|
|||
Прочитайте внимательно текст, и выполните задания по тексту (в тексте есть вопросы) на 06.11.21Стр 1 из 2Следующая ⇒ Прочитайте внимательно текст, и выполните задания по тексту (в тексте есть вопросы) на 06.11.21 Этика вождения и культура поведения человека за рулем. На прошлом занятии мы начали говорить о психофизиологических основах деятельности водителя и рассмотрели психические процессы, от которых зависит, прежде всего, безопасность вождения. Но безопасность вождения зависит не только от того как у вас развиты органы чувств (зрение, слух) память мышление внимание, но и от личностных качеств, т.е способностей, интересов, темперамента, характера, ценностей, отношения к профессии, другим видам деятельности, к общественной работе. Личными качествами водителя определяются его профессиональные качества, поэтому иногда говорят: «Человек водит автомобиль так, как он живет». Например , про холеричного водителя интересующего гонками… Другими словами наши качества определяют наше поведение. Немного углубленнее рассмотрим качества. Под интересами понимают отношения человека к предметам и явлениям жизни. Интересы характеризуются положительной эмоциональной окрашенностью, стремлением познать интересные для человека явления, предметы, события и овладеть ими. Способности – это индивидуальные умения, от которых зависит успешность какой-либо деятельности. Различают общие и специальные способности. Общие способности присущи многим людям, и благодаря этим способностям один и тот же человек может успешно овладеть различными видами деятельности. Специальные способности – это такие способности личности, которые позволяют достигнуть высоких результатов в какой-либо узкой области деятельности. Способности человека к профессиональной деятельности водителя автомобиля определяются следующими качествами: - хорошее физическое развитие, выносливость, достаточная ловкость и хорошая координация движений; - лёгкость формирования двигательных навыков; - высокая степень развития органов чувств, в особенности зрения и суставно-мышечного чувства; -скорость и точность сенсомоторных реакций; - быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений; - хорошее распределение, быстрая переключаемость и высокая устойчивость внимания; - хорошая зрительная и оперативная память; - высокая готовность памяти; - настойчивость, решительность, смелость, терпение; - эмоциональная устойчивость; - самообладание, дисциплинированность; - инициативность и сообразительность.
Это есть не что иное как внутренний мир человека. Одна из его составляющих – это «ценности» - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. От того какие у водителя ценности в приоритете, так он и будет вести машину. У каждого человека свои ценности, но есть и общечеловеческие ценности. Как вы думаете, что к ним можно отнести? Написать ответ в тетрадь А сейчас давайте вместе попробуем выяснить какие у вас есть ценности как у водителя- профессионала… Упражнение «Мои ценности» Напишите на листке бумаги ценности, которые важны для вас как для водителя-профессионала. (записать в тетрадь) Жизненные ценности человека – это то, что человек считает важным для себя, чем хочет обладать и боится потерять: Всё чем дорожить человек, находится на одной чаше весов. На другой чаше весов наши мимолетные стремления: получение удовольствия;· внимание окружающих;· одобрение сторонних людей;· мнимая свобода.· Эти ценности могут привести к опасному поведению за рулём. Каждое действие водителя – это выбор. Не забывайте! Автомобиль – это средство повышенной опасности! Ежедневно поворачивая ключ в замке зажигания, помните, что могут открыться двери в больницу или тюрьму. Вынимая ключи из своего автомобиля, вы вынимаете ключи и из тех дверей, которые могли открыться для Вас сегодня. В большинстве случаев зависит от Вас. Легкомысленное вождение может разрушить вашу жизнь. В приоритете должно быть – получение навыков профессионального и безопасного вождения. Безопасно управлять своим будущим автомобилем, решая с его помощью свои жизненные повседневные задачи. Немало важным является вопрос почему водители едут себя таким образом. Или мотивация поведения. Начиная обучение на водителя, задавали ли себе вопрос: для чего я это делаю? И вот как раз поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...", для чего я это делаю? И будет следующим компонентом нашей ценностно-смысловой сферы - мотивация. Два основных мотива человека: Первый. Достижение успеха. Мы ставим перед собой цель, достижение которой однозначно расцениваем как успех. Например: освоить технику управления автомобилем в совершенстве, и тогда появляется стремление добиться в этой области совершенства, и мы находим средства и совершаем действия, которые направлены на достижение поставленной цели. Осознавая для себя мотив достижения успеха, люди реально оценивают свои возможности и ошибки, как в жизни, так и на дороге и не перекладывают свою ответственность на других. Второй основной мотив человека – это избегание неудач. И тогда цель человека заключается не в достижение успеха, а в боязни неудач и теперь у человека нет цели, и у него появляется неуверенность в себе потому, что у него нет веры в достижении успеха. Он боится, что его могут осудить и обидеть. Этот страх зачастую проявляется в агрессивном поведении. У человека возникает закрытость получения новых знаний и навыков: - он не испытывает удовольствия от процесса обучения; - он пропускает занятия, оправдывая себя мнимыми причинами; - всю ответственность за свои неудачи он перекладывает на преподавателей; - он ставит перед собой либо слишком легкие, либо недостижимые задачи; - он не воспринимает высказывания преподавателей о своих собственных способностях и возможностях, потому что его внутренняя самооценка слишком занижена или, наоборот, завышена.
Мотив самоутверждения потребность человека быть признанным и оцененным обществом. Мотивация основанана честолюбии, чувстве собственного достоинства, самолюбии. Руководствуясь желанием самоутвердиться, индивид старается доказать социуму, что он – стоящая личность. Человек стремится занять определенное положение в обществе, получить социальный статус, добиться уважения, признания, почитания. Этот вид схож по сути с мотивацией престижа – жаждой достигнуть и впоследствии сохранить формально высокий статус в обществе. Мотив идентификации с другим человеком Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты). Мотив идентификации – веский стимул для развития, совершенствования, прикладывания волевых усилий для формирования определенных черт характера. Мотивация быть схожим на кумира часто присутствует в ювенальном периоде, под влиянием которой подросток обретает высокий энергетический потенциал. Наличие идеального «образца», с которым хотел бы отождествлять себя молодой человек, наделяет его особой «заимствованной» силой, придает вдохновение, формирует целеустремленность и ответственность, вырабатывает смелость. Наличие мотива идентификации – важная составляющая для эффективной социализации подростка. Мотив власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей. Эмпирическими признаками наличия у человека мотивации власти являются следующие: постоянные и достаточно отчетливо выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием психологического контроля над другими людьми; удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности; нежелание подчиняться другим людям, активное стремление к независимости; склонность управлять, доминировать над людьми в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с ними. Примером поведения водителя с таким мотивом является поведение, когда водитель хочет по его мнению наказать нарушителя дорожного движения, ну или если ему покажется что по отношению к нему произвели неправильные действия. Так называемые… Процессуально-содержательный мотив - побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности. Является внутренней мотивацией, оказывающей сильное действие на активность личности. Суть явления: человек интересуется и испытывает наслаждение от самого процесса, ему нравится проявлять физическую активность, задействовать интеллектуальные возможности. Например, девушка занимается танцами, так как ей очень нравится сам процесс: проявление своего творческого потенциала, физических способностей и интеллектуальных возможностей. Ей доставляет удовольствие сам процесс танца, а не внешние мотивы, такие как: ожидание популярности, достижения материального благополучия.
|
|||
|