Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Колыбельные песни



Колыбельные песни

Один из древнейших пластов народно-песенного творчества - это пес­ни, сопровождавшие события семейной жизни. К ним относятся родинные, крестинные, величальные, свадебные, колыбельные песни и плачи-причи­тания. Все эти песни объединяются в большую группу семейно-бытовых песен.

Колыбельные песни, или по-другому байки - это старинные песни, пред­назначенные для убаюкивания маленьких детей. Название песен происходит от русских слов колыбель, колыхать, колебать. Байками же они называются от старинного глагола "баять", что означает "говорить". Первоначальное значение этого слова - "шептать", "заговаривать". Именно к заговорам были близки первые колыбельные песни, т.к. мать всячески старалась уберечь ребенка от различных напастей и болезней:

От всякого глазу,

От всякого благу,

От всех скорбей.

От всех напастей.

От лому-ломотица.

От крови- кровица,

От зло-человека,

Супостателя.

По содержанию колыбельные песни очень разнообразны. Близкими к те­ме заговора являются песни, где мать желает смерти своему ребенку. Этим она как бы обманывает злые силы и отгоняет их от дома.

Привыч­ными были образы Дремы и Сна, которые одушевлялись в колыбельных песнях.

Сон по бережку ходил, Дрема по лугу.

А и Сон искал Дрему, дрему спрашивал…

Во времена татаро-монгольского нашествия детей пугали обра­зом врага, в частности Мамая, который придет и заберет малыша, если тот не будет спать.

Наиболее распространенными являются колыбельные песни шуточного характера, в которых присутствуют образы зайки, козы рогатой, кота-баюна, серого волка, гуленек. Эти образы в песнях появились не слу­чайно. Существовало поверье, что мирное мурлыканье кота в доме при­носит покой ребенку. Кота звали ночевать и ребенка покачать, обещая за это награду. Гули в колыбельных песнях олицетворяют нежность и ласку матери к своему ребенку.

Кроме этого в колыбельных песнях мать желала здоровья и счастливой доли сыну или дочке.

Но встречаются песни с реалистическими зарисовками крестьянской жизни. Одна и та же песня могла звучать с разным текстом. В богатой семье пелось о том, что дети "кашу с маслицем едят", а в бедной - "все на матерю глядят, все соломку едят".

Колыбельные песни исполнялись спокойно и задушевно. Часто матери использовали напевы-формулы, на которые накладывались различные текс­ты. С другой стороны один и тот же текст мог иметь множество вариантов.

Мелодии колыбельных, их интонации широко использованы в русской классической музыке: в обработках Лядова, в его же симфонической поэме «Кикимора», в «Русалке» Даргомыжского, в прологе оперы «Псковитянка», в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакого, в финале «Мазепы» Чайковского.

1.Что такое плач?

2. Какие бывают плачи - причитания?

3. Опишите в нескольких предложениях мелодику причитаний-плачей.

4. Кто такие исполнительницы причитаний? Почему их почитали?

5. Назовите самую известную исполнительницу плачей.

6. Перечислите семейно – бытовые песни.

7.Что такое колыбельная?

8. Как по другому называются колыбельные? От какого слова происходят?

9. Какие образы встречаются в колыбельных?

10. В каких произведениях встречаются мелодии колыбельных?

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.