|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 1. Семья как объект психологического исследованияСтр 1 из 2Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» Кафедра педагогики и психологии
Еремина Наталья Юрьевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Психология семейных отношений Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогические образование
Профиль «Психология образования»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения заочная
Самара, 2021 1. Цели и задачи дисциплины Целями учебной дисциплины «Психология семейных отношений» являются формирование теоретических знаний и практических умений и навыков в области психологического консультирования в рамках возрастно- психологического подхода, повышение уровня профессиональной компетентности в области правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности., обеспечение качественно нового уровня психолого- педагогической культуры обучающихся. В программе предусмотрено расширение и углубление компетенций по психологическому консультированию людей разных возрастов. Также обучающиеся на практике должны научиться использовать различные методы консультирования и организации собственной деятельности с представителями разных возрастов в различных ситуациях. Задачи изучения дисциплины. - в области психолого-педагогическое сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения: в сфере образования: ¾ использование нормативно-правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; ¾ реализация прав ребенка на практике; ¾ участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами; ¾ проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; ¾ проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; в социальной сфере: ¾ создание условия для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия ребенка со взрослыми. Объектами профессиональной деятельности являются: воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях. 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО Дисциплина «Психология семейных отношений» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.1.В.26). Содержание дисциплины базируется на образовательных результатах, сформированных в ранее изученных дисциплинах: Психология развития (ОПК-1), Теория обучения и воспитания (ОПК-4; ОПК-6; ОПК-12), Психолого-педагогическая диагностика (ОПК-3), Качественные и
количественные методы психологических и педагогических исследований (ОПК-2; ОПК-3), Клиническая психология детей и подростков (ОПК-1). Овладение в процессе обучения знаниями, умениями, опытом деятельности обеспечит эффективность изучения такой дисциплины, как Психологическая служба в образовании и прохождения производственной практики (преддипломной практики). 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-4, ПК-26. При формировании обозначенных компетенций должны быть получены следующие образовательные результаты: ОК-4 -способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. Знает: основные положения и нормы конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права. проблемы в области современных брачно-семейных отношений. Умеет: использовать нормативно-правовые знания в различных сферах жизнедеятельности; систематизировать знания конституции РФ, конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ с целью консультирования педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования, здравоохранения и социальной сферы. Владеет: навыками анализа нормативных актов, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности; навыками применения знаний конституции РФ, конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ с целью консультирования педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования, здравоохранения и социальной сферы; способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии и обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области семейных отношений. ПК-26 - способность осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей. Знает: задачи и принципы психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;
формы и направления, приемы и методы психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся; основы педагогики, формы и способы обучения педагогических работников и родителей (законных представителей) с различными категориями обучающихся. Умеет: разрабатывать и реализовывать программы психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся. Владеет: навыками разработки и реализации программ психологического просвещения педагогических работников и родителей (законных представителей) с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся; навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Всего 108 часов. Контактная работа- 12, в том числе занятий в интерактивной форме 4 часа. Самостоятельная работа – 87 час.. Форма контроля экзамен (9 часов) в 7семестре.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Образовательные технологии, используемые при организации изучения дисциплины При организации изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии:
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); интерактивные технологии; технология обучения в сотрудничестве или работы в малых группах; технологии организации учебно-исследовательской и проектной деятельности студентов; игровые технологии; технология индивидуализации учебной деятельности студентов; коррекционно-развивающие технологии; технология портфолио. 5.3. Примерные планы учебных занятий Лекция №1 «Семья как социально-психологический феномен» (1 час) История брака, этапы развития. Брак в древности. Брак-соглашение и брак-сделка в древних культурах. Период матриархата в Древнем Египте. Брак в Древней Иудее. Брак в Древней Греции. Семья и брак в истории общества: общехристианская модель семьи, семейные отношения в различных этнических группах. Семья в России: характерные особенности развития семейных отношений, тенденции российской семьи. Психология о современной семье: результаты исследования. Социальная психология семьи. Формирование брачной пары: образ партнера, готовность к браку, выбор супруга, мотивы вступления в брак. Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf - Дата обращения: 31.08.2018. 3. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 - - Дата обращения: 31.08.2018. 4. