|
|||
Методы исследования. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯМетоды исследования 1. Анализ источников информации. 2. Наблюдение за прорастанием и развитием ростков пшеницы в тепле, в темноте, в холоде и при свете. 3. Сравнение показателей опыта. 4. Обобщение полученных данных.
2. МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ Полученными знаниями хотелось поделиться с одноклассниками. Вначале я провела анкетирование среди учеников 5 «а» класса: что знают мои одноклассники про рост растений. В анкетировании участвовали 21 учащихся. 1.На вопрос: «Что оказывает влияние на жизнь растений больше всего?» ответили : «солнце» - 13 учеников; «земля» - 6 учеников; «луна» - 2 ученика; 2. На вопрос: «От какого фактора зависит рост растений?» Ответили: «теплая солнечная погода» - 17 учеников; «удачный день/ хорошая оценка» - 2 ученика «вкусная еда» - 2 ученика 3. На вопрос: «Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба?» Ответили: «Пекарь» - 16 учеников; «Продавец» - 2 ученика; «Агроном» -1 ученик; «Тракторист» - 1 ученик; «Швея» -1ученик; «Врач» - никто.
В классе был проведен классный час, где я рассказала о росте растений. Практически все растения на планете развиваются из зародыша - семени. Семена образуются в зрелых растениях, и при попадании в благоприятные условия среды они начинают развиваться. В начале в семени образуется зародыш. Зародыш развивается благодаря запасу питательных веществ в семени. В этом периоде закладываются все основные части будущего растения. При этом происходит набухание семени и раздвижение его покрывающей оболочки. Зародыш семени начинает активно делится. В ходе деления и размножения у семени образуется так называемый зародышевый корешок. Одновременно с этим внутри семени идет дальнейшее развитие растения в ходе, которого начинает формироваться зачаток стебля и листок зародыша. По истечении времени из семени развивается проросток. А корешок который сформировался, закрепляет семя в почве и начинает всасывать из нее питательные вещества. Черен некоторое время начинает усиленно развиваться корни растения и побеги. Это период называется вегетативный рост. Само растение в этот период назовется проросток. Весь процесс прорастания и развития семени при благоприятных условиях занимает от нескольких суток до месяца. Постепенно в процессе этого роста растение формируется окончательно. (рис.2) Основные условия, необходимые для роста и развития растений: тепло, свет, воздух, вода, питание. Все эти факторы одинаково необходимы и выполняют определенные функции в жизни растений. Жизненный цикл роста и развития делится на определенные этапы — фазы. Условия внешней среды сильно влияют на рост и развитие растений. Тепло Семена теплолюбивых культур прорастают при температуре выше 10°С. Такие растения не переносят не только заморозков, но и длительного похолодания, особенно в дождливую погоду. При температуре ниже 10—12°С их рост и развитие приостанавливаются, они ослабевают и быстрее поражаются грибными и бактериальными болезнями. При более низкой температуре они погибают. Семена холодостойких культур прорастают при температуре ниже 10°С. Температура 17—20°С наиболее благоприятна для развития и плодоношения растений этой группы. При понижении температуры рост холодостойких культур продолжается, однако, если всходы подвергаются длительному воздействию низких температур (2—0°С), многие растения преждевременно не образуют ни полноценного урожая, ни семян. Зимостойкие культуры хорошо зимуют в грунте под снежным покровом при морозах в 30~С и более, а весной начинают расти вслед за стаиванием снега. Свет К растениям короткого дня относятся баклажаны, перец, большинство сортов помидоров, кукуруза, фасоль, кабачки, патиссоны, тыква и сорта огурца, выращиваемые в открытом грунте. К растениям длинного дня относятся корнеплоды, капуста, зеленные культуры, лук репчатый, чеснок и некоторые тепличные сорта огурца, изменившие свою биологическую природу в результате длительного выращивания зимой в теплицах. Искусственно укорачивая или удлиняя световой день, можно повысить урожай и значительно улучшить его качество. В естественных условиях в открытом грунте этого достигают ранневесенними и позднелетними посевами. Наибольшее практическое значение свет приобретает при выращивании рассады и овощей в теплицах зимой. В это время растения испытывают наибольший недостаток света, так как это самое темное время года. В открытом грунте для равномерного освещения растений необходимы своевременные прополки и прореживания. Вода При недостатке влаги в почве растения зеленых культур преждевременно стареют, не сформировав урожая. Листья и корнеплоды грубеют, приобретая горьковатый вкус. Например: пшеница - культура достаточно жаровыносливая и засухоустойчивая. Однако, высокие температуры (выше 400С) при недостатке влаги (засушливой погоде) угнетают рост и развитие растений. В результате листья мельчают, а растение может даже не сформировать колоса. Такая ситуация особенно опасна при формировании колоска. Высокая температура в этот период может привести к резкому снижению количества колосков в колосе или к тому, что они вообще не сформируются (потенциал пшеничного растения – 13-21 колосков в одном колосе). Это значит снижается урожайность и качество пшеницы. Воздух.
