Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Биография



 

Тема конференции:«Философский пароход» как историческое и интеллектуальное событие .К 100-летию «Философского парохода» в 1922 г.

Тема доклада:Пассажир философского парохода: Р’С‹С?еславцев Р‘.Рџ.

Доклад готовила:Алитдинова Евгения студентка 228 группы

 

 

Профессор Борис Петрович Р’С‹С?еславцев(15.10.1877–5.10.1954)
Философ, религиозный мыслитель, магистр государственного права, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.

 

Биография

Родился РІ семье присяжного поверенного РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕР№ судебной палаты, Петра Александровича Р’С‹С?еславцева. Р?сточники указывают различные даты рождения Рё смерти учёного: больС?инство РёС… указывает дату рождения — 3 (15) октября 1877; справочник «Золотая РєРЅРёРіР° эмиграции»
Р’ 1895 РіРѕРґСѓ СЃ отличием окончил 3-СЋ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєСѓСЋ гимназию Рё поступил РЅР° юридический факультет РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета, который окончил (1899) СЃ отличием. Ученик Рџ. Р?. Новгородцева[2]. После окончания университета начал вести адвокатскую практику. Р’ 1902 РіРѕРґСѓ РѕРЅ расстался СЃ адвокатурой Рё «весь сосредоточился РЅР° научно-философской работе»[3]. Стал членом кружка Рџ. Р?. Новгородцева, РїРѕРґ руководством которого начал готовиться Рє профессорскому званию РІ области философии. Р’ 1908 РіРѕРґСѓ сдал магистерский экзамен Рё был командирован Р·Р° границу, РіРґРµ без перерыва провёл три РіРѕРґР°, РІ Марбурге посещал лекции Р“. Когена Рё Рџ. Наторпа, тесно общался СЃ Рќ. Гартманом, работал РІ библиотеках Гейдельберга, Р РёРјР°, Парижа. Затем, СЃ перерывами, жил Р·Р° границей ещё РґРІР° РіРѕРґР°.
РџРѕ возвращении РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ Р’С‹С?еславцев СЃ 1911 РіРѕРґР° читал лекции РїРѕ истории философии права РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРј университете; РІ Коммерческом институте Рё РІ университете Шанявского читал общую теорию права, историю политических учений Рё государственное право.
Р’ 1914 РіРѕРґСѓ Р’С‹С?еславцев защитил магистерскую диссертацию РЅР° тему «Этика Фихте. РћСЃРЅРѕРІС‹ права Рё нравственности РІ системе трансцендентальной философии», которая была издана РІ РІРёРґРµ РєРЅРёРіРё. РЎ 1917 РіРѕРґР° — профессор философии права РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета. После революции РѕРЅ участвовал РІ работе Вольной академии РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ культуры РІ РњРѕСЃРєРІРµ, РіРґРµ сблизился СЃ Рќ. Рђ. Бердяевым.


                      Эмиграция


Р?Р· РїРёСЃСЊРјР° Р’С‹С?еславцева РІ Берлин профессору Рђ. РЎ. Ященко, издателю «Новой СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ РєРЅРёРіРёВ» РѕС‚ 5 октября 1922 Рі.:
{РЇ собираюсь отсюда уехать Рё слыС?ал, что Р’С‹ организуете университет РІ Берлине. Если РґР°, то имейте меня РІ РІРёРґСѓ РІ первую очередь Рё берегите для меня кафедру. Если это неверно, то напиС?ите, что Р’С‹ могли Р±С‹ для меня устроить Рё РЅРµ РјРѕРі ли Р±С‹ СЏ существовать писательством. Однако сведения РѕР± этом здесь крайне неблагоприятны.

Р–РёР·РЅСЊ здесь физически очень поправилась, РЅРѕ нравственно невыносима для людей РЅР°С?его миросозерцания Рё РЅР°С?РёС… РІРєСѓСЃРѕРІ. Едва ли РІ Берлине Р’С‹ можете есть РёРєСЂСѓ, осетрину Рё ветчину Рё тетерок Рё пить великолепное удельное РІРёРЅРѕ всех сортов. Рђ РјС‹ это можем РёРЅРѕРіРґР°, хотя Рё РЅРёРіРґРµ РЅРµ служу. Зарабатывать здесь можно РјРЅРѕРіРѕ Рё тогда жить материально великолепно, РЅРѕ — безвкусно, среди чужой нации, РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ пустоте, Р° мерзости нравственного запустения}
Р’ 1922 РіРѕРґСѓ Р’С‹С?еславцев эмигрировал РёР· Р РѕСЃСЃРёРё РІ Германию, РІ Берлин, РіРґРµ РґРѕ 1924 РіРѕРґР° преподавал РІ основанной Рќ.Рђ. Бердяевым «Религиозно-философской академии», затем вместе СЃ Академией переехал РІ Париж. Р’ 1927—1943 годах профессор Свято-Сергиевского православного богословского института РІ Париже, РіРґРµ преподавал историю РЅРѕРІРѕР№ философии Рё нравственное богословие. Принимал участие РІ организации издательства YMCA-Press (Париж). РЎ 1925 РіРѕРґР° — РѕРґРёРЅ РёР· редакторов религиозно-философского журнала «Путь».
Разрабатывал проблематику «философии сердца», антропологии, теории культуры. Его книга «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) — первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы.
Р’Рѕ время Второй РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ Р’С‹С?еславцев переехал РІ Германию. Неприятие Р’С‹С?еславцевым советской власти явилось причиной сотрудничества СЃ нацистскими пропагандистскими органами Рё публикации РІ антикоммунистических сборниках.

