Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПДК для различных сред 1 страница



 

№1. Гигиена – наука изучающая закономерности влияние окружающей среды и образа жизни на организм человека и разрабатывающая мероприятия направленные на предупреждения заболеваний и сохранение здоровья человека.

Цель: предупреждение отрицательного влияния факторов окружающей среды и уселения их возможного положительного воздействия.

Предмет гигиены– человек и окружающая среда, которую определяют природные, бытовые, социальные и производственные факторы.
Гигиена ставит целью предупреждение болезни, поэтому объект ее внимания – здоровый человек, разрабатываются профилактические мероприятия для большой группы людей. Гигиену следует отличать от санитарии, которая представляет собой комплекс практических мероприятий по претворению в жизнь требований гигиены. Между ними существует тесная связь. Гигиенисты должны проводить санитарные мероприятия.

Задачи.

1. Изучение закономерностей влияния факторов окр. Среды на организм человека.

2. Обоснование оптимальных и допустимых уровней воздействия факторов среды

3. Внедрение гигиенических рекомендаций в практику,проверка их эффективности их совершенствования.

4. Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшие отдаленные перспективы.

Содержание гигиены.

1.Комунальная гигиена – изучает влияние на организм природных и социальных факторов в условиях населенных мест и разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия для создания оптимальных условий проживания.

2.Гигиена питания – изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальном соотошении в зависимости от условий труда и быта, разрабатывает меры профилактики элементарных заболеваний(ССС, СД).

3.Гигиена труда - изучает трудовую деятельность человека и производственную среду с точки зрения их возможного влияния на организм, разрабатывает меры и гигиенические нормативы, направленные на оздоровление условий труда и предупреждении профессиональных болезней.

4.Радиационная гигиена – изучает влияние ионизирующих излучений на человека и разрабатывает сан.гигиенические меры и нормативы, напавленны на предупреждение развития заболеваний.

5.Гигиена детей и подростков – изучает влиянии факторов окруж среды на организм детей и разрабатывает гигиенические меры с целью создания гигиенических условий жизни, обеспечивающих полноценное физическое и умственное развитие детей.

6.Военная гигиена направлена на сохранение и повышение боеспособности личного состава.

7.Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

       Общая гигиена – раскрывает основные положения учения об окр.среде, закономерностях влияние природных, бытовых, производственных факторов на здоровье и заболеваемость населения, а так же определяет направления оздоровительных мероприятий.

       Методы исследования.

1.Методы санитарного обследования – изучение влияния жизни на здоровье населения. Позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер лабораторных исследований. Санитарному описанию подвергаются: объекты окруж среды, условия жизни и труда населения(водоисточники, почва,воздушная среда, пищевые продукты, жилье, места труда и отдыха населения)

2.Физические методы – используют для изучения физ факторов среды: микроклимат, различные виды излучений, механические электромагнитные колебания. Например: спектрографический анализ позволяет обнаружить ничтожное количество посторонних примесей различных элементов в основном продукте. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли ги­гиены — радиационной гигиене.

3.Химические методы -изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продук­тов; они особенно широко применяются для определения ядохимикатов, раз­личных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступа­ющих в биосферу в малых количествах. Химическим методам свойственна высокая чувствительность, позволяющая определять в некоторых случаях мил­лионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта.

С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследова­ниях определяют не только химический состав того или иного объекта, но и примеси, не свойственные природному составу, которые могут оказывать пря­мое неблагоприятное воздействие на организм или служить показателем сани­тарного неблагополучия изучаемого объекта. Например, Определение в воздухе жилых помещений повышенного содержания диокси­да углерода свидетельствует о санитарном неблагополучии, в частности о не­удовлетворительной вентиляции помещения. Следует подчеркнуть, что с по­мощью химических методов установлен и такой важный факт, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, широко применяемых в на­стоящее время в сельском хозяйстве. В частности, ДДТ обнаруживался не только в почве и растениях, но и в организме животных и человека. Этот препарат находили даже в рыбе, вылавливаемой в морях и океанах.

