Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная. Дополнительная



 

 

ЗБрЛ-41. Октябрь, 2021

 

Английская литература на рубеже Х1Х – ХХ вв.

1. Эстетизм и творчество О.Уайльда Сказки. Портрет Дориана Грея

2. Неоромантизм в английской литературе рубежа веков. Стивенсон. Р.Киплиг. Г.Р.Хаггард

 

Эстетизмформируется в 1880-х-90-х годах Х1Х века в Англии. Эстетизм возник как реакция на викторианство с его прагматизмом, на философию позитивизма, на учение Ч.Дарвина, философские идеи Г.Спенсера. Джон Рёскин (1919-1900) и Уолтер Пейтер (1839-1894) создали новую концепцию искусства, в основе которого лежит красота. Признавая, что искусство выполняет дидактическую функцию, Джон Рёскин утверждал, что в области красоты этическое должно быть выше эстетического. Своим идеалом нравственной красоты он называл эпоху Средневековья. Уолтер Пейтер придерживался концепции «искусства для искусства». По его мнению, искусство не учит ничему, оно безразлично к морали. Красота выше добра и зла. Эстетические воззрении Дж.Рёскина и У.Пейтера объединяет признание за искусством возможности противостоять прагматизму капиталистического общества. Искусство они понимали как единственное средство приблизить человека к Истине. Журналы «Желтая книга» и «Савой» как противники эстетических и этических викторианских стереотипов. Яркий представитель эстетизма – Оскар Уайльд (1854-1900). Вслед за У.Пейтером Уайльд признает главным предметом искусства не реальность, а воображение, протестуя против стремления писателей изображать уродливую действительность. В эссе «Упадок лжи» он утверждал, что искусство более значимо, нежели жизнь.

 Неоромантизмкак эстетическая реакция на натурализм и декаданс. Традиции западноевропейского романтизма в неоромантической литературе рубежа веков. Герой как исключительный характер в произведениях Р.Л. Стивенсона, Дж. Конрада, Л. Войнич, Э. Ростана и др. Драматизм ситуаций, остросюжетность, экзотизм -  особенности поэтики неоромантизма.

Значение литературы изучаемого периода для развития литературного процесса XX в.

Задание:

1. Законспектировать научную и критическую литературу по изучаемой теме.

2. Завести словарь литературоведческих терминов и понятий по изучаемой теме.

3. Законспектировать вводную главу учебника «Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие» //«Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века»: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007), с. 5-45.

Литература:

Основная

1. Зарубежная литература конца XIX - начала ХХ века: В 2 т. / Под ред. В.М.Толмачёва. Изд. 3-е. М.: Академия, 2008 (или - Изд. 2-е, переработанное и исправленное. М.: Академия, 2007).

Дополнительная

1.Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Отв. ред. Ю.Н.Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 600 с.; Кн.2. 704 с.

2.Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература ХIХ века. М.: Наука, 1986. 318 с.

3.Апт С.К. Над страницами Томаса Манна. М.: Советский писатель, 1980. 392 с.

4.Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец ХIХ - начало ХХ века. М.: Наука, 1987. 319 с.

5.Брандес, Георг. Литературные характеристики: Французские писатели // Собр. соч. / Изд. 2-е. СПб., б.г. Т.13 [Эрнест Ренан; Густав Флобер; Эдмонд и Жюль Гонкуры; Эмиль Золя; Гюи де Мопассан; Французская лирика]. 435 с.

6.Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Фортуна лимитед, 2003. 271 с.

7.Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные работы. М.: Новое литературное обозрение, 1995. С.286-304.

8.Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предыстория и начало формирования) // На рубеже ХIХ и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1991. С.5-43.

9.Дынник В. Анатоль Франс. Творчество. М., Л.: Гослитиздат, 1934. 421 с.

10.Дэвис, Норман. История Европы. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 943 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.