Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





дать ответы (письменно)



 

22.10.21

Группа 11

Литература

Тема занятия № 21: Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм).

Цели:

· формировать представление о Ф.И.Тютчеве как об авторе стихов о любви, раскрывающем в ней драматические переживания человека

· формировать умение сопоставлять лирические произведения

· развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного

· развивать умение строить суждение на конкретном материале

· развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением

· воспитывать чувство слова и культуру чувств

 

Ход занятия.

I. Сегодня мы продолжим разговор о жизни и творчестве Ф.М.Тютчева.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…,- так писал Ф.И.Тютчев в 1869 г.

Человеческие мысли, чувства находят выражение в слове, но слово произносит просто человек. Может ли он выразить всю беспредельность жизни и полноту мира? Слово – ниспосланная свыше сила, которая дается человеку вместе со способностью сочувствия, т.е. умения проникать в чувства других, принимать в себя их радость и боль.

 «Людей неинтересных в мире нет» Е.Евтушенко

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

 

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

 

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

 

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

 

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

 

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

Мы, зная все, не знаем ничего.

 

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

 

Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужи­ли материалом для стихов, пусть и гени­альных. Но люди живут, и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди ухо­дят, стихи же остаются; имена еще по­мнят современники; следующие поколе­ния уже вынуждены заглядывать в ком­ментарии, но и комментарии могут когда-то забыться— и ничего особенно страш­ного не произойдет, потому что мы уже знаем самое главное — каждая настоя­щая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания, и ка­ждая такая строка — памятник изве­стным и вовсе безвестным женщинам, чья любовь и есть эти стихи.

Назовем наше занятие словами самого поэта: "Я встретил Вас...". Ведь, по мнению Тютчева, «Жизни блаженство в одной лишь любви».

II. "Я помню время золотое..." - Амалия фон Лерхенфельд (1808-1888)

Ранняя любовь Тютчева — графиня Амалия фон Лерхенфельд, 16-летняя красавица, дочь баварского посланника в Петербурге, а потомжена дипломатического служащего Александра Крюденера.

К Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 гг. Они запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания. Начинается тютчевский «роман в стихах». Образы, идеи стилистические поиски этого периода будут развёрнуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. В целом любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды. А воспоминания о прекрасных днях беззаботной юности в течение многих лет будут тревожить сердце поэта.

Спустя тринадцать лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Ф. И. Тютчев написал стихотворение « Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюблённости и показывающее, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли. (Чтение наизусть)

Я помню время золотое

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

сопоставьте вопросы и ответы:

· Каким настроением окрашены чувства лирического героя?

Лирический герой вспоминает о давнем свидании на берегу Дуная, говорит о быстротечности счастья – но эта грусть лишена внутреннего надлома. В стихотворении нет напряжения и трагизма.

· Назовите ключевой образ стихотворения.

Ключевой образ стихотворения «Я помню время зо­лотое...» — это Она, ее поэтический облик, черты её внешно­сти, связанные с картинами внешнего мира.

· Какое время года и время суток изображает поэт?

Здесь изображены характерные для ли­рики Тютчева картины переходного состояния природы. Поэт вспоминает весенний вечер, когда «день вечерел», а ветер «с диких яблонь цвет за цветом на плечи юные свевал».

· Как связаны облик возлюбленной и картины природы?

Весна в природе была сродни весне в душе, и «младая фея» была так прекрасна, что даже «солнце медлило», прощаясь с ней, не спеша покинуть догорающий день. В образе возлюбленной все приметы юности. Сама молодость, «ногой младенческой касаясь» обломков полуразрушенного замка, не ощущала на своих юных плечах лепестков облетающих яблонь.

· Как отражается в стихотворении образ времени?

Лирическому герою не страшно, что «день догорал», потому что впереди было ощущение вечности. Отсюда и беспечная веселость, и сла­дость непонимания, что жизнь быстротечна.

Еще одно поэтическое воспоминание о счастливой юности написано в 1870 году, в ту пору Тютчеву было уже 67 лет, и он создет знаменитые стихи:

Я встретил вас – и всё былое

Пушкинская стихия оживает. «Я помню чудное мгновенье » также повествует о пробуждённой душе: "... воскресли вновь // И божество, и вдохновенье//, И жизнь, и слёзы, и любовь, - пишет Пушкин. У Тютчева мы читаем:

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!...