4.Биологические методыисследования можно разделить на собственно биоло­гические и бактериологические. Под собственно биологическими методами следует понимать такие исследования объектов окружающей среды, в процес­се которых определяют микро- и макроорганизмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. К биологическим методам относятся также гельминтологические исследо­вания, позволяющие выявить жизнеспособные яйца гельминтов в различных объектах окружающей среды (почва, вода), что дает основание судить о степе­ни их фекального загрязнения и непосредственной опасности заражения гель­минтами.

Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследо­ваний часто имеют первостепенное значение, поскольку с их помощью можно не только определять общую обсемененность изучаемого объекта, но и выде­лять и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бакте­риологический анализ имеет важнейшее значение для оценки пищевых про­дуктов (молоко, мясо, готовая пища), так как при определенных условиях количество микроорганизмов в них может достигать колоссальных величин и вызывать порчу продуктов, а иногда и пищевые отравления. К числу объектов санитарного надзора относятся предприятия промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественного питания, торговли, жилые дома, детские учреждения, новые виды посуды, тары, оборудования и упаковок из полимер­ных материалов, детские игрушки, книги, одежда.

5.Эпидемиологический метод— изучение изменений здоровья населения под влияние эндо- и экзогенных факторов, которые вкл анализ мед учетных и отчетных документов при проведении одномоментных мед обследовании населения и длительных наблюдений в амбулаторных и стационарных условиях с последующим расчетом показателей здоровья насеения. Существует два типа «поперечных»(одномоментных) исследований: сравнивают уро­вень здоровья лиц основной и контрольной групп или определяют различия в уровнях воздействия факторов у больных и здоровых.

6.Санитарно-статистические методыизучения здоровья населения основыва­ются на данных официальных учетных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. Учитывают заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения, физическое развитие детей и подростков, уровни инвалидности и др.

7.Клинические методыисследования широко используются для оценки состо­яния здоровья населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Клинические методы находят широкое применение не только для определения выраженных клинических нарушений, но и для выяв­ления преморбидных состояний у практически здоровых людей. При этом используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональной патологии рабочих, выявлении ранних признаков заболевания и обосновании необходи­мости проведения профилактических мероприятий.

8.Методы гигиеническогоэксперимента ставят своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека или животных. В натурных условиях влияние окружающей среды на здоровье, конечно, не может моделироваться на чело­веке. В связи с этим трудно вычислить значимость какого-то одного фактора при изучении состояния здоровья людей, проживающих на территориях с раз­личным уровнем загрязнения атмосферного воздуха; рабочих промышленных предприятий, в воздухе которых содержатся иногда сотни различных веществ; школьников и учащихся профессионально-технических училищ с различным режимом обучения, питания и др.

Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Примером может служить изучение на лабораторных установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ (пестицидов, минеральных удобре­ний, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов, радиоактивных веществ). Эксперименты проводятся на лабораторных животных, а в отдельных случаях при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах. Это требует соответствующего разрешения специального комитета при Минздраве РФ.

Связь гигиены с др науками:

1.Блок наук, использующих для получения знаний об окр среде ­– география, геология, геофизика, радиология, климатология.

2.Блок наук, испл.для получения знания о здоровьи человека – анатомия, физиологии, биохимии и патано.

3.Блок наук, испл.при проведении гигиенических исследований – физ, хим, биология, микробиология, математика

4.Блок наук, испл. Гигиенические знания для профилактики – хирургия, терапия, инфекционные болезни.

 

 

№2.

Правильная диагностика, лечение и профилактика заболеваний, связанных с воздействием факторов окружающей среды, требуют от практического врача знаний основ гигиенической диагностики и клинической картины известных экологически обусловленных заболеваний. При симптомах или синдромах, позволяющих заподозрить влияние факторов окружающей среды, врач в про­цессе сбора анамнеза должен обратить внимание на все возможные факторы риска, например контакты с вредными факторами (химические вещества, иони­зирующее излучение, шум, температура воздуха и др.) в производственных условиях, потенциальные контакты с вредными факторами в домашних усло­виях (расположенные вблизи вредные предприятия, качество питьевой воды, состояние здоровья лиц, проживающих в одной квартире с больным, отделка помещений, домашние животные и т.д.). В случае необходимости врач должен запросить из центра санэпиднадзора дополнительные сведения о качестве питьевой воды, атмосферного воздуха, почвы, условиях труда на предприя­тии, где работает больной. Сведения о характере вредного действия производ­ственных факторов врач может получить из Карты химической безопасности(за рубежом они носят название МSDS),разрабатываемой для каждого химичес­кого вещества или химического продукта и содержащей сведения о токсично­сти, опасности, поражаемых органах и системах, клинической картине острых и хронических отравлений, необходимых лечебных и профилактических ме­роприятиях.