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 - Дата обращения: 31.08.2018. Лекция №2 Структурно-функциональные характеристики семьи» (1 часа) Структура семьи. Функции семьи. Ролевая структура семьи. Классификация семьи. Параметры семейной системы Структура семейных ролей. Структура семейных подсистем. Правила семьи. Семейная история (мифы, стереотипы, стабилизаторы). Литература: 1. Социокультурные модели семейных отношений: учебное пособие / Агапов Е. П. , Пендюрина Л. П. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016, -93 стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=455008 - Дата обращения: 31.08.2018. 2. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 3. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf - Дата обращения: 31.08.2018. 4. Морозова, И.С. Психология семейных отношений: учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 - - Дата обращения: 31.08.2018. 5. Психологические проблемы неполных семей неполного типа и их психолого-педагогическое сопровождение: электронное учебное пособие / Т.Е.Аргентова, Л.В.Аргентова (Электронный курс), Кемеровский государственный университет, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=481421 - Дата обращения: 31.08.2018. 6. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 - Дата обращения: 31.08.2018. Лекция №3 «Психологические основы супружеских отношений» (1 час) Типы супружеских отношений, их детерминанты. Адаптация супругов к семейной жизни. Жизненный цикл семьи. Динамика семейных отношений. Кризисные периоды брака. Молодая семья, особенности взаимоотношений. Мужчина и женщина в современном обществе. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений в семье. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Условия сохранения эмоциональных отношений в семье. Признаки психологического здоровья семьи. Основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности. Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf - Дата обращения: 31.08.2018. 3. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 - - Дата обращения: 31.08.2018. 4. Психологические проблемы неполных семей неполного типа и их психолого-педагогическое сопровождение: электронное учебное пособие / Т.Е.Аргентова, Л.В.Аргентова (Электронный курс), Кемеровский государственный университет, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=481421 - Дата обращения: 31.08.2018. 5. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 - Дата обращения: 31.08.2018. 6. Социокультурные модели семейных отношений: учебное пособие / Агапов Е. П. , Пендюрина Л. П. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016, -93
стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=455008 - Дата обращения: 31.08.2018. Лекция №4 «Семейные конфликты. Разводы» (1 час) Нарушения функционирования семейной системы. Специфика супружеских конфликтов. Классификация семейных конфликтов. Нарушение представлений о семье и ее членах. Нарушение межличностной коммуникации в семье. Нарушение механизмов интеграции семьи. Нарушение структурно- ролевого аспекта жизнедеятельности семьи. Типичные модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах. Развод как социально-психологический феномен. Стадии развода. Особенности прохождения эмоциональной потери мужчинами и женщинами. Психотехника общения: типы супружеских отношений и их детерминанты. Феномен «прощения». Литература: 1. Волков, Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости: логические схемы и таблицы: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 511 с.: ил. - (Библиотека психолога). - Библ. в кн. - ISBN 978-5-691-01921- ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260794/ - Дата обращения: 31.08.2018. 2. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 3. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf - Дата обращения: 31.08.2018. 4. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 - - Дата обращения: 31.08.2018. 5. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 - Дата обращения: 31.08.2018. Практическое занятие №1 «Семья как социально-психологический феномен» (1 час) Вопросы и задания: 1. История брака, этапы развития. 2. Семья и брак в истории общества: общехристианская модель семьи, семейные отношения в различных этнических группах. 3. Современная модель семьи, критерии психологического здоровья семьи. 4. Семья в России: характерные особенности развития семейных отношений, тенденции российской семьи. 5. Психология о современной семье: результаты исследования. Социальная психология семьи. 6. Формы брачно-семейных отношений и факторы, влияющие на семейные отношения. 7. Альтернативные формы семейных отношений. 8. Проанализировать роль семьи в жизни общества и отдельного индивида. Задание: 1. Эссе-рассуждение на тему «Моя семья». Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf 3. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 - - Дата обращения: 31.08.2018. 4. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757
Практическое занятие №2 «Структурно-функциональные характеристики семьи» (1 час) Вопросы и задания: 1. Структура семьи. 2. Функции семьи. 3. Ролевая структура семьи. 4. Классификация семьи: по семейному стажу, по количеству детей, по составу семьи, по типу главенства, руководства семьей, по семейному быту, укладу, по качеству отношений в семье. 5. Параметры семейной системы (Эйдемиллер, Юстицкис, Минухин, Фишман). 6. Раскрыть основные направления и характер изменений функций семьи на современном этапе? 7. Характеристика нормально функционирующих и дисфункциональных типов семей. 8. Проблема одиночества в современной России (одинокие и разведенные женщины, холостяки, вдовы/вдовцы, психологические особенности одиноких людей). 9. Какие неотложные меры по укреплению института семьи, по вашему мнению, необходимо предпринять? Задание: составить психологический анализ произведения Л.Петрушевской «Шопен и Мендельсон» и нарисовать рисунок по теме произведения Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf 3. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 4. Психологические проблемы неполных семей неполного типа и их психолого-педагогическое сопровождение: электронное учебное пособие / Т.Е.Аргентова, Л.В.Аргентова (Электронный курс), Кемеровский
