|
|||
Тактика восхождения 6 страницаДо выхода в горы нужно изучить способы переправ: переход по тонкому скользкому бревну, конный брод, пеший брод в одиночку и группой (фронтом, взявшись за талии), переправу но камням, переправу по веревке (укрепление веревки). Охранение при переправах через горные реки обязательно. Наступление темноты Передвижение в горах ночью, как правило, не может рекомендоваться. Ночью трудно ориентироваться, передвижение становится медленным и неуверенным. Нет возможности распознать, а следовательно, и своевременно избежать опасности (крутизна склонов, обрывы, скрытые трещины, лавины, камнепады и т. д.). Ночью можно идти с фонарем и только по наиболее безопасному рельефу и при исключительной необходимости. Солнце Ожоги кожи тела, лица, губ, солнечные ванны в пути ослабляют альпиниста, понижают его трудоспособность, а иногда и вообще выводят из строя. Итогом чрезмерного перегревания может быть тепловой удар. Перед восхождением и во время восхождения нельзя принимать солнечных ванн, надо беречь от ожогов кожу лица, смазывая ее глетчерной мазью (умываться не рекомендуется), защищать глаза дымчатыми очками. Для того чтобы избежать ожогов губ, воду следует пить через резиновую трубку. Камнепады Многообразные атмосферные явления медленно, но непрерывно разрушают горы. Смена тепла холодом способствует образованию трещин и щелей в породе. Дальнейшее проникновение и замерзание воды, даже в очень мелких щелях скал, постепенно разрушает их, отделяя друг от друга и превращая монолитную массу в отдельные обломки. Ветер, вода и резкая смена температур еще больше расчленяют скалы и сбрасывают обломки вниз, образуя камнепады. Один небольшой камень, свалившийся вниз, может сбить другой, неустойчиво лежащий на уступе, тот, падая, в свою очередь сбивает третий... целый град камней обрушивается вниз. Падение камней вызывают не только атмосферные явления. Птицы, животные и сам человек нередко бывают причиной камнепадов. Места камнепадов определяются наличием на их склонах и под ними обломков камней и осыпей, каменной пыли и царапин на скалах. Наиболее опасны кулуары и желобы, менее опасны хребты и гребни. Камнепады могут угрожать всюду-как на моренах, осыпях и скалах, так и на травяных, снежных, фирновых и ледяных склонах, расположенных вблизи скал или хотя бы и далеко, но там, где наверху есть скалы. На таких склонах о камнепадах свидетельствуют грязные борозды, оставленные на снегу и на льду скатившимися камнями, здесь же могут валяться упавшие сверху камни. В хорошую погоду больше всего падает камней около полудня. В плохую же погоду, при дожде, буре и грозе камнепады могут произойти в самое неожиданное время. При необходимости переходить участки, угрожающие камнепадами, альпинисты должны идти по одному, внимательно наблюдая за местами возникновения камнепадов. Камнепады на скалах не идут беспрерывно. Рано утром, когда все сковано морозом, камни не падают. Но с восходом солнца начинаются сначала легкие камнепады, а в полдень, когда солнце светит в полную силу, камнепады усиливаются. К вечеру разрушающее действие воды уменьшается, и камнепады не так обильны, но в первые ночные часы камнепады опять нарастают, так как охладившиеся камни сжимаются, сдвигаются с места и летят вниз. При возникновении камнепада надо быстро укрыться за выступ скалы или за большой камень. Если нет этой возможности, то нужно, стоя на месте, наблюдать за полетом камня и лишь в последний момент отклониться в сторону. Когда сыплются градом мелкие камни, надо поднять на голову рюкзак. Обычная ошибка начинающих альпинистов заключается в том, что, завидев еще издали камень, прыгающий по уступам, новички начинают метаться в разные стороны, поворачиваются спиной к камнепаду, защищают голову рукой (это можно применять лишь в совершенно безвыходном положении, когда, например, камень летит прямо в голову). На крутых осыпях во избежание камнепадов нужно идти широким фронтом или сомкнутой колонной возможно ближе друг к другу, а на поворотах сходиться всем вместе. Лавины Лавина - это снежная масса, быстро сползающая со склона горы. Снег, выпадающий в горах в течение круглого года, не остается лежать неподвижно: он медленно, незаметно для глаза, сползает вниз под тяжестью собственного веса или обрушивается лавинами и ледяными обвалами. Лавина может быть вызвана самыми различными причинами: движением альпинистов, падением обвалившегося