Профилактику нарушений состояния здоровья чело­века можно осуществлять разными путями. Первичная(радикальная) профилактиканаправлена на причину того или иного заболевания. Большинство гигиенических ме­роприятий, включая гигиеническое нормирование воз­действия факторов окружающей среды, предусматрива­ют либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействий до безопасных уровней, чем способствуют первичной профилактике заболеваний.

Вторичная профилактикаставит своей целью раннее выявление препатологических состояний, тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергавшихся воздействию неблагоприятных факто­ров окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний, медикаментозную профилактику и другие меры, направленные на предот­вращение манифестации заболеваний. Вторичная про­филактика включает в себя такие паллиативные меро­приятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защи­ты, обучение работающих и населения приемам безо­пасной работы и жизни в неблагоприятных экологи­ческих условиях.

Третичная профилактика(реабилитация) — это комплекс мер по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе уже развив­шегося заболевания. Это наименее эффективный, но, к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практической медицине способ профилактики.

Вместе с тем фактор окружающей среды может играть различную роль в этиологии заболевания. Он способен выступать как этиологический, причин­ам фактор,практически полностью определяющий развитие конкретного специфического заболевания. В настоящее время примерно 20 хронических болезней населения достаточно аргументированно считают следствием воз­действия экологических факторов (болезнь Минимата, связанная с загрязне­нием ртутьсодержащими промышленными стоками морской и речной фауны, болезнь итай-итай, обусловленная поливом рисовых полей водой, содержащей кадмий, и др.). Если фактор окружающей среды выступает в качестве причины заболевания, то его эффект носит название детерминированного.

Фактор окружающей среды может быть фактором риска,т. е. таким компо­нентом этиологии, который хотя и важен для развития и прогрессирования заболевания, но сам по себе в отсутствие других условий (например, генети­ческой предрасположенности, измененного статуса организма) не способен вызвать заболевание у конкретного человека. Таким образом, фактор риска— это фактор любой природы (наследственный, экологический, производствен­ный, фактор образа жизни и др.), который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений состояния здоровья.

Риск подразделен на добровольный (вождение автомобиля); вынужденный (вдыхание загрязненного воздуха); естественный (радон); искусственный (син­тетические вещества); известный (бытовые моющие средства); экзотический микроорганизмы, созданные генной инженерией); хронический; катастро­фический (авария); с видимыми преимуществами (красители для волос); без видимых преимуществ (газообразные выбросы мусоросжигательных печей); самоконтролируемый (вождение автомобиля); контролируемый другими (заг­рязнение окружающей среды); оправданный (минимальный в данной ситуации ; неоправданный (максимальный в данной ситуации или воспринимае­мый без оценки альтернатив).

Если соматические эффекты, как, например, врожденные уродства, наслед­ственная патология, аллергические заболевания и др., возникают при воздей­ствии различных факторов, т. е. являются полиэтиологическими, их относят к стохастическим (вероятностным)или сомато-стохастическим. Всвязи со слож­ной, многофакторной природой некоторых хронических неинфекционных за­болеваний (например, атеросклероза, гипертонической болезни и др.) дока­зать этиологическую связь между развившимся у конкретного человека забо­леванием и предшествующим вредным воздействием очень трудно. Однако путем правильно спланированных эпидемиологических и гигиенических ис­следований нередко удается выявить и количественно оценить риск развития подобных заболеваний для относительно больших групп населения. При этом лишь с определенной долей вероятности можно предполагать повышенный риск у конкретного человека. Риск вредного влияния на здоровье— это вероят­ность развития нежелательных эффектов у населения при определенных уров­нях и продолжительности воздействия фактора окружающей среды. С увели­чением воздействия риск возрастает. Факторы риска могут быть связаны с образом жизни человека, воздействием факторов окружающей среды, генети­ческими особенностями, биологическими факторами (статус организма, пол, возраст, хронические заболевания и др.).

