|
|||
дать ответы (письменно)Стр 1 из 2Следующая ⇒
22.10.21 Группа 11 Литература Тема занятия № 21: Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Цели: · формировать представление о Ф.И.Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека · формировать умение сопоставлять лирические произведения · развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного · развивать умение строить суждение на конкретном материале · развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением · воспитывать чувство слова и культуру чувств
Ход занятия. I. Сегодня мы продолжим разговор о жизни и творчестве Ф.М.Тютчева. Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать…,- так писал Ф.И.Тютчев в 1869 г. Человеческие мысли, чувства находят выражение в слове, но слово произносит просто человек. Может ли он выразить всю беспредельность жизни и полноту мира? Слово – ниспосланная свыше сила, которая дается человеку вместе со способностью сочувствия, т.е. умения проникать в чувства других, принимать в себя их радость и боль. «Людей неинтересных в мире нет» Е.Евтушенко Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой... Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты, Да, многому остаться суждено, Но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.
Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, стихи же остаются; имена еще помнят современники; следующие поколения уже вынуждены заглядывать в комментарии, но и комментарии могут когда-то забыться— и ничего особенно страшного не произойдет, потому что мы уже знаем самое главное — каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания, и каждая такая строка — памятник известным и вовсе безвестным женщинам, чья любовь и есть эти стихи. Назовем наше занятие словами самого поэта: "Я встретил Вас...". Ведь, по мнению Тютчева, «Жизни блаженство в одной лишь любви». II. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888) Ранняя любовь Тютчева — графиня Амалия фон Лерхенфельд, 16-летняя красавица, дочь баварского посланника в Петербурге, а потом — жена дипломатического служащего Александра Крюденера. К Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 гг. Они запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания. Начинается тютчевский «роман в стихах». Образы, идеи стилистические поиски этого периода будут развёрнуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. А воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет будут тревожить сердце поэта. Спустя тринадцать лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Ф. И. Тютчев написал стихотворение « Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости и показывающее, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли. (Чтение наизусть) Я помню время золотое Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка вдаль глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. сопоставьте вопросы и ответы: · Каким настроением окрашены чувства лирического героя? Лирический герой вспоминает о давнем свидании на берегу Дуная, говорит о быстротечности счастья – но эта грусть лишена внутреннего надлома. В стихотворении нет напряжения и трагизма. · Назовите ключевой образ стихотворения. Ключевой образ стихотворения «Я помню время золотое...» — это Она, ее поэтический облик, черты её внешности, связанные с картинами внешнего мира. · Какое время года и время суток изображает поэт? Здесь изображены характерные для лирики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал». · Как связаны облик возлюбленной и картины природы? Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь. · Как отражается в стихотворении образ времени? Лирическому герою не страшно, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сладость непонимания, что жизнь быстротечна. Еще одно поэтическое воспоминание о счастливой юности написано в 1870 году, в ту пору Тютчеву было уже 67 лет, и он создет знаменитые стихи: Я встретил вас – и всё былое Пушкинская стихия оживает. «Я помню чудное мгновенье » также повествует о пробуждённой душе: "... воскресли вновь // И божество, и вдохновенье//, И жизнь, и слёзы, и любовь, - пишет Пушкин. У Тютчева мы читаем: Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!... Однако у Пушкина любовь является естественным продолжением пробуждения души, у Тютчева же, напротив, именно любовь - та сила, благодаря которой в человеке пробуждается жизнь. Другое сравнение. У Пушкина мир природы даётся как условный фон развития чувства: "бурь порыв мятежный, мрак заточенья". У Тютчева с присущим ему мастерством в построении метафорических аналогий дана картина природы и одновременно человеческой души: Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас. Печать обречённости, сознание своей скорой гибели наполняет встречу светлой печалью о прошлом. Лирический герой вспоминает «все былое», используя для его характеристики форму воспоминания о пережитоим: Я помню время золотое… Благодаря реминисценции (отзвук в произведении образа другого автора, вызывающий сопоставление) очевидно, что «золотым» прошлым для лирического героя являются не просто дни весны, но время зарождения любви, первая встреча с героиней. В отличие от Пушкина, у Тютчева лирический герой практически прожил целый век, и встреча, которую послала им судьба, проясняет для поэта силу былой любви. Через вековую разлуку и надвигающийся конец жизни он стремится услышать замершие, но никогда не умолкавшие звуки в душе. Сила любви такова, что одно напоминание о ней («повеет вдруг весною») способно пробудить «забытые» струны. Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты... Динамику пробуждения души передают глаголы: «встретил», «вспомнил», «стало... тепло», «обвеян дуновеньем», «смотрю», «гляжу», «жизнь заговорила». «Оживают» нетолько чувства, острее становится восприятие мира: слышнее... звуки», рассеялась пелена, закрывавшая «очарованье» действительности («Гляжу на вас, как бы во сне»). «Что - то встрепенулось», повеяло кажущейся невозможной среди глубокой осени весной. Это ощущение мгновенно («бывает час»), лирическому герою важно подчеркнуть возможность этих волшебных изменений. «Оживает не «отживший» человек, а его сердце, хранящее воспоминания, не утратившее способности воспринимать красоту, расцветать любовью. Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,— И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. III. «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - Элеонора Тютчева (1799-1838) В 1826 году Ф.М.Тютчев обвенчался с Элеонорой Петерсон (урожденная графиня Ботмер, вдова русского дипломата). «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. В мае 1838 года Тютчев ожидал прибытия семьи (он находился в Турине), но на пароходе, с которым следовало его семейство, случился пожар, и он затонул. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги. Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Спустя десять лет у него вырвалось поэтическое признание: «Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.) Еще томлюсь тоской желаний, Еще стремлюсь к тебе душой — И в сумраке воспоминаний Еще ловлю я образ твой... Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный,- Как ночью на небе звезда… вопросы-ответы: · Каким настроением проникнуто стихотворение? Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. · Назовите ключевые образы? Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический герой не может забыть свою любовь. · Какой художественный прием использует автор в 1 и 2 строках первой строфы? Анафору: Еще (томлюсь тоской желаний) - Еще (стремлюсь к тебе душой) · Какова функция этого приема в данном случае? Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний. · Какой стилистический прием использует Тютчев для связи второй строфы с первой и усиления эмоциональности звучания? Повтор: Еще ловлю я образ твой - Твой милый образ, незабвенный · Какова смысловая роль второй строфы? Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического героя самому себе. Он называет ее образ «недостижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств: глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Вот перед нами и прошли три воспоминания. Но как различны они: от светлой грусти и сладости непонимания быстротечности жизни; осознания того, что перед надвигающимся концом жизни сердце, хранящее воспоминания, может расцветать любовью, до горьких воспоминаний! IV. "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894) После смерти Элеоноры в 1838 году Ф. И. Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг (урожденная баронесса Пфеффель). Красота в ней сочеталась с блестящим умом, прекрасным образованием. Эрнестина Фёдоровна пережила своего мужа на 21 год. Их отношения складывались нелегко: в 1850 году Тютчев влюбился в молодую женщину, Елену Денисьеву, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Как-то Тютчев застал ее сидящей на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Письма как одно из главных средств общения в XIX в. порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма берегли, перечитывали. Вот отрывок из письма Тютчева Эрнестине: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою». А она брала их и бросала в камин. Возможно, испытывая острое чувство горечи, уничтожала часть переписки, что казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички жизни и души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «брошенным телом», которое покинула душа. Так, в основе этого произведения жизненный факт, который поэт превратил в лирический шедевр. Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело… О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой!... Стоял я, молча в стороне И пасть готов был на колени, И страшно грустно стало мне. Как от присущей милой тени. · Проанализируйте композицию стихотворения. Две первые строфы построены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и груду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт поднимается до философского обобщения, переданного при помощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с высоты на ими брошенное тело...». · Как развивается основная мысль в движении сюжета? Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лирический герой готов «пасть... на колени», созерцая «роковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить горесть «минут любви». В этом стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный изображать глубинные человеческие переживания. · Мотив писем использовал Пушкин («Сожженное письмо» 1825 г.). Вспомните, в каких стихотворениях использовал этот прием Некрасов. «Письма», «Горящие письма».
ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала... Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказали... По та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой... дать ответы (письменно) · Какого эффекта достигают поэты, используя мотив писем? Стихотворение «Она сидела на полу» было в 1858 году, а в 1851, когда новый роковой роман только начинался, Тютчев написал жене стихи «Не знаю я, коснется ль благодать…» Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была — Ты, ты, мое земное провиденье!.. Когда же старость и болезни мучили поэта, в 1873 году – незадолго до смерти, он обратится к ней, которая сохранила ему верность вопреки всему, с покаянно-прощальным четверостишием: Всё отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Чтоб я ему ещё молиться мог. Стихи, написанные после 1850 года, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении (привязанность к семье, тяга к Денисьевой, чувство вины перед обеими семьями). Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, которое непрочно, как и все на земле. Но в них и утверждение того, что именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья, помогает преодолеть драматизм бытия. V. "О ты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864) Елена Денисьева - последняя любовь поэта. Ее образ является в стихах, написанных с 1850 по 1864 годы и составляющих «денисьевский» цикл – вершину любовной лирики Тютчева. Слайд 17 Когда они встретились, ему было 47 лет, ей – 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. У них было трое детей. Это была вторая семья Тютчева. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в душе поэта и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике. Эта любовь стала настоящей драмой! Он был женат, имел 6-х детей от двух браков, был на 23 года старше. В глазах света эта связь была скандальной, а вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: отец, живший со второй женой, вдруг объявился — и только для того, чтобы отречься от дочери. Двери всех домов захлопнулись – ее отказались принимать, там, где еще недавно ждали с радостью. Тетка вынуждена была оставить свою должность. Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Тютчев же разрывался на две семьи, между двумя женщинами и ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека! Об этом стихотворение «О, как убийственно мы любим». О, как убийственно мы любим Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя... Год не прошел — спроси и сведай, Что уцелело от нея? Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей. Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой? И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он! Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались воспоминанья... Но изменили и oнe. И на земле ей дико стало, Очарование ушло... Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез! О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!..
|
|||
|