 После войны, спасаясь от французского суда, он был вынужден перебраться в Швейцарию.
В 1950-е годы сотрудничал с Народно-трудовым союзом .
Умер Р’С‹С?еславцев РІ Женеве 5 октября 1954 РіРѕРґР° РѕС‚ «старческого» туберкулёза

 

Философские взгляды Бориса Петровича

Знакомство СЃ Рљ. Юнгом привело Р’С‹С?еславцев Рє увлечению психоанализом, которое отразилось РІ его главном философском труде «Этика преображенного Р­СЂРѕСЃР°. Проблема Закона Рё Благодати» (1931). После РІРѕР№РЅС‹ Р’С‹С?еславцев опубликовал РґРІРµ РєРЅРёРіРё, посвященные социальной философии «Философская нищета марксизма» (1952) Рё «Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм» (1953). Посмертно была издана его РєРЅРёРіР° «Вечное РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ философии» (1955).
Р’ своем психологически-метафизическом учении Р’С‹С?еславцев ополчается против закона как такового. РџРѕРґ законом РѕРЅ имеет РІ РІРёРґСѓ Десять заповедей, Рё вообще любые законы, Р° РЅРµ только ритуальные заповеди РѕР± очищении, Рѕ чистых Рё нечистых животных Рё С‚.Рґ. Сказанное РІ Писании Рѕ недостаточности ритуальных установлений Моисеева закона для спасения РІ жизнь вечную Р’С‹С?еславцев относит РєРѕ всем законам как таковым: РІ С‚. С‡. внутренним нравственным ограничениям Рё РІРЅРµС?РЅРёРј Церковным, государственным Рё общественным установлениям.
Р?СЃС…РѕРґСЏ РёР· этого, Р’С‹С?еславцев считает подавляющее больС?инство людей, РІ С‚.С‡. Рё христиан, РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ находящимися РїРѕРґ законом: Закон есть «покрывало, лежащее РЅР° сердце», которое Рё «доныне остается неснятым» для тех, кто еще всецело живет РІ Ветхом Завете (Р° таких Рё РІ РЅР°С?Рё РґРЅРё больС?инство). РћРЅ призывает РєРѕ вступлению РІ РЅРѕРІСѓСЋ СЌСЂСѓ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ Христианства.
Р’С‹С?еславцев делает вывод Рѕ РїСЂСЏРјРѕР№ противоположности морали (десяти заповедей) Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ творческой спасительной жизни РІРѕ Христе. Р’ сочинении «Человеческое сердце РІ РёРЅРґСѓСЃСЃРєРѕРј Рё христианском мистицизме» Р’С‹С?еславцев РІРІРѕРґРёС‚ магическое понятие «сердца», которое является одновременно источником любви, творческой СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё наиболее важным телесным органом.
Р’С‹С?еславцев довольно последовательно следует аморалистскому Рё релятивистскому учению каббалы Рѕ религиозных нормах РІ РёС… соотноС?ении СЃ высС?ей целью религии. Заповеди Рё любые законы Сѓ Р’С‹С?еславцев выступают как порождающие грех Рё преступление, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РјРµС?ающие творческому Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРјСѓ соединению СЃРѕ Христом.
Согласно учению Р’С‹С?еславцева, спасение человека должно состоять РІ РїСЂСЏРјРѕР№ личной победе над СЃРІРѕРёРј личным злом, над всеми проявлениями страстей. РќРѕ это невозможно, поскольку страсти, СЏРєРѕР±С‹, коренятся РІ темной подсознательной сфере РїСЃРёС…РёРєРё. Р’ каббалистическом РґСѓС…Рµ Р’С‹С?еславцев рассматривает разнообразные причины греха: материальные, психические, РЅРµ усматривая лиС?СЊ собственно нравственных.
Р’С‹С?еславцев РІРёРґРёС‚ выход РёР· построенного РёРј тупика РІ психоанализе: сублимации всех страстей, РёС… переработке РІ религиозный «эрос». Поэтому СЃ грехом, РїРѕ Р’С‹С?еславцеву, бороться РЅРµ следует: ничто, СЏРєРѕР±С‹, РЅРµ плохо само РїРѕ себе. РћС?ибаются те, которые хотят устроить человеческую РґСѓС?Сѓ Рё сделать ее праведной, связать своеволие страстей сетью моральных императивов Рё запретов.
Вполне последовательно Р’С‹С?еславцев утверждает, что человек всегда господствует над РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№ путем подчинения ей. Радикальное преодоление зла достигается РЅРµ РІРЅРµС?РЅРёРј пересечением зла, Р° положительным созиданием РґРѕР±СЂР°,- то есть, РІ системе его мысли, следованием РїРѕ пути подчинения страстям, РЅРѕ уже РІРѕ РёРјСЏ «религиозного спасения».
Р’ этой сублимации греха Р’С‹С?еславцев считает главной действующей силой человеческое воображение. Человек, РїРѕ сути, должен вообразить себя живущим РІРѕ Христе

 

 

Основные работы Р’С‹С?еславцева Р‘.Рџ.п‚·

 

«Этика Фихте: Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии» (1914)
«Русская стихия у Достоевского» (1923)
«Сердце в христианской и индийской мистике» (1929)
«Христианство и социальный вопрос» (1929)
«Этика преображенного эроса» (1931)
«Кризис индустриальной культуры» (1953)
«Вечное в русской философии» (1955)
«Философская нищета марксизма» (1957)

 

 

Литература

ВІ Р’С‹С?еславцев Борис Петрович - Русская философия: история, источники, исследования (spbu.ru)

ВІ https://ru.wikipedia.org/wiki

ВІ https://www.livelib.ru/author/153299-vladimir-lidin

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.