Фактор окружающей среды может играть модифицирующую роль,т. е. изме­нять клиническую картину и утяжелять течение хронического заболевания. При модификации риск, ассоциируемый с определенным фактором, видоиз­меняется в зависимости от присутствия другого фактора или воздействия. Например, загрязнение атмосферного воздуха оксидами азота провоцирует симптомы нарушения функции дыхательных путей у больных с хроническими респираторными заболеваниями.

В ряде случаев исследуемый фактор может оказывать смешивающее влияние.Смешивание бывает тогда, когда смешивающий фактор ассоциируется с изу­чаемым фактором риска и влияет на риск развития заболевания. Примером смешивающих факторов могут служить возраст и табакокурение при изучении влияния атмосферных загрязнений на риск развития заболеваний органов дыхания, табакокурение при изучении риска развития рака легких и мезоте-лиомы плевры при воздействии асбеста.

Заболевания могут быть также обусловлены нарушением баланса между внут­ренней и внешней средой организма,что особенно характерно для эндемических заболеваний. Избыток или дефицит природных химических веществ, нарушение их соотношения или присутствие чужеродного соединения в окружающей среде могут нарушать указанный баланс. Этиология и патогенез некоторых эндемических заболеваний достаточно хорошо изучены. Например, установлено, что наблюдаемый во многих регионах мира флюороз обусловлен избыточным поступлением фторидов с питьевой водой; возникновение эндемического зоба связано с недостаточным содержанием йода в окружающей среде и продуктах питания и, кроме того, может быть результатом действия некоторых химических веществ, нарушающих гормональный статус. Часто исследователей нет сомнений в том, что в этиологии заболевания, характерного для данной местности, существенную роль играют экологические факторы. Однако точная этиология и патогенез многих подобных заболеваний остаются нерасшифрованными.

       Среди причин смерти в экономически развитых странах ведущее место за­нимают заболевания сердца (33,5%), злокачественные новообразования (23,5%), цереброваскулярные заболевания (6,7%), несчастные случаи (4,3%), хрони­ческие заболевания легких (4,0%), пневмония и грипп (3,7%), диабет (2,2%), самоубийства (1,4%), болезни печени (1,2%). Основной вклад в причины смерти вносят факторы окружающей среды и образа жизни человека. Так, в 1/6 всех случаев смерть обусловлена табакокурением. Вклад данного фактора в риск смерти от заболеваний коронарных сосудов оценивается 21%, от рака — 30%. Половина всех случаев смерти в результате убийств, самоубийств и автомо­бильных аварий связана с употреблением алкоголя.

Выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики. Гигиеническая диагнос­тика— это система мышления и действий, имеющих целью исследование со­стояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем (Г. И. Сидо­ренко, М.П. Захарченко, В.Г. Маймулов, Е.Н. Кутепов).

Современная гигиеническая диагностика включает в себя:

■ гигиеническую диагностику состояния окружающей среды, корректную оценку уровней экспозиции, т. е. частоты, интенсивности и продолжи­тельности воздействия факторов окружающей среды на отдельного чело­века или исследуемую популяцию;

■ диагностику состояния здоровья популяций, ее отдельных подгрупп, вклю­чая суперчувствительные подгруппы, а также конкретных людей;

■ комплексную гигиеническую диагностику объективной, убедительной связи между уровнями воздействия разнообразных факторов и состоянием здо­ровья человека, установление вклада факторов среды в этиологию нару­шений состояния здоровья популяции, различных ее подгрупп и отдель­ных людей.

       Болезнь Минимата— заболевание, наблюдавшееся с 1953 по 1966 г. у насе­ления, проживающего на побережье залива Минимата Бей. Связано с поступ­лением в залив сточных вод производства ацетальдегида и винилхлорида, со­держащих ртуть.

