Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы исследования. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ



Методы исследования

1. Анализ источников информации.

2. Наблюдение за прорастанием и развитием ростков пшеницы в тепле, в     темноте, в холоде и при свете.

3. Сравнение показателей опыта.

4. Обобщение полученных данных.

 

 

2. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полученными знаниями хотелось поделиться с одноклассниками.

Вначале я провела анкетирование среди учеников 5 «а» класса: что знают мои одноклассники про рост растений. В анкетировании участвовали 21 учащихся.

1.На вопрос: «Что оказывает влияние на жизнь растений больше всего?» ответили :

«солнце» - 13 учеников;

 «земля» - 6 учеников; 

 «луна» - 2 ученика;

 2. На вопрос: «От какого фактора зависит рост растений?»

Ответили:

«теплая солнечная погода» - 17 учеников;

«удачный день/ хорошая оценка» - 2 ученика

«вкусная еда» - 2 ученика

3. На вопрос: «Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба?»

Ответили:

«Пекарь» - 16 учеников;

«Продавец» - 2 ученика;

«Агроном» -1 ученик;

«Тракторист» - 1 ученик;

«Швея» -1ученик;

«Врач» - никто.

 

В классе был проведен классный час, где я рассказала о росте растений.

Практически все растения на планете развиваются из зародыша - семени. Семена образуются в зрелых растениях, и при попадании в благоприятные условия среды они начинают развиваться. В начале в семени образуется зародыш. Зародыш развивается благодаря запасу питательных веществ в семени. В этом периоде закладываются все основные части будущего растения. При этом происходит набухание семени и раздвижение его покрывающей оболочки. Зародыш семени начинает активно делится. В ходе деления и размножения у семени образуется так называемый зародышевый корешок. Одновременно с этим внутри семени идет дальнейшее развитие растения в ходе, которого начинает формироваться зачаток стебля и листок зародыша. По истечении времени из семени развивается проросток. А корешок который сформировался, закрепляет семя в почве и начинает всасывать из нее питательные вещества. Черен  некоторое время начинает усиленно развиваться корни растения и побеги. Это период называется вегетативный рост. Само растение в этот период назовется проросток. Весь процесс прорастания и развития семени при благоприятных условиях занимает от нескольких суток до месяца. Постепенно в процессе этого роста растение формируется окончательно. (рис.2)

Основные условия, необходимые для роста и развития растений:  тепло, свет, воздух, вода, питание. Все эти факторы одинаково необходимы и выполняют определенные функции в жизни растений.

Жизненный цикл роста и развития делится на определенные этапы — фазы. Условия внешней среды сильно влияют на рост и развитие растений.

Тепло
     Тепло необходимо растениям во все периоды их роста и развития. Требования к теплу у различных культур неодинаковы и зависят от происхождения, вида, фазы развития и возраста растения.

Семена теплолюбивых культур прорастают при температуре выше 10°С.  Такие растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. При температуре ниже 10—12°С их рост и развитие приостанавливаются, они ослабевают и быстрее поражаются грибными и бактериальными болезнями. При более низкой температуре они погибают.

Семена холодостойких культур прорастают при температуре ниже 10°С. Температура 17—20°С наиболее благоприятна для развития и плодоношения растений этой группы. При понижении температуры рост холодостойких культур продолжается, однако, если всходы подвергаются длительному воздействию низких температур (2—0°С), многие растения преждевременно не образуют ни полноценного урожая, ни семян. Зимостойкие культуры хорошо зимуют в грунте под снежным покровом при морозах в 30~С и более, а весной начинают расти вслед за стаиванием снега.

Свет
     Основной источник света — солнце. Только на свету растения создают из воды и углекислого газа воздуха сложные органические соединения. Продолжительность освещения сильно влияет на рост и развитие растений. Требования к условиям освещения у растений не одинаковы. Для южных растений длина светового дня должна быть менее 12 часов (это растения короткого дня); для северных — более 12 часов (это растения длинного дня).

К растениям короткого дня относятся баклажаны, перец, большинство сортов помидоров, кукуруза, фасоль, кабачки, патиссоны, тыква и сорта огурца, выращиваемые в открытом грунте.

К растениям длинного дня относятся корнеплоды, капуста, зеленные культуры, лук репчатый, чеснок и некоторые тепличные сорта огурца, изменившие свою биологическую природу в результате длительного выращивания зимой в теплицах.

Искусственно укорачивая или удлиняя световой день, можно повысить урожай и значительно улучшить его качество. В естественных условиях в открытом грунте этого достигают ранневесенними и позднелетними посевами. Наибольшее практическое значение свет приобретает при выращивании рассады и овощей в теплицах зимой. В это время растения испытывают наибольший недостаток света, так как это самое темное время года.  В открытом грунте для равномерного освещения растений необходимы своевременные прополки и прореживания.

Вода
    Влажность не только почвы, но и воздуха необходима растению на протяжении всей его жизни. Прежде всего вода вместе с теплом пробуждает семя к жизни. Образовавшиеся корешки всасывают ее из почвы вместе с растворенными в ней минеральными солями. Вода (по объему) является главной составной частью растений. Она участвует в создании органических веществ и в растворенном виде разносит их по растению. Благодаря воде растворяется углекислый газ, высвобождается кислород, происходит обмен веществ, обеспечивается нужная температура растения. При достаточном запасе влаги в почве рост, развитие и плодообразование протекают нормально; недостаток влаги резко снижает урожай и качество продукции.

