|
||||||||||||||
Почему же автор называет этих людей “избранными”?Стр 1 из 3Следующая ⇒
Родная литература 10 класс Тема №3-4: Л. Улицкая «Народ избранный». Цели: показать, как решается проблема счастья в произведениях литературы Ход урока 1. Организация класса 2. Л. Улицкая «Народ избранный». Прочитайте рассказ. Сравните свои впечатления с анализом. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос: — Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности? (Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности). В рассказе воплощены почти все названные страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к заглавию. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединённые в сборник, связаны между собой либо темами, либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните заглавия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный». — Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь? (Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные) — Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию. Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами? (Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность) — Теперь прочтите заглавие отстранённо, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь. Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный. - Какие ассоциации возникают у вас при этом? (Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение) — Какие люди названы автором “избранными”? (Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом — маргиналы) — Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа? (Народ отверженный) — Почему же автор называет этих людей “избранными”? Анализ текста — Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих? Найдите в тексте и подчеркните детали, характеризующие героев. Результаты в таблице. Обратите внимание на слово блаженный.
Блаженный — 1. Счастливый, невозмутимо радостный. 2. Глуповатый, чудаковатый. Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи: нелепое одеяние и неприятная внешность характеризуют и Зинаиду, и Катю, и нищих. И всё же эти люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни — жадные, гнусные, ничтожные, — это попрошайки. Они злые, тёмные, у них одна забота — денег набрать. Другие — “настоящие нищие”. Они больные, убогие, но они не ропщут — они блаженные. Не о них ли сказано в Евангелии: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное”. Бог создал их “для сравнения, для примера или для утешения”, они Божьи люди (в беседе с критиком о рассказе священник Игорь Поляков ошибочно называет рассказ «Народ Божий». Это не случайная ошибка!). Как говорит Катя: “Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то”. Кем избранный? Господом. Для чего избранный? Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и людьми, так как просят Христа и Матери Божьей ради, одним своим присутствием обращая мысли окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы ежедневно являть окружающим своё обнажённое страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливыми. Мало кто из вас согласится с последним выводом — о счастье “народа избранного”. Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности: · “избранным” дана безусловная вера, не отягощённая интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего; · они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли; · они не предаются греху гордыни; · они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг; · они могут довольствоваться малым — тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема маленького человека (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и других), всё же нельзя отрицать нежелание общества мириться с ними в реальной жизни. Их будто не существует вокруг нас. Государственное мироустройство на них как будто “не рассчитано”. Жизнь создана для среднего человека, а любой выделяющийся из общей массы мешает: будь он слишком толстый, слишком высокий, слишком маленький, безногий, безрукий и тому подобное. Это в цивилизованном обществе для маленьких строят маленькие дома, для инвалидов придумывают коляски по последнему слову техники, специальные автомобили, дают возможность передвигаться без посторонней помощи, участвовать в соревнованиях себе подобных, работать, достойно жить среди людей. Мы в нашем обществе не любим о них говорить, стараемся не замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже чувство вины. Такое же отношение к ним со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет “избранными” (значит — лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье. — Как вы думаете, что означает концовка рассказа? (Сон, смерть, забвение, счастье) — Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни? (Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: “Господь поставил, там и стой!”) Прежде чем вы выскажете своё мнение о рассказе, обратимся к критике. Обобщите эти высказывания и запишите выводы. Слова, с которыми вы согласны, можете использовать. Мнения о рассказе
|
||||||||||||||
|