|
||||||||||||||||||
Работа по теме урока. Литература и искусствоРабота по теме урока 1.Литература и искусство Символом «оттепели» в литературе стал журнал «Новый мир». Его главный редактор — А.Т. Твардовский — с 1952 г. начал публиковать произведения авторов, отказавшихся от «лакировки действительности». За публикацию статей, отстаивающих необходимость существования различных школ и направлений в советской литературе, Твардовский в 1954 г. был снят с поста редактора «Нового мира», но в 1958 г. снова возглавил этот журнал. Оживлению литературной жизни в середине 1950-х гг. способствовали реабилитация репрессированных в 1930-е гг. писателей (О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Б.А. Пильняка и др.), публикация целого ряда запрещенных ранее произведений поэтов Серебряного века. Произведения, созданные в годы «оттепели»
Кампания против Пастернака и его романа «Доктор Живаго» стала самой яркой демонстрацией сохранения жесткого идеологического контроля над культурой. Присуждение Пастернаку Нобелевской премии в 1958 г. вызвало его травлю в советской печати, в которой приняла участие даже редакция «Нового мира» во главе с Твардовским. Когда было принято решение об исключении Пастернака из состава Союза писателей, ни один писатель не выступил в его защиту. Под угрозой лишения советского гражданства и высылки из СССР Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии. Вопрос (письменно) — Почему публикация романа, не содержавшего каких-либо антисоветских и антикоммунистических выпадов, вызвала подобную реакцию?
С 1957 г. проводились регулярные встречи Хрущева с представителями творческой интеллигенции, на которых глава государства говорил о недопустимости отклонения от принципов социалистического реализма, необходимости создания идейно выдержанных и понятных народу произведений. В последние годы правления Хрущева в советской печати была развернута активная кампания против авангардистского искусства, напоминавшая борьбу с «формализмом» в сталинскую эпоху. Началом ее стало посещение Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже 1 декабря 1962 г. Дополнительный материал Из воспоминаний организатора выставки в Манеже Э.М. Белютина Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки. — Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! — с каждым словом его голос становился визгливее. Хрущев в окружении плотной толпы бросился в обход вдоль стен. Раз за разом раздавались его выкрики, «дерьмо», «говно», «мазня». К голосу Первого присоединялись угодливые всхлипы: «правильно», «безобразие», «всех их за Можай». Хрущев распалялся: «кто им разрешил так писать», «всех на лесоповал — пусть отработают деньги, которые на них затратило государство», «безобразие, что это, осел хвостом писал или что?».Эти художники, работы которых вы видите, - начал я,, взбешенный поведением премьера, решив не называть его по имени-отчеству, — много ездят по стране, любят ее и стремятся ее передать не только по зрительным впечатлениям, но и сердцем. Вот взять, например, эту картину «Спасские ворота». Их легко узнать. А цветовое решение усиливает к тому же ощущение величия и мощи. Посередине моего объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взорвался. — Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах, почему их не видно? И тут же ему стало не по себе, и он добавил вежливо. — Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! Из воспоминаний участника выставки скульптора Э.Неизвестного Щабаш начался с того, что Хрущев заявил, что я проедаю народные деньги, а произвожу дерьмо! Я же утверждал, что он ничего не понимает в искусстве. Разговор был долгий, но в принципе он сводился к следующему: я ему доказывал, что он предстает в смешном виде, поскольку он не профессионал, не критик и даже эстетически безграмотен. Он же утверждал обратное. Какие же были у него аргументы? Он говорил: «Был я шахтером — не понимал, был я политработником — не понимал, был я тем — не понимал. Ну вот сейчас я глава партии и премьер и все не понимаю? Для кого же вы работаете?» Кончилась наша беседа с Хрущевым следующим образом. Он сказал: «Вы интересный человек, такие люди мне нравятся, но в вас одновременно сидят ангел и дьявол. Если победит дьявол, мы вас уничтожим. Если победит ангел, то мы вам поможем». Вопросы к документам(письменно) Что вы можете сказать о поведении Хрущева и участников выставки? Что свидетельствует о сохранении пережитков сталинских времен, а что — о новых веяниях во взаимоотношениях власти и интеллигенции?
|
||||||||||||||||||
|