При недостатке влаги в почве растения зеленых культур преждевременно стареют, не сформировав урожая.  Листья и корнеплоды грубеют, приобретая горьковатый вкус.

Например: пшеница - культура достаточно жаровыносливая и засухоустойчивая. Однако, высокие температуры (выше 400С) при недостатке влаги (засушливой погоде) угнетают рост и развитие растений. В результате листья мельчают, а растение может даже не сформировать коло­са. Такая ситуация особенно опасна при формировании колоска. Высокая температура в этот период может привести к резкому снижению количества коло­сков в колосе или к тому, что они вообще не сформируют­ся (потенциал пшеничного растения – 13-21 колосков в одном колосе). Это значит снижается урожайность и качество пшеницы.

Воздух.
    Из воздуха растения получают необходимый им углекислый газ, который является единственным источником углеродного питания. Содержание углекислого газа в воздухе ничтожно и составляет 0,03%. Обогащение воздуха углекислым газом идет в основном благодаря выделению его из почвы. Большую роль в образовании и выделении почвой углекислого газа играют органические и минеральные удобрения, вносимые в почву. Другой источник пополнения воздуха углекислым газом — живые существа, выделяющие его при дыхании. Повышение содержания углекислого газа в воздухе положительно сказывается на всех процессах в растениях, особенно ускоряет плодоношение.


Питание растений.

      Для нормального роста и развития растениям требуются различные элементы питания. Кислород, углерод, водород растения получают из воздуха и воды; минералы — из почвенного раствора.

Упрощенно процесс питания растения протекает так. Корни с массой корневых волосков всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями и подают ее в листья через стебель по восходящим токам. Листья через устьица и в меньшей степени стебли и корни поглощают из воздуха углекислый газ. В зеленых частях растений, содержащих хлорофилл, под действием солнечного света из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Этот процесс называют фотосинтезом. Основное количество выработанных в листьях органических веществ затрачивается на построение стеблей, листьев, корней, цветков и плодов.

В совокупном влиянии внешней среды выделяются факторы, которые сильнее всего ограничивают успешность жизни организмов. Такие факторы называют ограничивающим. При наличии оптимальных сочетаний множества факторов один лимитирующий фактор может привести к угнетению и гибели организмов. Например, теплолюбивые растения погибают при отрицательной температуре, несмотря на оптимальную влажность, освещенность и на оптимальное содержание элементов питания в почве. То есть для нормального развития растения необходимо сбалансированное воздействие внешней среды.

Для наглядного определения, мы проделали опыт.

1. В две посуды с влажной почвой посадили по 50 шт. зерен пшеницы.

2. Одну посуду поместили в тумбочку (темное и теплое место), а вторую поставили на подоконник (светлое и холодное место).

3. Через три дня в темном и теплом месте начали появляться всходы. А на подоконнике пока всходов не наблюдали.

4. В посуде на подоконнике взошли всего 32 проростка, а в посуде в тумбочке взошли 46 проростков.

5. Наблюдение через 10 дней после посева показали: всходы пшеницы на подоконнике низкие, сочно зеленого цвета (низкие, из-за сравнительно низкой температуры), стебли устойчивые. А в тумбочке проростки вытянутые, неустойчивые, истощенные,  светло-желтого цвета.  

6. Для дальнейшего опыта, мы поместили обе посуды на подоконнике, то есть на свет. Через два дня проростки из светло-желтого окраса начали обретать зеленоватый окрас. Однако, при дальнейших наблюдениях стебельки проростков из тумбочки не окрепли, так и остались вытянутыми и истощенными.

7. Изучили систему растения.(рис.2)

 

Выводы:

1. Семена образуются в зрелых растениях, и при попадании в благоприятные условия среды они начинают развиваться. Под благоприятным воздействием  из семени развивается проросток.

2. Для прорастания из семян растений необходимы: тепло, свет, вода и минералы.

3. Опыт показал, что в теплоте пшеницы взошли дружно и быстрее чем на холоде. 

4.  Под влиянием света у растений происходят различные химические реакции под названием фотосинтез, во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без фотосинтеза рост растений не возможен. Кроме того свет нужен для того, что бы у растения была энергия. Пшеницы, которые взошли на свету, имеют сочный зеленый цвет, устойчивый стебель.

5. Ростки пшеницы светло-желтого окраса не получали необходимой выработки из света и хлорофилл начал разрушаться. Рост растения со временем начнет значительным образом замедляться и приостановится. А  сама листва становится истощенной, мелкой, вытянутой и блеклой. Черенки неестественно удлиняются, стебель становится тонким и ломким, а расстояние между побегами и листьями увеличивается, создавая довольно неприглядный и жалкий вид самого растения.

6. Ни одно растение не может жить без света.

7. Но и перебарщивать с солнечным освещением тоже не стоит, поскольку это может привести к серьезным повреждениям и даже ожогам листьев, что негативным образом повлияет на дальнейший рост и развитие растений.

8. Главной составной частью растений является вода. Семена пробуждаются к жизни именно во влажной среде.  Образовавшиеся корни всасывают вместе с водой  минеральные соли, содержащиеся в почве.

9. Для прорастания из семян растений необходимы: тепло, свет, вода и минералы. (Рис.1) и должен соблюдаться баланс. Недостаток одного из факторов приведет к гибели растений.

10.  Растения требуют ухода за ними.

 

Список литературы

 

1. Окружающий мир

2. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г

3. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г.

4. http://infourok.ru/prezentaciya-rost-rasteniya

5. https://yandex.ru/images

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.