![]()
|
|||
анализ стихотворения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 анализ стихотворения Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции: оно начинается и заканчивается горестным обобщающим жизненный опыт поэта восклицанием: О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Поэт говорит здесь "мы", поскольку относит этот вывод ко всем людям и к себе в том числе. Центральная часть стихотворения построена на местоимениях "ты" и "она", включённых в контекст многочисленных риторических вопросов: Давно ль, гордясь своей победой,Ты говорил.... ...Что уцелело от нея? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон?.. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Трагедия возлюбленной поэта раскрыта в стихотворении полно и глубоко: причина её страданий прежде всего кроется в любви самого лирического героя. Его любовь стала для неё "судьбы ужасным приговором". Не менее важной причиной является отношение светского общества к этой незаконной любви, то отторжение, которое испытала на себе лирическая героиня: "на земле ей дико стало", - говорит поэт. Дико, то есть одиноко и одновременно страшно. Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. Особый драматизм переживанию придает осознание лирическим героем бессилия перед устоями общества и привычным для него порядком вещей. Драматизм этого стихотворения сопоставим с ситуацией, описанной Л. Толстым в романе "Анна Каренина". Любовь предстает многогранным и противоречивым явлением. Она охарактеризована на основе антитез: «Что сердцу нашему милей» - «всего вернее губим» «блеск очей» - «слёзы» «смех младенчески - живой» - «улыбка» - «боль без отрады» «мимолетный» сон - «пепл в душе» «То, что в душе ее цвело» - «ожесточение» «волшебный взор» - «горючая влага» Романтическая концепция любви выражена в оксюмороне, начинающем первое и последнее четверостишия стихотворения: О, как убийственно мы любим! Если до Тютчева поэты в основном воспевали то чувство, которое было внушено им возлюбленной, и все перипетии их отношений, то Тютчев осмысливает драму женской души, стремится раскрыть натуру женщины, её место в обществе и его собственной жизни и её судьбу. В дальнейшем эту тенденцию в поэзии продолжит Н.А. Некрасов. Любовь предстаёт не счастьем, а роком, уносящим счастье и радость бытия. И именно это подчёркивает новую черту в изображении женского характера у Тютчева: способность женщины глубоко и сильно, гораздо сильнее лирического героя, любить, отдавая этому чувству всю душу и жизнь. "Денисьевский цикл" впервые в творчестве Тютчева показывает конфликт человека с собственной душой и другим человеком. До этого Хаос в его творчестве представал как свойство природы. Страсть для Тютчева также проявление хаоса: "буйная слепота страстей", "слёзы", боль" и, в конце концов, темнота смерти. Следует отметить, что в этом поэтическом цикле не меньший интерес представляет лирический герой, в котором исследователи творчества Тютчева видят типичные черты русского интеллигента этой эпохи: это герой Тургенева из повести "Ася". Им свойственна рефлексия (самоанализ), сомнение и разочарование, они упрекают себя в неспособности любить и при этом давать счастье, а не горькое страдание любимой женщине. Разочарование в любви и ощущение невозможности счастья - вот вывод, к которому они приходят. Вспоминается стихотворение Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» Тяжелый крест достался ей на долю: Страдай, молчи, притворствуй и не плач; Кому и страсть, и молодость, и волю- Все отдала – тот стал ее палач! Давно ни с кем она не знает встречи; Угнетена, пуглива и грустна, Безумные, язвительные речи Безропотно выслушивать должна: «Не говори, что молодость сгубила Ты, ревностью истерзана моей; Не говори!., близка моя могила, А ты цветка весеннего свежей! Тот день, когда меня ты полюбила И от меня услышала: люблю — Не проклинай! близка моя могила: Поправлю все, все смертью искуплю! «Не говори, что дни твои унылы, Тюремщиком больного не зови: Передо мной — холодный мрак могилы, Перед тобой — объятия любви! Я знаю: ты другого полюбила, Щадить и ждать наскучило тебе... О, погоди! близка моя могила — Начатое и кончить дай судьбе!..» Ужасные, убийственные звуки!.. Как статуя прекрасна и бледна, Она молчит, свои ломая руки... И что сказать могла б ему она?.. Ответ нам дает Тютчев. Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит... О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу... им, им одним живу я – Но эта жизнь!.. О, как горька она! Он мерит воздух мне так бережно и скудно, Не мерят так и лютому врагу... Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу. · Что нового появляется в этих стихах Некрасова и Тютчева в плане создания характера героини? Поэты не просто создают характер героини. Они дают его в развитии, в разных проявлениях: самоотверженный, любящий, страдающий, т.е. стремятся проникнуть в духовный мир женщины, пытаются раскрыть мир ее чувств. Любовь, любовь — гласит преданье Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой... И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, грустно млея, Оно изноет наконец... В стихотворении «Предопределение» поэт подвергает сомнению бытующее мнение о любви как гармоничном союзе душ. Он считает, что любовные отношения сложны и лишены безоблачности. Он и Она постоянно находятся в состоянии «рокового поединка», но это не поединок врагов. Это своеобразное состязание в жертвенности. Каждое из любящих сердец спешит без остатка отдать другому свою нежность. Однако то сердце, которое оказывается нежнее, гибнет раньше, истратив свои внутренние силы. Отсюда двойственность любви, дающей человеку и величайшую радость, и безмерное страдание. Давая жизнь одному любящему сердцу, другое готово принять смерть. Поэтому любовь, по Тютчеву, это вселенская трагедия, величие которой в возможности ощутить счастье. Страдание и блаженство пронизывают стихотворение «Последняя любовь» — вершину «денисьевского» цикла, которая восхищала многие поколения поэтов и читателей. Композитор Г. Свиридов положил эти стихи на музыку, а поэт Н. Заболоцкий так назвал собственный лирический цикл.