Для нормального роста и развития растениям требуются различные элементы питания. Кислород, углерод, водород растения получают из воздуха и воды; минералы — из почвенного раствора. Упрощенно процесс питания растения протекает так. Корни с массой корневых волосков всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями и подают ее в листья через стебель по восходящим токам. Листья через устьица и в меньшей степени стебли и корни поглощают из воздуха углекислый газ. В зеленых частях растений, содержащих хлорофилл, под действием солнечного света из воды и углекислого газа образуются органические вещества. Этот процесс называют фотосинтезом. Основное количество выработанных в листьях органических веществ затрачивается на построение стеблей, листьев, корней, цветков и плодов. В совокупном влиянии внешней среды выделяются факторы, которые сильнее всего ограничивают успешность жизни организмов. Такие факторы называют ограничивающим. При наличии оптимальных сочетаний множества факторов один лимитирующий фактор может привести к угнетению и гибели организмов. Например, теплолюбивые растения погибают при отрицательной температуре, несмотря на оптимальную влажность, освещенность и на оптимальное содержание элементов питания в почве. То есть для нормального развития растения необходимо сбалансированное воздействие внешней среды. Для наглядного определения, мы проделали опыт. 1. В две посуды с влажной почвой посадили по 50 шт. зерен пшеницы. 2. Одну посуду поместили в тумбочку (темное и теплое место), а вторую поставили на подоконник (светлое и холодное место). 3. Через три дня в темном и теплом месте начали появляться всходы. А на подоконнике пока всходов не наблюдали. 4. В посуде на подоконнике взошли всего 32 проростка, а в посуде в тумбочке взошли 46 проростков. 5. Наблюдение через 10 дней после посева показали: всходы пшеницы на подоконнике низкие, сочно зеленого цвета (низкие, из-за сравнительно низкой температуры), стебли устойчивые. А в тумбочке проростки вытянутые, неустойчивые, истощенные, светло-желтого цвета. 6. Для дальнейшего опыта, мы поместили обе посуды на подоконнике, то есть на свет. Через два дня проростки из светло-желтого окраса начали обретать зеленоватый окрас. Однако, при дальнейших наблюдениях стебельки проростков из тумбочки не окрепли, так и остались вытянутыми и истощенными. 7. Изучили систему растения.(рис.2)
Выводы: 1. Семена образуются в зрелых растениях, и при попадании в благоприятные условия среды они начинают развиваться. Под благоприятным воздействием из семени развивается проросток. 2. Для прорастания из семян растений необходимы: тепло, свет, вода и минералы. 3. Опыт показал, что в теплоте пшеницы взошли дружно и быстрее чем на холоде. 4. Под влиянием света у растений происходят различные химические реакции под названием фотосинтез, во время которого растение потребляет из воздуха углекислый газ и воду, а возвращает кислород. Благодаря углекислому газу в растении образуются новые ткани. Без фотосинтеза рост растений не возможен. Кроме того свет нужен для того, что бы у растения была энергия. Пшеницы, которые взошли на свету, имеют сочный зеленый цвет, устойчивый стебель. 5. Ростки пшеницы светло-желтого окраса не получали необходимой выработки из света и хлорофилл начал разрушаться. Рост растения со временем начнет значительным образом замедляться и приостановится. А сама листва становится истощенной, мелкой, вытянутой и блеклой. Черенки неестественно удлиняются, стебель становится тонким и ломким, а расстояние между побегами и листьями увеличивается, создавая довольно неприглядный и жалкий вид самого растения. 6. Ни одно растение не может жить без света. 7. Но и перебарщивать с солнечным освещением тоже не стоит, поскольку это может привести к серьезным повреждениям и даже ожогам листьев, что негативным образом повлияет на дальнейший рост и развитие растений. 8. Главной составной частью растений является вода. Семена пробуждаются к жизни именно во влажной среде. Образовавшиеся корни всасывают вместе с водой минеральные соли, содержащиеся в почве. 9. Для прорастания из семян растений необходимы: тепло, свет, вода и минералы. (Рис.1) и должен соблюдаться баланс. Недостаток одного из факторов приведет к гибели растений. 10. Растения требуют ухода за ними.
Список литературы
1. Окружающий мир 2. Комнатные растения. Изд. Поиск. М., 2010г 3. Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: Биология . Детская энциклопедия. М.: ООО Издательство АСТ, 2004г. 4. http://infourok.ru/prezentaciya-rost-rasteniya 5. https://yandex.ru/images
|
|||
|