Болезнь Минимата впервые была официально зарегистрирована в 1956 г. у людей, проживающих около залива Минимата в юго-западной части Японии. В 1959 г. была доказана связь заболевания с употреблением рыбы, загрязненной ртутью. Ртуть поступала в морской залив со сточными водами завода по производству ацетальдегида и поливинилхлорида. В морской воде и в водных организмах неорганическая ртуть в результате метилирования переходила в метилртуть.

Заболевание начиналось с появления чувства онемения в конечностях и в области рта, развития сенсорных расстройств, затруднения движений рук (наи­более отчетливо проявляющемся при письме, попытках взять какие-либо пред­меты и др.). Кроме того, у пострадавших отмечались нарушения координации движений, слабость и тремор, замедление и неясность речи, атаксическая по­ходка, ухудшение зрения и слуха. Эти симптомы постепенно усиливались и в дальнейшем к ним присоединялись общий паралич, затруднение глотания, конвульсии. При тяжелом отравлении наступала смерть. В результате транс­плацентарного перехода метилруть проникает в организм плода и вызывает атрофию клеток коры головного мозга и мозжечка. Врожденная болезнь Минимата по клинической картине сходна с детским церебральным параличом.

Эпидемиологические признаки экологической обусловленности болезни Минимата:

■ почти все пострадавшие проживали в одной и той же области вблизи зали­ва Минимата;

■ болезнь наиболее часто встречалась у рыбаков и членов их семей;

■ заболевание наблюдалось у людей всех возрастных групп, кроме новорож­денных;

■ частота заболеваний была одинакова у мальчиков и девочек, но среди взрос­лых заболевание чаще встречалось у мужчин;

■ временной интервал между возникновением заболевания у членов одной и той же семьи существенно различался и мог составлять от нескольких дней до нескольких лет;

■ смертность была высокой;

■ наблюдавшиеся заболевания не были связаны с сельскохозяйственными продуктами и питьевой водой;

■ все пострадавшие употребляли в пищу морские продукты (рыба, устрицы), добытые в заливе Минимата;

■ в период вспышки заболеваний сходные признаки отравления наблюда­лись у кошек.

 

№3.

Гигиена возникла в далеком прошлом из народной предупредительной медицины. В целях сохранения здо­ровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в не­благоприятных условиях окружающей среды. Постепен­но опыт, накопленный за много веков и широко ис­пользуемый в жизни, оформился в народную медицину.

В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, поскольку происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Однако уже в те далекие вре­мена было известно, что лечение не предотвращает рас­пространения массовых болезней и наряду с умением лечить не менее важно умение предупреждать заболева­ния. Были попытки обобщить и систематизировать от­дельные гигиенические советы по сохранению здоро­вья. В Древней Индии до нашей эры были распростра­нены многие гигиенические правила, которые затем вошли в свод законов Ману. В Китае были известны правила диетического питания, водные процедуры, сол­нечное облучение, лечебная гимнастика как мероприя­тия по укреплению здоровья и повышению сопротив­ляемости болезням.

Особый интерес для истории гигиены представляет развитие идей профилактики в Древнем Египте, Древ­ней Греции и Римской империи. Так, в Древнем Егип­те задолго до нашей эры проводились работы по осуше­нию почвы, существовали правила устройства и содержания улиц, сооружались водопроводы. В античной Греции уже осуществля­лись систематизация и накопление гигиенических знаний. Основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 г. до н. э.), обобщая знания и опыт в области лечебной медицины, сделал попытку определить значение окружаю­щей среды для здоровья человека. Особое внимание Гиппократ уделял клима­ту и условиям местности, образу жизни людей, труду, питанию, физическим упражнениям. Резким колебаниям погоды, нарушениям питания, дурным при­вычкам он придавал большое значение в этиологии болезней. Гиппократ впер­вые систематизировал и обобщил гигиенические знания в виде трактатов «О воз­духе, воде и почве», «О здоровом образе жизни» и др. В этих трудах Гиппократ впервые определил значение чистого воздуха, воды, почвы для жизни челове­ка. В своих «Наставлениях» Гиппократ требует от врача «заботиться о здоро­вых ради того, чтобы они не болели».

       В Древнем Риме появляются инженерные сооружения для водоснабжения и канализации, которые для той эпохи были настоящим чудом. Сооружали поля орошения, были попытки организации санитарного надзора за жилищ­ным строительством, продажей пищевых продуктов.

