Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





шаг: Очень  важно  для  меня,  могу легко самостоятельно изменить!



 

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

«КУРГАНСКИЙ  БАЗОВЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

Учебно-методический  центр  повышения  квалификации

 

 

Сборник

тезисов  тематического  семинара

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ

«ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»  ДЛЯ  БОЛЬНЫХ

ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ  БОЛЕЗНЬЮ

 

Курган                   2013

Сборник тезисов тематического семинара«Организация работы школы для больных гипертонической болезнью», 2013 г. – 28 с.

Составитель:

Моисеева Н.В.методист УМЦ ПК ГБОУ СПО «Курганский базовый
                        медицинский колледж».

Редактирование:

Пляхина Т.П. –лаборант методического кабинета УМЦ ПК ГБОУ СПО
                       «Курганский базовый медицинский колледж».

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Организация работы

«Школы для больных гипертонической болезнью» . . . . . . . 3

2. Что надо знать о питании при артериальной гипертонии . . 10

3. Что надо знать о питании при ожирении . . . . . . . . . . . . . . . .15

4. Физическая  активность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

5. Курение  и  здоровье. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

6. Стресс  и  здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

7. Медикаментозное лечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

1.  Организация  работы «Школы  для  больных  ГБ»

Гипертоническая болезнь (ГБ) - одно из самых распространен-ных заболеваний сердечно-сосудистой системы. В большинстве стран мира ее распространенность среди взрослого населения составляет 15-25%. В России ГБ страдают около 30 млн. человек: повышенное артериальное давление - свыше 140/90 мм рт.ст. имеют 39,2% мужчин и 41,1% женщин, а у лиц старше 60 лет ее частота превышает 50%.

Большинство из них составляют лица с ранней стадией заболевания, причем на ГБ 1-2 ст. приходится более половины связанных с артериальной гипертензией (АГ) осложнений - мозговой инсульт, инфаркт миокарда, фатальные нарушения ритма сердца, формирование недостаточности кровообращения, хронической почечной недостаточности.

В России положение усугубляется еще и тем, что только 37,1% мужчин и 58,9% женщин информированы о наличии у них заболевания, регулярно лечатся лишь 21,6 и 46,7%, в т.ч. достаточно эффективно - 5,7% и 17,5% соответственно.

Отсутствие действенной системы организации профилактики, диагностики и лечения АГ является главной причиной того, что частота инсультов в России в 4 раза выше, чем в США и странах Западной Европы. Кроме того, в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера или непредвиденных обстоятельств, вызванных природными катастрофами, последствия осложнений ГБ среди населения могут носить еще более масштабный характер.

В последнее 10-летие большое значение придается обучению больных с целью повышения их информированности и активного вовлечения в лечебно-диагностический процесс. При этом достижение согласия между врачом и пациентом становится одним из решающих условий успешного лечения ГБ и профилактики ее осложнений, особенно на амбулаторно-поликлиническом этапе. Поэтому назрела необходимость в обобщении опыта и оценке эффективности комплексного лечения, включающего обучение по образовательной программе, а также обоснования и внедрения в систему комплексного лечения пациентов, страдающих ГБ, в военных поликлиниках современной организационной технологии - школы больных гипертонической болезнью.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу, группа состоит из 8-10 слушателей, направленных терапевтами или врачами др. специальностей, или обратившихся самостоятельно по объявлению.

В основе формирования группы - методика малых групп (максимально до 12 чел.), когда налаживается наилучший психологический контакт между слушателями и врачом-преподавателем, что создает коллектив единомышленников.

Скомплектовать группу, однородную по возрасту, уровню интеллекта, образованию, интересам, по рекомендации В.И. Бакшеева с соавтором, в условиях городской поликлиники не всегда реально. Подобный подход возможен при проведении программы Школы гипертонии в уже сложившихся коллективах, например, на промышленном предприятии среди диспансерных больных или клубах по интересам.

Занятия необходимо проводить в форме собеседования с элементами диспута, деловой игры, постоянным повторением пройденного; отрабатыва-нием практических навыков: измерение АД, определение частоты пульса, ИМТ, типа ожирения.

 

Задачами и принципами, которые легли в основу программы  являются:

1. Сформировать доминанту личной ответственности пациента за течение его ГБ, т.е. модифицировать его образ жизни с целью исключения факторов риска.

2. Искоренить понятие курсового лечения ГБ и понятия "рабочего" давления.

