|
|||
Т3. 7 Игра «Какой звук?» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Т3. 7 Игра «Какой звук?» Цели игры/упражнения: 1) научить малыша различать звуки по громкости, длительности, количеству – один-много; 2) научить ребенка воспроизводить звуки с разными характеристиками по подражанию; 3) научить имитировать звуки голосом. Оборудование: 2 барабана с палочками, 2 погремушки, 2 дудки, большая и маленькая собачка, картинки большого/маленького барабана, большой/маленькой собачки, машинка. Во время игры один инструмент находится у сурдопедагога, а второй такой же у ребенка с мамой.
3.7.1 «Тихий — громкий звук». 1. Педагог ударяет по барабану громко и тихо (сильно и слабо), побуждает ребенка повторять действие с такой же громкостью. 2. Учим малыша повторять громкий и тихий звук только на слух, не видя действия педагога. 3. Учим малыша имитировать по подражанию за взрослым громкий голос-крик [А-А-А] и тихое [а-а-а] или громкий лай большой [АВ-АВ] и тихий маленькой собаки [ав-ав]. 4. Дополнительно можно учить ребенка после прослушивания громкого и тихого звука ударять по барабану/ столу, соотнося это со словами и жестами «большой - маленький», с громким и тихим звуком, показывать соответствующую картинку, ассоциируемую с этим звуком. При этом малыш может также имитировать тихий и громкий звук голосом. Если это мешает ему узнавать и показывать правильную картинку, то лучше сначала разделить эти задания и делать то, что малышу легче, например, показывать картинку. 5. После этого попросить его повторять звук, помогая ему это делать сначала в сопровождении жеста, движением. 6. На следующем этапе просим делать это одновременно — повторять звук и показывать картинку.
3.7.2 «Один — много звуков». 1. Педагог ударяет по барабану один раз и много раз, побуждает ребенка повторить действие. 2. Учим ребенка ударять по барабану/ столу один или много раз после сурдопедагога, не видя его действия, а только слушая. 3. Учим малыша повторять за взрослым один или много звуков, произнося [па] или [па-па-па-па].
3.7.3 «Длинный—короткий звуки». 1. Педагог производит короткий или длинный звук с помощью дудки/ погремушки/ голоса. 2. Малыш двигает машинку, пока он слышит звук. 3. Учим малыша повторять за взрослым длинный и короткий звуки, произнося гласный [а].
Т3. 8 Игры с электрическими и механическими заводными звучащими игрушками Используется игра, описанная выше для детей 1-2 лет. Часть 2 Использование случайных ситуаций на занятии (см. описание для детей до 1 года) Технологии №4 Игры, направленные на стимуляцию у ребенка голосовой активности и подражания звукам и словам, произносимым взрослым, развитие взаимодействия со взрослым: · Игра «Ку-ку» · Игра «Волшебный мешочек №2» (игрушки со звукоподражаниями) · Игра в пирамидку · Игра «Я – артист» · Игра «Пальчики» · Игра «Катаем мячик» Т.4 1Игра «Ку-ку» Используется игра, описанная для детей до года. При игре с детьми 2-3х лет взрослый может также прятаться за каким-либо предметом мебели, за дверью.
Т.4 2 Игра «Волшебный мешочек №2» (игрушки/предметы со звукоподражаниями) Используется игра, описанная для детей 1-2 лет. Для детей в возрасте 2-3 лет можно увеличить долю предметов, с которыми можно построить игру с элементами сюжета, подбирая соответствующие комплекты и укладывая их в разные мешочки, а также использовать картинки с изображением игрушек, что позволит параллельно развивать у ребенка умение узнавать предметы на картинке и соотносить предмет с его изображением. Оборудование: • комплект 1 - собака, кошка, ежик, змея, большая и маленькая лошадка, корова, свинка, 2 мышки – резиновая с пищалкой и мягкая игрушка, домик; • комплект 2 - лягушка и пластиковые игрушки-насекомые; • комплект 3 - грузовик и заводная легковая машина, машинка со сломанным колесом, кубики; • комплект 4 - большая и маленькая кукла, музыкальная шкатулка (ля-ля-ля), 2 игрушечных телефона, 2 ложки и 2 тарелки, кроватка с одеяльцем, баночка из-под крема/духов с приятным запахом, букетик искусственных цветов, баночка с долькой чеснока, картинки с изображением игрушек.
