочитайте правила обучения по А. Дистервегу относящиеся к ученику и в письменной форме обоснуйте актуальность одного из пунктов правил. Правила обучения относящиеся к ученику: 1. Обучай природосообразно. 2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека. 3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно. 4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно. 5. Обучай наглядно. 6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному. 7. Веди обучение не научным, а элементарным способом. 8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей. 9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить. 10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили. 11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования. 12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой. 13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников. Задание № 2. Прочитайте правила обучения по А. Дистервегу относящиеся к учителю и в письменной форме обоснуйте актуальность одного из пунктов правил. Правила обучения, касающиеся учителя: 1. Старайся сделать обучение увлекательным, интересным. 2. Обучай энергично. 3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи. 4. Никогда не останавливайся. Задание № 3. Прочитайте правила обучения по А. Дистервегу относящиеся к учебному материалу и в письменной форме обоснуйте актуальность одного из пунктов правил. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта: 1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития ученика. 2. Задерживайся главным образом на изучении основ. 3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних. 4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части. 5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере. 6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее. 7. Связывай родственные по содержанию предметы. 8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот. 9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета. 10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне. 11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета. 12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.
Темы рефератов
1. Жизнь и педагогические идеи чешского ученого, общественного деятеля, педагога Я.А. Коменского. 2. Жизнь и педагогические идеи французского просветителя, писателя, философа Ж.-Ж. Руссо. 3. Жизнь и педагогические идеи швейцарского педагога-демократа И.Г. Песталоцци.
|
|||
|