О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность. В стихотворении звучит чувство невосполнимой утраты, горечь понимания, что последняя любовь коротка, недолговечна, и от этого она сильнее и ярче всех прежних эмоций. Человеческая любовь осознается поэтом в природном, вселенском контексте. Она как «прощальный свет... зари вечерней». Но в отличие от неизбежности наступления нового дня в природе любовь «на склоне лет», как и жизнь человека, обречена на умирание. В стихотворении как бы борются два начала — любовь и смерть, и лирический герой охвачен неодолимым желанием продлить волшебный миг очарования. Но конец жизни близок, уже только «на западе бродит сиянье». Особую экспрессивность придают тексту повторяющиеся глаголы в повелительном наклонении, нарушения стихового ритма (может быть, похожие на перебои дыхания и сердцебиения?) и многочисленные восклицательные конструкции. Однако поэт уверен: если сердце способно любить, если оно готово дарить нежность, то не страшно, что «скудеет в жилах кровь». Вместе с тем он констатирует и неумолимый закон жизни: блаженство и очарование последней любви не может быть вечным и всегда обречено на безнадежность. Елена Александровна умерла в 1864 году от чахотки. Ей было 38 лет. Поэт видел, как она угасала, и тяжело страдал. Весь день она лежала в забытьи И всю ее уж тени покрывали. Лил теплый летний дождь — его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала — увлечена, Погружена в сознательную думу... И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила (Я был при ней, убитый, но живой): «О, как все это я любила!» Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось! О Господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось...
Поэту было суждено пережить возлюбленную, но последние 9 лет жизни без нее, годы, полные горькой безнадежности, он утерял интерес к жизни, постепенно прекратил всякое общение с внешним миром и жил ожиданием смерти и сознанием своей вины перед Еленой и Эрнестиной, перед умершими детьми, а саму жизнь воспринимал, как наказание. Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Поэта родит земля, и когда забирает его в себя обратно, навечно, в составе воздуха появляется нечто новое, без чего уже теперь и сам воздух не мыслится. «Продлись, продлись, очарованье» — это навсегда; «мое земное провиденье» — тоже. Страданье и слезы превращаются в озон. Он просиял и погас, а нам остались проникновенные стихи о самом прекрасном и загадочном чувстве – о ЛЮБВИ! Домашнее задание: 1) письменно ответить на вопрос: «Какие особенности поэзии Тютчева позволяют называть его мастером изображения внутреннего мира, и в стихах каких русских поэтов можно найти описание тончайших состояний души?» 2) Философская лирика Тютчева. Перед нами «проза любви» - романический мир «достоевских» страстей, и «поединок роковой». Ведь любовь, по мнению Тютчева, слепа, как все человеческие страсти, она порождение хаоса, темных грозных стихий, поэтому в определенных обстоятельствах может привести к гибели, прежде всего гибели души. Об этом стихотворение «Предопределение». Выбрать одно из заданий. Одно из стихотворений «Я встретил вас, и все былое...», «Нам не дано предугадать...», «О, как убийственно мы любим...». наизусть. Видео записать и переслать в личных сообщениях в ВК.
|
|||
|