Комплект 1 – с животными играют в игру «Теремок», (звуки – «тук-тук», «ав-ав», «мяу», «ф-ф», «шшш», «тпрр», «муу», «хрю-хрю», «пи-пи»). Лучше использовать животных с более легко воспроизводимыми звукоподражаниями (собака, кошка, еж, змея, лошадь, корова), а также классический набор (мышка, петух, заяц, лиса, медведь).
Комплект 2 – кормят лягушку жуками кормление лягушки (звуки – «ква-ква», «ам», «жжж», ззз», «иии», «ой»).
Комплект 3 – катают машинки, грузят и возят кубики, устраиваем гонки, аварии (звуки – «би-би», «ррр», «чик-трак», «бух», «бабах»).
Комплект 4 – играем с куклами – танцем, кормим, укладываем спать, звоним по телефону, играем в гости, в дочки матери, дарим/нюхаем цветы (звуки – «ля-ля-ля», «ааа», «ам», «алле», «тсс», «ах», «фу»). В игре с использованием картинок педагог сначала рассматривает картинки с ребенком, раскладывая их на столе (начинают с 3 картинок, постепенно увеличивая их число). Потом педагог с ребенком и мамой вынимают игрушки из мешка, называя их и изображая с помощью звукоподражаний и жестов, и ставят рядом с картинкой, соответствующей предмету. Т.4 3.Игра в пирамидку Используется игра, описанная для детей 1-2 лет.
Т.4 4.Игра «Я – артист» Используется игра, описанная для детей 1-2 лет.
Т.4 5.Игра «Пальчики» Используются варианты игр, описанные для детей 6-12 мес. и детей 1-2 лет. Можно также использовать такой стишок: На лошадке ехали. (2 пальца руки двигаются в такт по ноге ребенка вверх, изображая шаги лошади) Цок-цок-цок! До угла доехали. Стоп! (остановились у колена ребенка) Сели на машину. Би-Би! (руками изобразили, что крутим руль) Налили бензину. (изобразили, что наливаем бензин в машину) На машине ехали. Би-Би! (пальцы руки двигаются вверх по ноге ребенка, изображая машину) До реки доехали. (остановились у туловища) Трр! Стоп! Разворот! (поворачиваем на другую ногу) На реке пароход. У-у-у! (изображаем плавающее движение рукой) Пароходом ехали. У-у-у! (двигаем руку ладонью вверх по туловищу) До горы доехали. Стоп! (остановились у плеча) Пароход не везет — (разводим руки ребенка в стороны) Надо сесть в самолет. В-в-в! (разводим руки ребенка в стороны, изображая самолет) Самолет летит. В-в-в! (изображаем вместе с ребенком самолет) В нем мотор гудит. В-в-в! (изображаем вместе с ребенком самолет) Постепенно можно также побуждать ребенка делать эти движения, следя за взрослым и подражая произносимым звукам. Т.4 5.Игра «Катаем мячик» Используется игра, описанная для детей 1-2 лет. Технология 5 Прощание Выполняются действия, описанные выше для детей 7-12 мес. Если ребенок уже сам машет ручкой и произносит: «Пока!», взрослые помогают ему сказать» «Пока, тетя». В конце занятия сурдопедагог объясняет маме/папе цели каждой игры, отмечает, положительные моменты в поведении ребенка и действиях родителей, отвечает на их вопросы, дает рекомендации для развития слуха и речи во время ежедневных дел и занятий в игровой форме. С ребенком этого возраста можно также использовать все игры/упражнения, которые описаны в рекомендациях для детей более раннего возраста.
|
|||
|