3. Для достижения целевого давления использовать НЕмедикамен-тозные методы лечения и медикаментозную базисную терапию, основанную на непрерывном длительном приеме препаратов в эффективных дозах по назначению врача;

4. Обучить практическим навыкам измерения АД, частоты пульса, ведения дневника самоконтроля;

5. Научить оказывать самопомощь при остром повышении АД.

 

Обучающий цикл состоит из 8 занятий, на которых подробно, в доступном изложении рассматриваются темы:

1.Что надо знать об артериальной гипертонии?

2.Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

3.Ожирение и артериальная гипертония.

4.Физическая активность и здоровье.

5.Курение и здоровье.

6.Стресс и здоровье.

7.Медикаментозное и нетрадиционное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность пациента к лечению?

8.Заключительное занятие.

Необходимым является активное вовлечение слушателей в процесс обучения путем выполнения домашнего задания, анализа дневника самоконтроля за неделю. Врачу-преподавателю нужно быть готовым ответить на вопросы обучающихся. Однако, не стоит превращать занятие в "вечер вопросов и ответов". В начале занятия ознакомить группу с темой, поставить цель занятия, для вопросов четко определить регламент.

Очень важно участие в "Школе" не только больных, но и их супругов, детей и др. родственников; т.к. одинаковые стереотипы поведения всех членов семьи, образа жизни, питания могут приводить к развитию к развитию и у них АГ и ИБС.

Поэтому ШГ может стать методом не только вторичной, но и первичной профилактики ССЗ, а поддержка семьи в изменении образа жизни, питания больного может усилить эффект лечения.

По завершении курса обучения каждый слушатель получает свидетельство об окончании, что является моральным поощрением, формирует положительную доминанту.

Эффективность работы школы во многом зависит от преподавателя, его индивидуального подхода к проведению занятий, оригинальных форм решения поставленных задач, практического опыта, авторитета у населения.

 

Что  надо  знать  об  артериальной  гипертензии

1. Что такое артериальное давление?

2. Что такое артериальная гипертония?

3. Осложнения течения заболевания:

4. Гипертонический криз

5. Транзиторная ишемическая атака

6. Факторы риска артериальной гипертонии и прогноза

7. Как оценить индивидуальные факторы риска?

8. Как правильно измерять артериальное давление?

9. Как вести Дневник пациента?

 

Классификация  уровней  артериального  давления(Национальные  рекомендации по  профилактике, диагностике и лечению АГ,  2002 г.)

 

Артериальное  давление Систолическое АД  (мм рт. ст.) Диастолическое АД  (мм рт. ст.)
Нормальное < 130 < 85
Высокое нормальное 130-139 85-89
I степень гипертонии (мягкая) 140-159 90-99
II степень гипертонии (умеренная) 160-179 100-109

Уровень артериального давления 140/90 мм рт. ст. и выше считается для взрослых повышенным.

СТРАТИФИКАЦИЯ РИСКА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОГНОЗА

 

Другие факторы риска и анамнез Мягкая АГ Степень 1 140-159 / 90-99 Умеренная АГ Степень 2 160-179 / 100-109 Тяжёлая АГ Степень 3 >=180-110
Нет других факторов риска Низкий риск Не более 15% Средний риск 15% - 20% Высокий риск 20% - 30
1-2 фактора риска Средний риск 15% - 20% Средний риск 15% - 20% Очень высокий риск более  30%
3 ФР и более, или поражение органов- -мишеней,  или диабет Высокий риск 20% - 30 Высокий риск 20% - 30 Очень высокий риск более 30%
Сопутствующие заболевания (сердечно- -сосудистые, прочие поражения) Очень высокий риск более 30% Очень высокий риск более 30% Очень высокий риск более 30%

Наиболее  частые  жалобы  при  повышении  АД:

 

• Головные боли пульсирующего характера в затылочной области возникают утром при пробуждении, связаны с эмоциональным напряжением, усиливаются к концу рабочего дня.

• Головокружение

• Мелькание мушек перед глазами

• Плохой сон

• Раздражительность

• Нарушения зрения

• Боли в области сердца

 

НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!

НЕ НАДО полагаться только на собственные ощущения! Повышение АД не всегда сопровождается плохим самочувствием!

Гипертонический криз –это внезапный, резкий подъем АД, сопровождающийся ухудшением самочувствия и опасный осложнениями.

НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!

Гипертонический криз всегда требует безотлагательного  вмешательства!

Факторы,  провоцирующие  гипертонический  криз:

ü нервно-психические или физические перегрузки;

ü смена погоды, метеорологические перемены («магнитные бури»);

ü курение, особенно интенсивное;

ü резкая отмена некоторых лекарств, понижающих АД;

ü употребление алкогольных напитков обильный прием пищи, особенно соленой и на ночь;

ü употребление пищи или напитков, содержащих вещества, способствующих повышению АД (кофе, шоколад, сыр, икра и др.).

 

Гипертонические  кризы  условно  делят  на  2  типа:

Криз I  типа -

- относительно невысокое повышение АД с яркими вегетативными проявлениями – резкая головная боль, покраснение кожных покровов (лица), сердцебиение, дрожь, озноб, обильное мочеотделение.

 

Криз  II  типа -

- протекают на фоне очень высоких цифр АД с различными проявлениями со стороны мозга, сердца - сильные головные боли, тошнота, рвота, зрительные расстройства, судороги, резкая одышка, приступы стенокардии.

 

НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!

 

При появлении симптомов, сопровождающих гипертонический  криз:

1.Измерить  артериальное  давление!

2.Принять меры  по  снижению  повышенного  АД:

• Клонидин  (клофелин)  0,075 – 0,15 мг  или

• Каптоприл    (капотен)  25-50 мг  или

• Нифедипин  (коринфар)  10 мг

• При появлении загрудинных болей – нитроглицерин под язык.

3.Вызвать  врача  скорой  помощи!

Транзиторная ишемическая атака (ТИА) -преходящее нарушение мозгового кровообращения.

Надо знать основные симптомы, которые могут быть проявлением ТИА:

• онемение или слабость мышц лица, рук (особенно на одной стороне тела)

• спутанность сознания

• внезапные нарушения: речи, зрения (на один или оба глаза) походки, координации, равновесия;

• головокружение

• сильная головная боль

При появлении симптомов ТИА безотлагательно обратитесь к врачу!

Факторы  риска  развития  артериальной  гипертонии:

1.Неуправляемые (возраст, наследственность, окружающая среда).

2.Управляемые (ожирение, курение, питание, алкоголь, жиры, малоподвижный образ жизни, психосоциальные факторы).

Технология  измерения  артериального  давления

· Обнажить руку пациента, расположив её ладонью вверх на уровне сердца.

· Наложить манжету тонометра на плечо пациента. Между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться 2 пальца (для детей и взрослых с маленьким объёмом руки - 1 палец), а её нижний край должен располагаться на 2,5 см выше локтевой ямки.

· Постепенно произвести нагнетание воздуха грушей тонометра до исчезнове-ния пульса (фиксируется пальпаторно). Этот уровень давления, зафиксиро-ванный на шкале тонометра, соответствует систолическому давлению.

· Спустить воздух из манжеты тонометра и подготовить прибор для повторного накачивания воздуха.

· Мембрану стетофонендоскопа поместить у нижнего края манжеты над проекцией плечевой артерии в области локтевой впадины, слегка прижав к коже, но, не прилагая для этого усилий.

· После фиксации мембраны быстро накачать манжету до уровня, превышающего полученный результат на 30 мм рт. ст.

· Сохраняя положение стетофонендоскопа, начать спускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт.ст./сек. При давлении более 200 мм рт.ст. допускается увеличение этого показателя до 4-5 мм рт.ст./сек.

· Запомнить по шкале на тонометре появление первого тона – это систолическое давление, значение которого должно совпадать с оценочным давлением, полученным пальпаторным путём.

· Отметить по шкале на тонометре прекращение громкого последнего тона - это диастолическое давление. Для контроля полного исчезновения тонов продолжать аускультацию до снижения давления в манжете на 15-20 мм рт.ст. относительно последнего тона.

 

Четыре  шага  к  успеху  по  маршруту  оздоровления!

Проанализируйте:

– Что является именно для Вас фактором риска повышения АД?

– Какие из этих факторов, по Вашему мнению, именно для Вас наиболее важны, какие менее важны?

– Какие из этих факторов Вам трудно изменить, какие изменить легко?

– Составьте план оздоровления по следующим приоритетам:

 

1 шаг: Очень  важно  для  меня,  могу легко самостоятельно изменить!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.