|
|||
КАКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЕКЛАРИРОВАНЫ КЛЮЧЕВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ В СВЯЗИ СО ФГОС?Стр 1 из 2Следующая ⇒ КАКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ ДЕКЛАРИРОВАНЫ КЛЮЧЕВЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ В СВЯЗИ СО ФГОС? ● Основная цель для всех образовательных институтов: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды. ● Новая парадигма: в профессиональном сознании педагогов, восприятии родителей необходимо совершить ценностный переход от категории «образование как сфера услуг» (ключевое слово: «потребитель») к категории «образование как пространство взросления» (ключевое слово: «человек» и его духовно-нравственная зрелость). ● Новый предмет образовательной политики: им является не столько система школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько вся сфера образования и социализации молодого поколения. ● Новая иерархия образовательных результатов ФГОС: личностных, метапредметных и предметных, их связность, приоритет личностных результатов. ● Новая система требований ФГОС: к структуре образовательных программ, к условиям и образовательным результатам. Значимым является смещение акцента с «обязательного содержания» к «обязательному обеспечению условий, одними из которых являются психолого-педагогические». ● Новые понятия, с помощью которых описываются основные смыслы новых образовательных стандартов. Среди них: «духовно-нравственное развитие и воспитание», «общественно-государственное партнерство», «метапредметные результаты», «междисциплинарные программы», «образовательные потребности» и многие другие. ● Новые задачи психолого-педагогического проектирования образовательного процесса: построение школы «взросления и переходов». Формирование специфических для каждой возрастной ступени целей развития, механизмов воспитания и обучения, моделирующих возрастные переходы со ступени на ступень. ● Новые задачи интеграции внутри образования: освоение технологий метапредметного проектирования, форм взаимодействия основного и неформального (открытого) образования для достижения целей личностного развития и социализации. ● Новые задачи «кооперации» в открытом образовательном пространстве: переоформление отношений школы и других субъектов воспитания и социализации: семьи, религиозных организаций, общественных движений, медиасферы, Интернета, сферы досуга и развлечений, бизнес-сообществ, др. ● Новые требования к профессиональной компетентности педагога.
ЧТО СЕГОДНЯ ВОСТРЕБОВАНО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ И В ЧЕМ ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ? ● Документы ФГОС концентрируют внимание педагогов на целостной личности. Понятие личностных результатов раскрываются в категориях личностной зрелости, достижения человеком полноценного нравственного бытия в мире людей. Трудность этой задачи состоит в том, что привычная для «знаниевой» школы межпредметная интеграция по содержанию не решает задач возрастосообразного развития. Метапредметная интеграция образовательных результатов предполагает освоение учителем целого комплекса проектировочных и коммуникативных умений, позволяющих ему: — правильно выявлять жизненно важные задачи взросления в данном классе (иной общности); — выявлять основания интеграции (которыми могут быть ценности, способы деятельности, формы общения и др.); — «переводить» их на возможности учебного предмета; — ответственно выбирать педагогические технологии, адекватные задачам взросления; — договариваться с коллегами об общих стратегиях взаимодействия с классом в контексте выбранных оснований интеграции; — рефлексивно оценивать себя и продвижение учащихся в категориях развития… Таким образом, речь идет о серьезных изменениях в психолого-педагогической компетентности рядового учителя, методиста. И это ‒ один из запросов к школьному психологу и психологической службе. ● Сегодня вновь становится востребованной задача формирования условий для получения детьми опыта сотрудничества, коллективности в процессе взросления. Это означает, что необходимо обратиться к опыту жизни детско-взрослых общностей. Механизмами передачи традиций в данных условиях являются: — разновозрастное общение; — иерархическая структура коммуникации, организованная на ценностно-смысловой основе; — ритмическая организация структуры времени жизни сообществ; — ценностная нагрузка символики и ритуалов жизни сообществ; — ритуалы оформления взросления и переходов и др. Трудность этой задачи состоит в том, что ценности традиций не могут быть переведены непосредственно в дидактические единицы, которые конструируются по законам «школы знания». Они осваиваются в совместной деятельности и общении, организованных на основе смыслов и ценностей традиции. Таким образом, речь идет о формировании сообщества учителей и воспитателей, исповедующих ценности сотрудничества в сообществе детей и взрослых, способных поддерживать пространство полилога, без чего невозможно развитие личности ребенка. И это ‒ следующий запрос к школьному психологу и психологической службе. ● Развитие инклюзивного образования являет собой абсолютно новую задачу. Под ним понимается процесс совместного обучения обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений в процессе их воспитания в одном классе массовой школы, а также создание приемлемых условий интеграции нетипичных детей в общество. Трудность этой задачи очевидна и касается в первую очередь мира взрослых. Она проявляется в следующих аспектах: — у педагогов недостаточно опыта коммуникации, специальных методик преподавания, организации занятий с такими детьми; — на педагога ложится повышенная психоэмоциональная нагрузка при проведении занятий с детьми-инвалидами; — в обществе сохраняется достаточно высокая степень нетолерантного отношения к людям с ограниченными возможностями (в том числе среди детей, родителей, педагогов и др.). Это тот случай, когда инаковость является слабо проработанной темой на уровне как индивидуального, так и обыденного массового сознания. Психологическая грамотность в этом вопросе необходима для всех, и это ‒ запрос к психологу. ● В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире существенно дополняются требования к психолого-педагогическим компетенциям учителя. Речь идет об обретении новых необходимых качеств без которых учитель не справится с решением новых, стоящих перед ним профессиональных задач. Наиболее полно новые требования предложены в Профессиональном стандарте педагога. Важны следующие аспекты: — «Обучение», «Воспитание» и «Развитие ребенка» заявлены в качестве ключевых областей стандарта педагога. — Профессиональный стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. — В Профессиональном стандарте предложены новые психолого-педагогические требованияк квалификации учителя. Освоенные педагогами знания и компетенции будут во многом определять результаты образовательного процесса в данном ОУ в соответствии с требованиями ФГОС. Проявляться результативность деятельности учителя будет в учениках. Важнейшими критериями становятся:
|
|||
|