|
|||
Коррекционно-развивающая программа для детей 8-10 лет с легкой степенью умственной отсталости.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Коррекционно-развивающая программа для детей 8-10 лет с легкой степенью умственной отсталости.
1. Пояснительная записка. Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих их двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости состоит из специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания. Коррекционная программа включает задания и упражнения: • по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере; • на работу с эмоционально мотивационной сферой; • ориентацию в пространстве тела; • ориентировку в пространстве «от себя»; • отвлечённую ориентировку в пространстве; • пространственную ориентировку в плане; • пространственную ориентировку в листе бумаги; • на обучение самоконтролю; • на самоконтроль в процессе планирования деятельности; • на развитие произвольности; • на развитие свойств внимания. Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности. Цель: · Коррекция и развитие высших психических функций.
Задачи: · развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость; • развивать слуховую и зрительную память; · развивать целостность восприятия · мелкую моторику; · формировать логическое мышление; · обогащать словарный запас детей; · развивать связную речь.
Принципы: 1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи. 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся. 3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам. 4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка Методологической основой программы являются следующие положения: 1. Образовательный уровень - начальный. 2. Ориентация содержания - практическая. 3. Характер освоения - развивающий. 4. Возраст обучающихся – 8-9 лет. 5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок. 6. Периодичность - 2 урока в неделю. 7. Условия вхождения в программу - учебный план. 8. Продолжительность одного урока – 30 минут. Программа составлена на основе рекомендаций и разработок: 1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»; 2. М.В. Ильиной «Тренируем память и внимание. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет»; 3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».
|
|||
|