Однако у Пушкина любовь является естественным продолжением пробуждения души, у Тютчева же, напротив, именно любовь - та сила, благодаря которой в человеке пробуждается жизнь. Другое сравнение. У Пушкина мир природы даётся как условный фон развития чувства: "бурь порыв мятежный, мрак заточенья". У Тютчева с присущим ему мастерством в построении метафорических аналогий дана картина природы и одновременно человеческой души:

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенётся в нас.

Печать обречённости, сознание своей скорой гибели наполняет встречу светлой печалью о прошлом. Лирический герой вспоминает «все былое», используя для его характеристики форму воспоминания о пережитоим:

Я помню время золотое…

Благодаря реминисценции (отзвук в произведении образа другого автора, вызывающий сопоставление) очевидно, что «золотым» прошлым для лирического героя являются не просто дни весны, но время зарождения любви, первая встреча с героиней.

В отличие от Пушкина, у Тютчева лирический герой практически прожил целый век, и встреча, которую послала им судьба, проясняет для поэта силу былой любви. Через вековую разлуку и надвигающийся конец жизни он стремится услышать замершие, но никогда не умолкавшие звуки в душе. Сила любви такова, что одно напоминание о ней («повеет вдруг весною») способно пробудить «забытые» струны.

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты...

Динамику пробуждения души передают глаголы: «встретил», «вспомнил», «стало... тепло», «обвеян дуновеньем», «смотрю», «гляжу», «жизнь заговорила». «Оживают» нетолько чувства, острее становится восприятие мира: слышнее... звуки», рассеялась пелена, закрывавшая «очарованье» действительности («Гляжу на вас, как бы во сне»).

«Что - то встрепенулось», повеяло кажущейся невозможной среди глубокой осени весной. Это ощущение мгновенно («бывает час»), лирическому герою важно подчеркнуть возможность этих волшебных изменений. «Оживает не «отживший» человек, а его сердце, хранящее воспоминания, не утратившее способности воспринимать красоту, расцветать любовью.

Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,—

И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..

III.  «Твой милый образ, незабвенный, он предо мной…» - Элеонора Тютчева (1799-1838)

В 1826 году Ф.М.Тютчев обвенчался с Элеонорой Петерсон (урожденная графиня Ботмер, вдова русского дипломата). «Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Ф. И. Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

В мае 1838 года Тютчев ожидал прибытия семьи (он находился в Турине), но на пароходе, с которым следовало его семейство, случился пожар, и он затонул. В числе немногих спасшихся была и Элеонора Тютчева с тремя дочерьми, которая буквально пронесла своих девочек сквозь пламя. Молодой Иван Сергеевич Тургенев, который тоже плыл на этом пароходе, отдал босой и полураздетой женщине свой сюртук и сапоги.

Элеонора Фёдоровна сумела добраться с детьми до Турина, но заболела и через несколько месяцев умерла в жесточайших страданиях. Находясь у её гроба, Тютчев поседел за одну ночь. Спустя десять лет у него вырвалось поэтическое признание:

«Ещё томлюсь тоской желаний...» (1848 г.)

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой —

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,-

Как ночью на небе звезда…

вопросы-ответы:

· Каким настроением проникнуто стихотворение?

Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утра­ты.

· Назовите ключевые образы?

Ключевые образы текста — это Он и Она. Лирический герой не может забыть свою любовь.

· Какой художественный прием использует автор в 1 и 2 строках первой строфы?

Анафору: Еще (томлюсь тоской желаний) - Еще (стремлюсь к тебе душой)

· Какова функция этого приема в данном случае?

Анафоры первой стро­фы стихотворения усиливают глагольную лексику, передаю­щую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспо­минания о ней «в сумраке». Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хо­тя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горе­чью воспоминаний.

· Какой стилистический прием использует Тютчев для связи второй строфы с первой и усиления эмоциональности звучания?

Повтор: Еще ловлю я образ твой - Твой милый образ, незабвенный

· Какова смысловая роль второй строфы?

Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического героя самому себе. Он называет ее образ «не­достижимым», подчеркивая тем самым ее нравственное пре­восходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств: глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обоб­щенностью лирического настроения.

Вот перед нами и прошли три воспоминания. Но как различны они: от светлой грусти и сладости непонимания быстротечности жизни; осознания того, что перед надвигающимся концом жизни сердце, хранящее воспоминания, может расцветать любовью, до горьких воспоминаний!

