|
|||
Колыбельные песни ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Колыбельные песни Один из древнейших пластов народно-песенного творчества - это песни, сопровождавшие события семейной жизни. К ним относятся родинные, крестинные, величальные, свадебные, колыбельные песни и плачи-причитания. Все эти песни объединяются в большую группу семейно-бытовых песен. Колыбельные песни, или по-другому байки - это старинные песни, предназначенные для убаюкивания маленьких детей. Название песен происходит от русских слов колыбель, колыхать, колебать. Байками же они называются от старинного глагола "баять", что означает "говорить". Первоначальное значение этого слова - "шептать", "заговаривать". Именно к заговорам были близки первые колыбельные песни, т.к. мать всячески старалась уберечь ребенка от различных напастей и болезней: От всякого глазу, От всякого благу, От всех скорбей. От всех напастей. От лому-ломотица. От крови- кровица, От зло-человека, Супостателя. По содержанию колыбельные песни очень разнообразны. Близкими к теме заговора являются песни, где мать желает смерти своему ребенку. Этим она как бы обманывает злые силы и отгоняет их от дома. Привычными были образы Дремы и Сна, которые одушевлялись в колыбельных песнях. Сон по бережку ходил, Дрема по лугу. А и Сон искал Дрему, дрему спрашивал… Во времена татаро-монгольского нашествия детей пугали образом врага, в частности Мамая, который придет и заберет малыша, если тот не будет спать. Наиболее распространенными являются колыбельные песни шуточного характера, в которых присутствуют образы зайки, козы рогатой, кота-баюна, серого волка, гуленек. Эти образы в песнях появились не случайно. Существовало поверье, что мирное мурлыканье кота в доме приносит покой ребенку. Кота звали ночевать и ребенка покачать, обещая за это награду. Гули в колыбельных песнях олицетворяют нежность и ласку матери к своему ребенку. Кроме этого в колыбельных песнях мать желала здоровья и счастливой доли сыну или дочке. Но встречаются песни с реалистическими зарисовками крестьянской жизни. Одна и та же песня могла звучать с разным текстом. В богатой семье пелось о том, что дети "кашу с маслицем едят", а в бедной - "все на матерю глядят, все соломку едят". Колыбельные песни исполнялись спокойно и задушевно. Часто матери использовали напевы-формулы, на которые накладывались различные тексты. С другой стороны один и тот же текст мог иметь множество вариантов. Мелодии колыбельных, их интонации широко использованы в русской классической музыке: в обработках Лядова, в его же симфонической поэме «Кикимора», в «Русалке» Даргомыжского, в прологе оперы «Псковитянка», в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакого, в финале «Мазепы» Чайковского. 1.Что такое плач? 2. Какие бывают плачи - причитания? 3. Опишите в нескольких предложениях мелодику причитаний-плачей. 4. Кто такие исполнительницы причитаний? Почему их почитали? 5. Назовите самую известную исполнительницу плачей. 6. Перечислите семейно – бытовые песни. 7.Что такое колыбельная? 8. Как по другому называются колыбельные? От какого слова происходят? 9. Какие образы встречаются в колыбельных? 10. В каких произведениях встречаются мелодии колыбельных?
|
|||
|