государственный университет, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=481421 5. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 6. Социокультурные модели семейных отношений: учебное пособие / Агапов Е. П. , Пендюрина Л. П. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016, -93 стр. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=455008 Практическое занятие №3 «Характер эмоциональных отношений в семье» (1 час) Вопросы и задания: 1. Какие компоненты любви выделяются в различных теориях (Э.Фромм, Р.Стенберг)? 2. Механизмы возникновения симпатии, факторы, позволяющие дружбе зародиться и влияющие на то, что дружба перерастает в любовь. Феномен любви; любовь как отражение личностной неадекватности. 3. Любовь и ее роль в семейных отношениях. Проблема безответной любви. 4. Найдите и обоснуйте различия между такими состояниями, как «любовь» и «влюбленность». Задание: составление коллективной сказки «Первая любовь – это….» Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf 3. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 4. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757
Практическое занятие №4 «Психологические основы супружеских отношений» (1 час) 1. Назовите основные закономерности развития семьи на протяжении ее жизненного цикла? 2. Адаптация супругов к семейной жизни. 3. Жизненный цикл семьи. Динамика семейных отношений. 4. Кризисные периоды брака. 5. Что понимается под нормативными кризисами в семейных отношениях? Каково их психологическое содержание? 6. Молодая семья, особенности взаимоотношений. 7. Мужчина и женщина в современном обществе. 8. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. 9. Условия сохранения эмоциональных отношений в семье. 10. Признаки психологического здоровья семьи. 11. Супружеская совместимость с точки зрения структурного подхода. 12. Супружеская совместимость с точки зрения функционального подхода. 13. Супружеская совместимость с точки зрения адаптивного подхода. 14. Причины супружеской неудовлетворенности (Р.С.Немов). 15. Правовые основы деятельности педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации». 16. Основное содержание конституции РФ, конвенции о правах ребенка, семейного кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ с целью консультирования педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования, здравоохранения и социальной сферы. Литература: 1. Волков, Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости: логические схемы и таблицы: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. - 511 с.: ил. - (Библиотека психолога). - Библ. в кн. - ISBN 978-5-691-01921- ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260794/ 2. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 3. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
4. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 5. Психологические проблемы неполных семей неполного типа и их психолого-педагогическое сопровождение: электронное учебное пособие / Т.Е.Аргентова, Л.В.Аргентова (Электронный курс), Кемеровский государственный университет, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=481421 6. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 Практическое занятие №5 «Семейные конфликты. Разводы» (1 час) 1. Специфика супружеских конфликтов. 2. Классификация семейных конфликтов. 3. Нарушение представлений о семье и ее членах. 4. Нарушение межличностной коммуникации в семье. 5. Типичные модели поведения супругов во внутрисемейных конфликтах. 6. Психологические особенности ревности. 7. Этапы конфликтов, их характеристика. 8. Назовите причины и факторы риска развода семьи. 9. Супружеская измена: причины и последствия. 10. Развод как стресс. Стадии развода (К.Заль, Э.Кюблер-Росс, А.Маслоу и др.) 11. Стадии переживания утраты в послеразводный период (Э.Кюблер- Росс). 12. Дети и развод: особенности реагирования, переживания, преодоления негативных следствий развода. 13. Особенности прохождения эмоциональной потери мужчинами и женщинами. Задание: составить карту проблем современной семьи. Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%
BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf 3. : семья в разводе и социальная работа с ней : учебное пособие / Л.С. Кохановская ; ред. П.Г. Павловская ; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014. - 84 с. : ил. - Библ. в кн. - ISBN 978-5-8158-1328-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439206 4. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 5. Пономарева, И.М. Работа психолога в кризисных службах: учебное пособие / И.М. Пономарева. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014. - 198 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-98238-049-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277347 6. Психология семьи: учебное пособие/сост.: М.В.Лукьянова, С.В.Офицерова. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2017, -138 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=483757 Практическое занятие №6 «Основы детско-родительских отношений» (1 часа) Вопросы: 1. Психологическое сопровождение родительства. 2. Родительская любовь как психологический феномен. 3. Родительская любовь как единство любви матери и отца. 4. Модели психологического сопровождения родительства. 5. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. 6. Какова роль матери и отца в психическом развитии ребенка? 7. Какие трудности испытывает ребенок в развитии полоролевой идентичности, если воспитывается в неполной семье? 8. Какие стили взаимодействия родителей с детьми можно назвать? 9. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния? 10. Каковы причины нарушений типа семейного воспитания? 11. Каковы возрастные и гендерные особенности взаимодействия подростков с матерью и с отцом? 12. Влияние сиблинговой позиции на формирование представления о супружестве. 13. Воспитание семьянина в семье и школе. 14. В чем состоят негативные эффекты непоследовательного/противоречивого воспитания?
15. Как влияет родительский образ ребенка на развитие личности самого ребенка? Каковы механизмы такого влияния? 16. Каковы причины нарушений типа семейного воспитания? Литература: 1. Еремина, Н.Ю., Хамматова Р.С., Психология семьи: учебно- методическое пособие / Еремина Н.Ю., Хамматова Р.С – Самара: ПГСГА, 2013. – 260 с. Экземпляров всего: 30 (http://irbis.pgsga.ru). 2. Ерина С.И. Психология семьи: методические указания / С.И.Ерина, Л.А.Николаева; Яросл.гос..унив.им.П.Г.Демидова.-Ярославль:ЯрГУ, 2010.-72 с. file:///C:/Users/%D0%95%D1%80%D1%91%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%9D%D0%AE/Downloads/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%83%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf 3. Морозова, И.С. Психология семейных отношений : учебное пособие / И.С. Морозова, К.Н. Белогай, Ю.В. Борисенко. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. - 424 с. - ISBN 978-5-8353-1026-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232383 4.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|