|
|||
Миф как исток фольклора. Обрядовая поэзия. А. П. Чехов. «Гриша»Миф как исток фольклора Представление о мифе и мифологии. Следы славянской мифологии в фольклоре. Духовный стих «Голубиная книга». Теоретико- литературные знания. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора.
Обрядовая поэзия Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение. Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…». Теоретико- литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия. Культурное пространство. Мифологические представления разных народов. Обряды (проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая) и их роль в современной жизни. Праздники и традиции празднования.
А. П. Чехов. «Гриша» Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Способы выражения авторской позиции.
Ф. И. Тютчев. «Летний вечер», «Тихой ночью, поздним летом…» «Летний вечер» Ф. И. Тютчева. Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения. «Тихой ночью, поздним летом…» Ф. И. Тютчева. Настроение и таинственная атмосфера стихотворения, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова «как» и многоточий в создании настроения. Эпитеты как словесные краски в поэзии.
А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен …», «Какая ночь! Как воздух чист…» «Летний вечер тих и ясен…» А. А. Фета. Обычное и необычное в стихотворении. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Роль метафор. Авторское отношение к миру. Сопоставление стихотворений по авторской интонации и атмосфере. Стихотворение А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов. Темы и идеи стихотворений. С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…» Поиск олицетворений и метафор в стихотворении. Их роль в тексте. «Прячет месяц за овинами…» Образ весны. Цветопись и ее роль. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе. Тема и идея стихотворения.
А. И. Куприн. «Сапсан» Особенности композиции рассказа А. И. Куприна: образ героя-рассказчика и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рассказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Образ дороги. Изобразительно- выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения героя. Роль ритма. Теоретико- литературные знания. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение. Эмоциональ- но- оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения. Культурное пространство. А. С. Пушкин в Михайловском.
Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка». Ш. Перро. «Спящая красавица». В. А. Жуковский. «Спящая царевна». А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В. А. Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А. С. Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В. Гримм со сказками Ш. Перро и В. А. Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В. Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения. Теоретико- литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Идея произведения. Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная литература. Собиратели фольклора братья Я. и В. Гримм. Литературная деятельность Ш. Перро. Сказка в жизни А. С. Пушкина.
И. А. Крылов. «Квартет» Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея. Особенности басенного языка И. А. Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова. Теоретико- литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания. Культурное пространство. Художники — иллюстраторы басен. Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве. Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт- Петербурге.
В. Г. Короленко «Мгновение» История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа. Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пейзаж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ- символ. Культурное пространство. В. Г. Короленко — русский писатель. Образы моря в мировом искусстве (картины А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского).
К. Г. Паустовский «Парусный мастер» Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора. Идея произведения. Теоретико- литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отно- шение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения. Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники- маринисты.
|
|||
|