Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Работа по теме урока. Литература и искусство



Работа по теме урока

1.Литература и искусство

Символом «оттепели» в литературе стал журнал «Новый мир». Его главный редактор — А.Т. Твардовский — с 1952 г. на­чал публиковать произведения авторов, отказавшихся от «лаки­ровки действительности». За публикацию статей, отстаивающих необходимость существования различных школ и направлений в советской литературе, Твардовский в 1954 г. был снят с по­ста редактора «Нового мира», но в 1958 г. снова возглавил этот журнал.

Оживлению литературной жизни в середине 1950-х гг. спо­собствовали реабилитация репрессированных в 1930-е гг. писа­телей (О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Б.А. Пильняка и др.), публикация целого ряда запрещенных ранее произведений поэтов Серебряного века.

             Произведения,                          созданные в годы «оттепели»

Область культуры Авторы и их произведения Содержание и причины резонанса

Литера­тура

В.Д. Дудинцев «Не хлебом еди­ным» Роман об изобретателе, ведущим во вре­мена Сталина тщетную борьбу с засиль­ем бюрократии. Опубликован в «Новом мире» в 1956 г., подвергся критике за «очернение действительности»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» Роман о Гражданской войне, главный герой которого не принадлежит к крас­ным или к белым, а его главной ценно­стью является человеческая жизнь. Ав­тору отказали в публикации в советских журналах. Роман был издан в Италии в 1957 г., что вызвало кампанию травли автора в СССР
А.И. Солжени­цын «Один день Ивана Денисо­вича» Повесть о жизни заключенных ГУЛАГа. Опубликована в «Новом мире». Первое произведение на эту тему, изданное в СССР
Стихотворения Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесен­ского, Р.И. Ро­ждественского, Б. А. Ахмадулиног идр. Поэзия, отразившая дух поколения шестидестяников, сочетала верность коммунистическим идеалам с гума­нистическим пафосом и стремлением к обновлению общества

Кинема­тограф

М.К. Калатозов «Летят журавли»

Фильмы, по-новому осветившие тему повседневной жизни во время Великой Отечественной войны

Г.Н. Чухрай «Чистое небо»

Кампания против Пастернака и его романа «Доктор Живаго» стала самой яркой демонстрацией сохранения жесткого идео­логического контроля над культурой. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 г. вызвало его травлю в советской пе­чати, в которой приняла участие даже редакция «Нового мира» во главе с Твардовским. Когда было принято решение об исклю­чении Пастернака из состава Союза писателей, ни один писатель не выступил в его защиту. Под угрозой лишения советского гра­жданства и высылки из СССР Пастернак был вынужден отказать­ся от Нобелевской премии.

Вопрос (письменно) — Почему публикация романа, не содержавшего каких-либо антисоветских и антикоммунистических выпадов, вызвала подобную реакцию?

 

С 1957 г. проводились регулярные встречи Хрущева с пред­ставителями творческой интеллигенции, на которых глава го­сударства говорил о недопустимости отклонения от принципов социалистического реализма, необходимости создания идейно выдержанных и понятных народу произведений. В последние годы правления Хрущева в советской печати была развернута ак­тивная кампания против авангардистского искусства, напоми­навшая борьбу с «формализмом» в сталинскую эпоху. Началом ее стало посещение Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 г.

Дополнительный материал Из воспоминаний организатора выставки в Манеже Э.М. Белютина

Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.

— Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка ка­кая-то! — с каждым словом его голос становился визгливее.

Хрущев в окружении плотной толпы бросился в обход вдоль стен. Раз за разом раздавались его выкрики, «дерьмо», «говно», «мазня». К го­лосу Первого присоединялись угодливые всхлипы: «правильно», «безо­бразие», «всех их за Можай». Хрущев распалялся: «кто им разрешил так писать», «всех на лесоповал — пусть отработают деньги, которые на них затратило государство», «безобразие, что это, осел хвостом писал или что?».Эти художники, работы которых вы видите, - начал я,, взбешен­ный поведением премьера, решив не называть его по имени-отчеству, — много ездят по стране, любят ее и стремятся ее передать не только по зри­тельным впечатлениям, но и сердцем. Вот взять, например, эту картину «Спасские ворота». Их легко узнать. А цветовое решение усиливает к тому же ощущение величия и мощи.

Посередине моего объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взо­рвался.

— Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах, почему их не видно?

И тут же ему стало не по себе, и он добавил вежливо.

— Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!

Из воспоминаний участника выставки скульптора Э.Неизвестного

Щабаш начался с того, что Хрущев заявил, что я проедаю народные деньги, а произвожу дерьмо! Я же утверждал, что он ничего не понимает в искусстве. Разговор был долгий, но в принципе он сводился к следую­щему: я ему доказывал, что он предстает в смешном виде, поскольку он не профессионал, не критик и даже эстетически безграмотен. Он же утверждал обратное. Какие же были у него аргументы? Он говорил: «Был я шахтером — не понимал, был я политработником — не понимал, был я тем — не понимал. Ну вот сейчас я глава партии и премьер и все не по­нимаю? Для кого же вы работаете?»

Кончилась наша беседа с Хрущевым следующим образом. Он сказал: «Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в вас одновремен­но сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы вас уничтожим. Если победит ангел, то мы вам поможем».

Вопросы к документам(письменно)

Что вы можете сказать о поведении Хрущева и участников выставки?

Что свидетельствует о сохранении пережитков сталинских времен, а что — о новых веяниях во взаимоотношениях вла­сти и интеллигенции?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.