Россия.

Первый период народной гигиены – гигиеническая практик людей проявлялась в обычаях, нравах, традициях, направленных на охрану здоровья. В целом гигиеническая ситуации была лучше чем в Западной Европе. Краткое содержание периода:

1.Строгая сезонная ритмичность жизни.

2.Рациональный выбор мест для поселения и разумное устройство жилища.

3.Рациональная одежда и обувь.

4.Рациональное питание

5.Поддержка личной гигиены

6.Уход за детьми и народная эпидемиология

Второй период - эмперический, характеризуется наблюдением, как основным видом гигиенического познания. Этот период делится:

а) х – к ХVII. Период фиксации народного опыта в письменных источниках(100глав, домострой)

б)к 17 – первая половина 18в. Реформа Петра I. Начало гигиенических оценок окр среды и поведения человека, создание первых сан предписаний

в)вторая половина 18 – середина 19 в. Оценка окр среды и поведения человека медиками(Зыбелин, Мудров, Максимович – Амбодик.) Оформление гигиены в предмет преподавания, улчучшение сан надзора.

       Третий период. Научно-экспериментальный.

а)Период экспериментальной и общественной гигиены. Вторая половина 19 – 20гг 20 века. Создание самостоятельных гигиенических кафедр, создание школ ученных гигиенистов, формирование сан организаций.

       Основоположник отечественной гигиенической науки А.П. Доброславин(1842-1889). А.П. Доброславин был первым русским про­фессором, возглавившим организованную им кафедру гигиены в Военно-медицинской ака­демии в Петербурге, создателем эксперимен­тального направления в гигиене. Он организовал гигиеническую лабораторию и широко поставил экспериментальные работы по гигиене, впервые в России создал школу гигиенистов-экспериментаторов; в дальнейшем он организовал также специальную аналитическую станцию для исследования пищевых продуктов.

А.П. Доброславин выезжал в Астрахань на борьбу с чумой, в Киев для прове­дения противоэпидемических мероприятий по ликвидации сыпного тифа. Его труды «Курс военной гигиены» и «Гигиена, курс общественного здравоохране­ния» были первыми обстоятельными учебниками. За 20 лет, начиная с 1871 г., А.П. Доброславин и его ученики издали около 150 научных работ, в числе которых было 96 диссертаций по различным вопросам гигиены. Основоположником общественного направ­ления в гигиене явился Ф.Ф. Эрисман. Он ро­дился в Швейцарии в 1842 г. Уже в годы сту­денчества Ф.Ф. Эрисман увлекался вопросами профилактической медицины, которые обсуж­дались на совещаниях и съездах, проходивших тогда в Швейцарии. После окончания универ­ситета в Цюрихе (1865) Ф.Ф. Эрисман начал работать в глазной клинике, изучал естествен­ные и социальные науки. В 1867 г. он защитил диссертацию «Интоксикационные амблиопии (алкогольного и табачного происхождения)». В 1869 г. он приехал в Петербург, где практи­ковал как окулист.

       В 1876 написал труд «Общественная гигиена», переведенный на многие языки, издал руководство «Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда».

       В 1877 г. во время войны с Турцией Ф.Ф. Эрисман получил назначение в качестве помощника председателя комиссии для оздоровления местностей, занятых русской армией, действующей за Дунаем, и приложил много усилий для ограничения эпидемий сыпного тифа в русских войсках.

       В 1882 г. Московский университет присудил Ф.Ф. Эрисману степень докто­ра медицинских наук, а в 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете университета.

       В 1891по его инициативе была создана городская санитарная станция.

       В 1896г выслан из страны за поддержку революционно настроенных стуентов в Швейцарию.

       В первый период строительства советского здравоохранения весьма плодо­творной была деятельность Г. В. Хлопина — ученика Ф.Ф. Эрисмана. Он был гигиенистом широкого профиля и внес большой вклад в становление и разви­тие гигиенической науки.

Г.В. Хлопин выполнил капитальные работы по вопросам гигиены воды и водоснабжения, гигиене труда и профилактике профессиональных заболева­ний, санитарно-химической защите и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.