Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспек урока



 

Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. Сонорные звуки не имеют пар по глухости в отличие от большинства звонких согласных.

Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:

  • Звук отсутствует.
  • Горловое произношение (велярное или увулярное).
  • Боковое (слышится [рл’]).
  • Носовое (слышится [нг]).
  • Одноударное.
  • Р произносится мягко, как Р’.

Другой тип нарушения параротацизмы, т.е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.

Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии нормального развития других компонентов речи). Если же проблемы встречаются после 5 лет, то это является весомым поводом для обращения к логопеду-дефектологу.

 

Правильная артикуляция звук Р

Артикуляция звука Р:

  • Губы разомкнуты и обнажают зубы.
  • Кончик языка в форме ложечки поднят и вибрирует у альвеол (при твердом Р) или у верхних зубов (при мягком Р).
  • Корневая часть языка опущена (при твердом Р) или поднята (при мягком Р).
  • Нёбная занавеска поднята – она преграждает выход воздушной струи через нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  • Напряжение выдыхаемой струи воздуха достаточно сильное.

Конспек урока

Цель: Формировать правильное произношение сонорного звука «Р».

Коррекционные задачи: - Сформировать необходимый уклад органов артикуляционного аппарата для постановки звука «Р».

Развивающие задачи: - развивать умение ребенка - развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.

Воспитательные задачи: - воспитывать правильную осанку при нахождении за партой. - воспитывать умение выслушивать до конца и не перебивать старших.

Оборудование: зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, ватная палочка.

Ход работы

 1. Организационный момент.

- К нам сегодня приехала машина, но у нее сломался мотор. Давай поможем сегодня машине завести мотор. Чтобы он у нее рычал: Р-Р-Р. А для этого нам надо выполнить гимнастику для язычка.

2. Основной этап.

1) Артикуляционная гимнастика для детей.

2) Восприятие звука «Р» в начале слова.

3. Восприятие звука в потоке прочих звуков.

 

- Чтобы нам научиться правильно говорить звук «Р», нам надо будет размять наш язычок, сделать с ним зарядку: Улыбнись, покажи зубы.

 

1) «Лопатка» 2) «Чашечка» 3) «Вкусное варенье» 4) «Парус» 5) «Маляр» 6) «Грибок» 7) «Качели» 8) «Барабан»

 

- Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я по нескольку раз произнесу ее название. Если правильно названа картинка, подними руку вверх и скажи «да». Если неправильно, покачай головой и скажи «нет».

Это лакета?

Это ракета?

Это акета?

Это якета?

Это ракета?

Это вакета?

- Внимательно послушай и запомни, как у машины должен рычать мотор: р-р-р-р. - Хлопни в ладоши, когда услышишь, как рычит мотор машины. а на другие звуки не реагируй: с-м-ль-л-й-в-ль-з-г-н-р-р-вь-ль-й-нь-л-з-в-р-ж-ы-у-л-р-ль-ж-р.

2 (Пальчиковая гимнастика) «Наперсток»



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.