|
|||
Это интересноСтр 1 из 2Следующая ⇒
Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья С давних времён человечеству известно значение физической культуры в укреплении здоровья, в борьбе с преждевременной старостью, в профилактике заболеваний. Ещё Гиппократ, Аристотель, Гален, Авиценна отмечали совершенную необходимость физических упражнений для сохранения и продления жизни. Великому древнегреческому философу Аристотелю (IV в. до н. э.) принадлежит мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие.
Это интересно Известный древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.) не только, широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Древнеримский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200 гг.) писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо утверждал, что физические упражнения воспитывают человека крепким и здоровым, без них «тело становится изнеженным и хилым, а душа с трудом может сохранить свою силу, когда тело теряет свою».
Вопросы физического, нравственного и духовного здоровья подрастающего поколения относительно давно привлекают внимание учёных (медиков, педагогов, социологов и др.), общественных, религиозных и государственных деятелей. Сегодня специалисты в сфере образования, здравоохранения, культуры (в том числе и в первую очередь физической), сотрудники правоохранительных органов серьёзно озабочены ухудшающимися физическими и нравственными кондициями молодёжи, распространением алкоголизма, наркомании, подростковой и юношеской преступности. К началу XXI в. отмечается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащейся молодёжи. По данным научных исследований, лишь около 10% молодёжи можно признать практически здоровыми, около 40% детей болеют хроническими заболеваниями. Прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, во многом обусловленные малой двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и неправильным питанием. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию, а около 40% призывников не могут выполнить нормативы по физической подготовленности. Быстрыми темпами ухудшается также здоровье школьниц. За последние годы число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с 28,3 до 6,3%. С 40 до 75% увеличилось .число девушек с хроническими заболеваниями. Такое состояние здоровья является результатом длительного неблагополучного воздействия социально-экономических, экологических, а также педагогических факторов, среди которых одно из первых мест занимает явно недостаточная двигательная активность, пренебрежение занятиями физической культурой и спортом. Общеизвестно, что если человек мало двигается, то его мышцы, системы дыхания и кровообращения малоактивны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экологическая ситуация, возросшая в 1,5—2 раза нагрузка на учеников в сочетании с малой двигательной активностью — основные причины того, что многие учащиеся оканчивают школу с хроническими заболеваниями. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т. е. регулярно заниматься физической культурой и спортом. Только в результате систематических занятий физическими упражнениями можно сохранить и повысить уровень здоровья человека. Здоровье относится к категории понятий, которые трудно определить. Для человека оно бесценно, как и другие подобные понятия — любовь, свобода, правда, красота. Приведём несколько наиболее распространённых дефиниций здоровья. В соответствии с определением Всемирной организации здоровья (ВОЗ) «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».Другое известное определение: «Здоровье индивида — это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Большинство авторов считают, что здоровый человек отличается гармоническим физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. В этой связи соответствующий уровень двигательной активности, физической подготовленности и физической работоспособности вполне объективно характеризует адаптационные возможности и вместе с тем уровень физического здоровья. Психическое(душевное или духовное) здоровьепредполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своём будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций. Социальное благополучиепонимается как устойчивое положение человека в обществе, наличие интересной и хорошо оплачиваемой работы, семьи.
|
|||
|