|
|||
Дополнительная. Тема 4: Немецкая литература рубежа веков - 2 часа ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Дополнительная 1.Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 с.; Кн.2. 704 с. 1. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература ХIХ века. М.: Наука, 1986. 318 с. 2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2003. 271 с. 3. Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.286-304. 4. Дэвис Н. История Европы. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 943 с. 5. Карельский А.В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып.2: Хрупкая лира. Лекции, статьи по австрийской литературе ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 1999. 303 с. 6. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1994. 272 с. 7. Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. М.: Искусство, 1975. С.147-216. 8. Тишунина Н.В. Театр У.Б.Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. СПб.: Образование, 1994. 235 с. Тема 4: Немецкая литература рубежа веков - 2 часа 1. Социально-политическая ситуация в Германии рубежа веков. 2. Преодоление символизма и рождение раннего модернизма: Вагнер. 3. Культурфилософия Ф. Ницше. 4. Немецкий натурализм. 5. Венская школа и ее роль в литературе Германии начала XX века. Термины для усвоения: Почвенничество, областной роман, модернизм, мифотворчество.
Возникновение Германской империи как событие, определившее специфику немецкой литературы рубежа веков. Своеобразие литературной ситуации в Германии и Австро-Венгрии в конце ХIХ – начале ХХ века: внимание к французскому натурализму, возникновение феномена «почвенической» литературы, роль социальной сатиры. Эволюция реализма: поздняя новеллистика Шторма, «Эффи Брист» Т. Фонтане. Неоромантизм в немецкой литературе рубежа веков и его символистский смысл. Поэзия С. Георге. Ранний немецкий модернизм. Вена и Прага как культурные и литературные центры. Р.Вагнер: модернистская интерпретация мифа, теория синтетического искусства, поэтика лейтмотивов, образы любви и смерти. Культурфилософия Ф. Ницше: романтизм середины века, натурализм, символизм и неоромантизм у Ницше. Ницшевский проект «нового человека» и посюсторонней религиозности («человекобожия»). Особенность жанра ницшевских сочинений; символичность их образности; пародия библейского стиля. Интерпретация конфликта между культурой и цивилизацией. Образ декаданса (исторический, индивидуально-психологический, социальный и религиозный аспекты), мотив «смерти богов». Полемика с христианством как общественной идеологией. «Сверхчеловек» и поэзия отрицательных величин у Ницше («гений как болезнь»); отказ от всех форм двоемирия; трагический смысл самопознания. Романтическое истолкование античности; мотивы «аполлонийского» и «дионисийского»; критика сократовского «нигилизма». Значение Ницше для немецкой и западной культуры ХХ века. Т. Манн и С. Цвейг о Ницше. Ницше в России. Драматургия Г. Гауптмана. От натурализма к экспрессионизму. Творчество братьев Манн: основные темы, идеи, проблематика. Венский круг писателей: Шницлер, Рильке. Задание: 1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме. Литература: Основная 1.Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007).
|
|||
|