Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для самоконтроля. Задание №1.. Задание № 2.. Задание № 3.. Задание № 1.. Задание № 2.. Задание № 3.. Темы рефератов



Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенность формирования личности с позиции чешского педагога Я.А. Коменского?

2. Какие принципы обучения, разработанные Я.А. Коменским, Вы знаете?

3. Актуальны ли эти принципы сегодня?

4. В чем сущность принципа природосообразности?

5. В чем состоит подготовка джентльмена к самостоятельной деятельности по Дж. Локку?

6. Какова позиция Дж. Локка относительно воспитания детей бедняков?

7. Каким видит процесс воспитания Ж.-Ж. Руссо?

8. Что Ж.-Ж. Руссо вкладывает в понятие “естественное воспитание”?

9.  Какую роль в формировании личности ребенка отводит Ж.-Ж. Руссо воспитателю?

10.  Какие ремесла выделяет Ж.-Ж. Руссо для усвоения воспитанником?

11.  В чем состоит гуманное отношение к ребенку с точки зрения Ж.-Ж. Руссо?

12. В чем особенность гармоничного воспитания личности по И.Г. Песталоцци?

13. В чем состоят идеи социалистов-утопистов по вопросу воспитания?

14. Назовите правила обучения, относящиеся к ученику по А. Дистервегу.

15. Назовите правила обучения, относящиеся к учителю по А. Дистервегу.

 

 

Проблемные задания

Задание №1.

Прочитайте внимательно отрывок из работы Я.А. Коменского “Великая дидактика“ и прокомментируйте его.

“Все люди, которые только родились, произошли на свет с одной и той же главной целью: быть людьми, т. е. разумными существами, владыками тварей, ярким подобием своего творца. Следовательно, всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей. У Бога нет лицеприятия – не раз свидетельствует он об этом сам. А если мы позволим развивать свой ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы не только по отношению к тем, кто обладает той же самой природой, но и по отношению к самому Богу, который хочет, чтобы все, на ком он начертал свой образ, его познавали, любили и восхваляли. Это, несомненно, будет происходить тем пламеннее, чем больше будет разгораться свет знания. Мы любим именно настолько, насколько познаём“.

 

Задание № 2.

Прочитайте высказывание Ж.-Ж. Руссо из работы Эмиль или о Воспитании” и прокомментируйте его.

“Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.

 

Задание № 3.

Дж. Локк высказал свои педагогические взгляды в книге “Мысли о воспитании”, где обосновал свою систему воспитания джентльмена. Будущий хозяин, с точки зрения Дж. Локка, должен владеть хотя бы первоначальными трудовыми навыками, чтобы умело руководить теми, кто будет работать на него. Совсем другую точку зрения высказывал Дж. Локк относительно воспитания и образования детей бедняков. Он считал необходимым дать минимум воспитания и образования, связывая этот процесс с трудовой деятельностью постольку, поскольку дети должны были возместить все затраты по своему содержанию. Дж. Локк предлагал согнать детей в так называемые “рабочие школы” с трехлетнего возраста и до 14 лет, обязать их работать в поте лица, чтобы отработать свой кусок хлеба.

Несмотря на такую жёсткую позицию ученого, относительно воспитания и обучения детей бедняков, чтобы Вы использовали в современной системе образования из наследия Дж. Локка?

 

Практические задания

Задание № 1.

Прочитайте правила обучения по А. Дистервегу относящиеся к ученику и в письменной форме обоснуйте актуальность одного из пунктов правил.

Правила обучения относящиеся к ученику:

1. Обучай природосообразно.

2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека.

3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно.

4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно.

5. Обучай наглядно.

6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному.

7. Веди обучение не научным, а элементарным способом.

8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей.

9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить.

10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования.

12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой.

13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

Задание № 2.

Прочитайте правила обучения по А. Дистервегу относящиеся к учителю и в письменной форме обоснуйте актуальность одного из пунктов правил.

Правила обучения, касающиеся учителя:

1. Старайся сделать обучение увлекательным, интересным.

2. Обучай энергично.

3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал. Следи всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

4. Никогда не останавливайся.

Задание № 3.

Прочитайте правила обучения по А. Дистервегу относящиеся к учебному материалу и в письменной форме обоснуйте актуальность одного из пунктов правил.

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта:

1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития ученика.

2. Задерживайся главным образом на изучении основ.

3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних.

4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части.

5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере.

6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

7. Связывай родственные по содержанию предметы.

8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот.

9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета.

10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне.

11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета.

12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

 

Темы рефератов

 

1. Жизнь и педагогические идеи чешского ученого, общественного деятеля, педагога Я.А. Коменского.

2. Жизнь и педагогические идеи французского просветителя, писателя, философа Ж.-Ж. Руссо.

3. Жизнь и педагогические идеи швейцарского педагога-демократа И.Г. Песталоцци.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.