Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семейно – бытовые песни.. Плачи и причитания



Семейно – бытовые песни.

Плачи и причитания

Вся жизнь человека, от рождения до смерти, сопровождалась на Руси песнями и обрядами, неотъемлемым элементом которых, кроме пения, были действа и заговоры.

Причитание, плач – напевно исполняемая поэтическая импровизация горестного, скорбного характера. В давние времена причитания сопровождали погребение родоплеменных вождей и старейшин, прославленных охотников и воинов. Исследователи полагают, что причитания по героям нередко содержали рассказы об их подвигах и что эти напевные повествования впоследствии стали источником героического эпоса.

В период образования раннефеодального государства — Киевской Руси — описания похоронных обычаев вместе с отрывками причитаний по героям-князьям заносились в летопись, включались и в другие произведения древнерусской литературы XI—XII веков. Высокопоэтический плач Ярославны из «Слова о полку Игоре» убедительно говорит о существовании в те времена не только обрядовых, но и бытовых лирических причитаний, создававшихся под впечатлением каких-либо несчастий (разлуки, увода в плен, пожара) или же при воспоминаниях об умерших.

Значительно позднее, с возрастанием патриархального семейного гнета возникли также обрядовые причитания девушек невест,оплакивавших разлуку с родным домом и свою будущую горькую, подневольную жизнь в чужом доме свекра и свекрови.

С укреплением крепостной зависимости (XVI—XVIII вв.) похоронные и бытовые лирические причитания проникает острая социальная тематика; в них нашли отражение глубина народного горя, тяжесть беспросветной крестьянской жизни, веками накопленный протест против крепостников-угнетателей.

Напевы причитаний обычно нешироки по объему (терция - секста), они основаны на варьированном повторении двух небольших, но чрезвычайно выразительных попевок, ярко, эмоционально оттеняющих стихотворное изложение. В них часто используются скользящие (глиссандирующие) спуски голоса. Последние слоги стихотворных строчек часто не допеваются, обрываются и затем тихонько договариваются, скандируются. Между стихотворными строчками слышатся подлинные всхлипывания и рыдания.

Большинству причитаний присущ декламационный характер. Ритмический склад их всецело подчинен речевому произношению; отсюда их ритмическая свобода. Знаками нотного письма ритмическая сторона причитаний передается лишь очень приблизительно. Поэтому тактовые деления при записи их часто не применяются (за исключением отдельных случаев, когда причитальные напевы имеют не декламационный, а песенный характер).

С введением Петром I рекрутчины и долгосрочной воинской службы возникли рекрутские причитания, в которых юношу-рекрута отпевали как покойника.

В недавнем прошлом причитать умела каждая крестьянская женщина (в Киевской Руси причитали и мужчины). Отдельные поэтически одаренные исполнительницы причитаний — «вопленицы», «плачеи», «плакуши» — получали общественное признание в округе, их охотно приглашали испол­нять причитания на похоронах и свадьбах, а также руководить распорядком традиционного свадебного церемониала. Одна из замечательных северных воплениц - Ирина Андреевна Федосова (1831—1899), уроженка Заонежья, была хорошо известна русской интеллигенции, от нее записали свыше тридцати тысяч стихов похоронных, свадебных и рекрутских причитаний.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.