Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





анализ стихотворения



анализ стихотворения

Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции: оно начинается и заканчивается горестным обобщающим жизненный опыт поэта восклицанием:

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.

Поэт говорит здесь "мы", поскольку относит этот вывод ко всем людям и к себе в том числе. Центральная часть стихотворения построена на местоимениях "ты" и "она", включённых в контекст многочисленных риторических вопросов:

Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил....

...Что уцелело от нея? И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?.. И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Трагедия возлюбленной поэта раскрыта в стихотворении полно и глубоко: причина её страданий прежде всего кроется в любви самого лири­ческого героя. Его любовь стала для неё "судьбы ужасным приговором".

Не менее важной причиной является отношение светского общества к этой незаконной любви, то отторжение, которое испытала на себе лириче­ская героиня: "на земле ей дико стало", - говорит поэт. Дико, то есть одиноко и одновременно страшно.

Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

Особый драматизм переживанию придает осознание лирическим геро­ем бессилия перед устоями общества и привычным для него порядком ве­щей. Драматизм этого стихотворения сопоставим с ситуацией, описанной Л. Толстым в романе "Анна Каренина".

Любовь предстает многогранным и противоречивым явлением. Она охарактеризована на основе антитез:

«Что сердцу нашему милей» - «всего вернее губим»

«блеск очей» - «слёзы»

«смех младенчески - живой» - «улыбка» - «боль без отрады»

«мимолетный» сон - «пепл в душе»

«То, что в душе ее цвело» - «ожесточение»

«волшебный взор» - «горючая влага»

Романтическая концепция любви выражена в оксюмороне, начи­нающем первое и последнее четверостишия стихотворения:

О, как убийственно мы любим!

Если до Тютчева поэты в основном воспевали то чувство, которое было внушено им возлюбленной, и все перипетии их отношений, то Тютчев осмысливает драму женской души, стремится раскрыть натуру женщины, её место в обществе и его собственной жизни и её судьбу. В дальнейшем эту тенденцию в поэзии продолжит Н.А. Некрасов.

Любовь предстаёт не счастьем, а роком, уносящим счастье и радость бытия. И именно это подчёркивает новую черту в изображении женского характера у Тютчева: способность женщины глубоко и сильно, гораздо сильнее лирического героя, любить, отдавая этому чувству всю душу и жизнь.

"Денисьевский цикл" впервые в творчестве Тютчева показывает конфликт человека с собственной душой и другим человеком. До этого Хаос в его творчестве представал как свойство природы. Страсть для Тютчева также проявление хаоса: "буйная слепота страстей", "слёзы", боль" и, в конце концов, темнота смерти. Следует отметить, что в этом поэтическом цикле не меньший интерес представляет лирический герой, в котором исследователи творчества Тютчева видят типичные черты русского интеллигента этой эпохи: это герой Тургенева из повести "Ася". Им свойственна рефлексия (самоанализ), сомнение и разочарование, они упрекают себя в неспособности любить и при этом да­вать счастье, а не горькое страдание любимой женщине. Разочарование в любви и ощущение невозможности счастья - вот вывод, к которому они приходят.

Вспоминается стихотворение Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю»

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плач;

Кому и страсть, и молодость, и волю-

Все отдала – тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

«Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори!., близка моя могила,

А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю —

Не проклинай! близка моя могила:

Поправлю все, все смертью искуплю!

«Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной — холодный мрак могилы,

Перед тобой — объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

О, погоди! близка моя могила —

Начатое и кончить дай судьбе!..»

Ужасные, убийственные звуки!..

Как статуя прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки...

И что сказать могла б ему она?..

Ответ нам дает Тютчев.

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я –

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

· Что нового появляется в этих стихах Некрасова и Тютчева в плане создания характера героини?

Поэты не просто создают характер героини. Они дают его в развитии, в разных проявлениях: самоотверженный, любящий, страдающий, т.е. стремятся проникнуть в духовный мир женщины, пытаются раскрыть мир ее чувств.

Любовь, любовь — гласит преданье

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

В стихотворении «Предопре­деление» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она посто­янно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не по­единок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается неж­нее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда двойственность любви, дающей человеку и ве­личайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь одно­му любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить счастье.

Страдание и блаженство пронизывают сти­хотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читате­лей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл.

 

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье,

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

В стихотворении звучит чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, не­долговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмо­ций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари ве­черней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала — любовь и смерть, и лирический герой охвачен не­одолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье». Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся гла­голы в повелительном наклонении, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и много­численные восклицательные конструкции. Однако поэт уве­рен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и все­гда обречено на безнадежность.

Елена Александровна умерла в 1864 году от чахотки. Ей было 38 лет. Поэт видел, как она угасала, и тяжело страдал.

Весь день она лежала в забытьи

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала — увлечена,

Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

Любила ты, и так, как ты, любить —

Нет, никому еще не удавалось!

О Господи!.. и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...

 

Поэту было суждено пережить возлюбленную, но последние 9 лет жизни без нее, годы, полные горькой безнадежности, он утерял интерес к жизни, постепенно прекратил всякое общение с внешним миром и жил ожиданием смерти и сознанием своей вины перед Еленой и Эрнестиной, перед умершими детьми, а саму жизнь воспринимал, как наказание.

Человек-Тютчев был часто слаб, Тют­чев-поэт строил памятник Женщине и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Поэта родит зем­ля, и когда забирает его в себя обратно, навечно, в составе воздуха появляется нечто новое, без чего уже теперь и сам воздух не мыслится. «Продлись, продлись, очарованье» — это навсегда; «мое земное провиденье» — тоже. Страданье и слезы превращаются в озон.

Он просиял и погас, а нам остались проникновенные стихи о самом прекрасном и загадочном чувстве – о ЛЮБВИ!

Домашнее задание: 1) письменно ответить на вопрос: «Какие особенности поэзии Тютчева позволяют называть его мастером изображения внутреннего мира, и в стихах каких русских поэтов можно найти описание тончайших состояний души?»

2) Философская лирика Тютчева.

Перед нами «проза любви» - романический мир «достоевских» страстей, и «поединок роковой». Ведь любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий, поэтому в определенных об­стоятельствах может привести к ги­бели, прежде всего гибели души. Об этом стихотворение «Предопределение».

Выбрать одно из заданий. Одно из стихотворений «Я встретил вас, и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...». наизусть. Видео записать и переслать в личных сообщениях в ВК.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.