карниза, различными атмосферными явлениями. Все виды обвалов льда представляют собой очень серьезную опасность, которая находится в прямой зависимости от размеров обвала. Скорость движения ледяного обвала во много раз превышает скорость лавины и приближается к скорости падения камня. Альпинист подвергается тем большей опасности, чем ближе он находится как к месту возникновения обвала, так и к центру его дальнейшего движения. Ледяные обвалы могут возникнуть от движения самого льда, от перегрузки ледяной массы, от подтаивания и размягчения льда и т. д. На ледопаде вследствие размягчения льда от тепла и нарушения равновесия во время движения ледника может упасть серак или отдельная глыба льда. Вследствие перегрузки нависающего на гребне карниза он может отломиться и обрушиться вниз. На ледяном склоне может отломиться кусок льда от сбросов и, наконец, иногда, хотя и чрезвычайно редко, обваливаются целые ледники и ледяные склоны гор. Так, например, обвалился в 1902 г. весь северо-восточный склон горы Джимарай-хох (район Казбеги). Лед скатился на 12 км вниз. Погибло 36 человек, около 1800 голов скота. Был завален народный курорт Карма-дон. Возникновение лавин зависит от количества и состояния снега, от основания, на котором лежит снег, от различных атмосферных условии, от воздействия внешней силы на снежный покров (толчок от упавшего карниза, камнепад, движение группы альпинистов). Снежную массу удерживает на склоне сила сцепления как между снежным пластом и основанием, на котором он лежит, так и внутреннее сцепление между отдельными снежинками. Когда эта связь нарушается, возникают лавины. Лавины могут сползать всюду, где крутизна склона превышает 20-25°. Снег делится на четыре основные вида: порошкообразный, выпавший при низкой температуре или нанесенный ветром в подветренную сторону; мокрый, выпавший при высокой температуре или подвергающийся ее действию после выпадения; слежавшийся снег; фирновый снег. Каждый вид снега может образовать лавину при соответствующих условиях, но более всего опасен сухой, порошкообразный снег. Скорость движения лавин зависит от грунта-основания, на котором лежит снег, от крутизны склона, от состояния и размеров снежной массы, приведенной в движение. При одинаково благоприятных для лавин условиях порошкообразная, пылевидная лавина будет двигаться с наибольшей скоростью. В верхнем конце и по своим бокам лавина движется значительно медленнее, чем в середине. Лавины имеют много разновидностей, но мы укажем лишь на основные. Наиболее частыми бывают лавины из свежевыпавшего снега. Они делятся в свою очередь на сухие и мокрые. Вследствие незначительной связи отдельных частиц снега между собой и с их основанием возникновение сухих лавин бывает обычно внезапным, и они могут быть вызваны очень легко, а особенности на гладком твердом основании (лед, фирн, слежавшийся снег). Чаще всего они бывают зимой. Мокрые лавины образуются из снега, выпавшего при высокой температуре, или из снега, лежащего на сильно освещенных солнцем склонах. Происходящее затем понижение температуры превращает неустойчивый мокрый снег в более твердую снежную массу, что уменьшает и даже вовсе исключает опасность возникновения лавины. На наветренной стороне склона порошкообразный, сухой снег под действием ветра и мороза покрывается коркой, которая не имеет связи со снегом и лишь опирается на него. Нарушение цельности этой корки вызывает оползание всего снегового пласта, расположенного выше места разрыва корки, и тогда образуется пластовая лавина. Иногда же эта корка бывает довольно прочной, она выдерживает вес тела, создает у новичка впечатление надежного покрова, и в этом случае можно не заметить угрозы появления пластовой лавины. Кроме того, вообще трудно определить место и момент возникновения такой лавины. Все эти виды лавин относятся к разряду поверхностных лавин. Когда же снег, обычно старый, мокрый снег, оползает всей своей массой, обнажая грунт, на котором он лежал, такая лавина называется грунтовой. Обычно этот вид лавин наблюдается весной. Не следует начинать маршрут непосредственно после снегопада, лучше переждать, пока сползут лавины или снег уплотнится. При ясной погоде необходимо переждать два дня, три тумане и пасмурной погоде-три-четыре дня, при сильном зимнем морозе - до шести дней. Надо по возможности избегать снежных кулуаров, лавинных желобов и склонов, покрытых глубоким, порошкообразным или мокрым снегом, лежащим