IV. "Ты, ты, моё земное провиденье" - Эрнестина Тютчева (1810-1894)

После смерти Элеоноры в 1838 году Ф. И. Тютчев женился на Эрнестине Дёрнберг (урожденная баронесса Пфеффель). Красота в ней сочеталась с блестящим умом, прекрасным образованием. Эрнестина Фёдоровна пережила своего мужа на 21 год.

Их отношения складывались нелегко: в 1850 году Тютчев влюбился в молодую женщину, Елену Денисьеву, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Как-то Тютчев застал ее сидящей на полу с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу.

Письма как одно из главных средств общения в XIX в. по­рой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма берегли, перечитывали.

Вот отрывок из письма Тютчева Эрнестине: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою».

А она брала их и бросала в камин. Возможно, испытывая острое чувство горечи, уничтожала часть переписки, что казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички жизни и души. Отсюда сравнение писем с «остывшей золой» и мертвым «бро­шенным телом», которое покинула душа. Так, в основе этого произведения жизненный факт, который поэт превратил в лирический шедевр.

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!...

Стоял я, молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне.

Как от присущей милой тени.

· Проанализируйте композицию стихотворения.

Две первые строфы по­строены по одной модели. В двух первых стихах каждой из строф изображается бытовой факт: «Она сидела на полу и гру­ду писем разбирала...», «брала знакомые листы и чудно так на них глядела». В двух вторых стихах каждой строфы поэт под­нимается до философского обобщения, переданного при по­мощи символических сравнений. Она брала письма, «как остывшую золу», и смотрела на них, «как души смотрят с вы­соты на ими брошенное тело...».

· Как развивается основная мысль в движении сюжета?

Вершина в развитии чувства в третьей строфе, наполненной возвышенной лексикой и риторическими восклицаниями. Лири­ческий герой готов «пасть... на колени», созерцая «ро­ковую минуту» прощания с прошлым, ощущая неотвратимый бег времени, когда нельзя вернуть пережитое и заново ощутить го­ресть «минут любви». В этом стихотворении Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный изображать глубинные человеческие переживания.

· Мотив писем использовал Пушкин («Сожженное письмо» 1825 г.). Вспомните, в каких стихотворениях использовал этот прием Некрасов.

«Письма», «Горящие письма».

 

ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказали...

По та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решала выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..

Безумный шаг!.. быть может, роковой...

дать ответы (письменно)

· Какого эффекта достигают поэты, используя мотив писем?

Стихотворение «Она сидела на полу» было в 1858 году, а в 1851, когда новый роковой роман только начинался, Тютчев написал жене стихи «Не знаю я, коснется ль благодать…»

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была —

Ты, ты, мое земное провиденье!..

Когда же старость и болезни мучили поэта, в 1873 году – незадолго до смерти, он обратится к ней, которая сохранила ему верность вопреки всему, с покаянно-прощальным четверостишием:

Всё отнял у меня казнящий Бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему ещё молиться мог.

Стихи, написанные после 1850 года, исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении (привязанность к семье, тяга к Денисьевой, чувство вины перед обеими семьями). Эти стихи пронизаны мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, которое непрочно, как и все на земле. Но в них и утверждение того, что именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья, помогает преодолеть драматизм бытия.

V. "О ты, последняя любовь..." - Елена Денисьева (1826-1864)

Елена Денисьева - последняя любовь поэта. Ее образ является в стихах, написанных с 1850 по 1864 годы и составляющих «денисьевский» цикл – вершину любовной лирики Тютчева. Слайд 17

Когда они встретились, ему было 47 лет, ей – 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. У них было трое детей. Это была вторая семья Тютчева. Любовные потрясения и ранняя смерть Денисьевой тяжело запечатлелись в душе поэта и породили цикл стихотворений, которому по психологической глубине и тончайшим душевным переживаниям нет равных в мировой любовной лирике.

Эта любовь стала настоящей драмой! Он был женат, имел 6-х детей от двух браков, был на 23 года старше. В глазах света эта связь была скандальной, а вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой: отец, живший со вто­рой женой, вдруг объявился — и только для того, чтобы отречься от дочери. Две­ри всех домов захлопнулись – ее отказались принимать, там, где еще недавно ждали с радостью. Тетка вынуждена была оставить свою должность.

Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Тютчев же разрывался на две семьи, между двумя женщинами и ощущал любовь как роковую силу, которая губит любимого человека! Об этом стихотворение «О, как убийственно мы любим».

О, как убийственно мы любим

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались воспоминанья...

Но изменили и oнe.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.