на ледяном основании. При ненадежном снеге на крутых склонах лучше всего подниматься «в лоб», не пересекая такие склоны и не двигаясь по ним зигзагами. Пересекать же лавиноопасный склон надо возможно выше, держась подальше друг от друга и широкими шагами ступая по следам впереди идущего. Если лавина только что возникла, надо постараться укрепиться ледорубом или убежать к ближнему краю лавины. Если альпинист увлечен лавиной вниз, он должен держаться вертикально. Если скорость движения и состояние снега позволяют выбраться, надо убежать или же выбраться с середины лавины к ее краям, где скорость и сила лавины меньше. Надо сбросить рюкзак. Если не удалось покинуть лавину, то задача альпиниста-не дать засосать себя в снег, освобождая руки и ноги и проделывая движения пловца. Держаться лицом вперед. В сухой, пылевидной лавине закрывать рот, чтобы не задохнуться от снежной пыли, которая наполняет рот и дыхательные пути. *** Три четверти всех несчастных случаев в горах происходят по причинам, зависящим от самих пострадавших. Если бы в каждом отдельном, случае альпинисты неуклонно соблюдали все правила, а не пренебрегали ими, этим было бы предупреждено значительное большинство аварий. Физическая непригодность, незнание техники, плохое снаряжение, восхождения в одиночку-все это угрожает опасностью для восходителя, а если к этому присоединятся еще непосредственные опасности гор, то легко может произойти несчастный случай. Нередко на легких местах, обычно при спуске с вершины, у альпинистов ослабляется внимание, они становятся менее осторожными и небрежными в движениях. Нередко это и влечет за собой возникновение несчастного случая, когда, например, из-под ноги может вывернуться камень и повлечь за собой падение альпиниста, веревка может зацепиться за уступ или запутаться в ногах, кошка может задеть за спустившуюся гетру. Поскольку альпинизм является спортом и к тому же одним из труднейших его видов, то понятно, что он предъявляет большие требования к физической силе организма, и не только к мышечной силе, но и ко всем физическим данным, которые определяют крепкого, здорового человека. Только физически и морально здоровые люди с хорошим сердцем, с хорошими легкими и крепкими нервами могут заниматься альпинизмом. Однако и совершенно здоровый альпинист не гарантирован от случайных заболеваний и травматических повреждений в пути. Растяжение связок в суставах, разбитая упавшим камнем нога или рука, болезнь желудка или головы могут сильно затруднить восхождение или на время вывести альпиниста из строя. Все эти случаи являются сигналом к прекращению восхождения. Однако нередко из-за ложно понятого мужества некоторые альпинисты стыдятся своих недомоганий, скрывают их и продолжают восхождение, чем способствуют возникновению несчастного случая. Плохое снаряжение может быть причиной несчастного случая. Зубья у кошек, сделанных из плохого металла, могут погнуться на льду или сломаться при прыжке. Прекрасные по своему качеству, но слишком большие по размеру кошки не менее опасны. Они могут сползти на бок при ходьбе по склону, одна кошка может зацепиться за другую. У плохого ледоруба при рубке ступенек может согнуться клюв или сломаться древко. Плохая, изношенная веревка может разорваться при падении альпиниста. Все это указывает на то, что к выбору снаряжения нужно подходить с большой осторожностью. Снаряжение должно быть легким, прочным и точно подогнанным. Если человек не знает техники альпинизма, то ему не поможет никакое снаряжение. Неправильно взятый темп движения, неумелая рубка ступенек, неправильно выбранный путь отнимут очень много сил у новичка и поставят его в опасное положение. Новичок, впервые попавший в горы и случайно, при благоприятных обстоятельствах, совершивший восхождение на сравнительно трудную вершину, еще не может быть назван хорошим альпинистом, ибо он, в сущности говоря, не знает ни техники, ни самих гор. Такая случайная победа не должна кружить голову. Нужно неустанно изучать горы и путем технических упражнений, работая над собой в горах и дома, накапливая опыт, овладевать всей техникой альпинизма. Нерешительный, невнимательный, физически слабый, не знающий гор и горной техники альпинист представляет собой не меньшую опасность, чем прочие опасности гор. Поэтому нужно подходить очень осторожно при включении в группу таких людей. Если в группу включен слабый участник, то степень трудности восхождения, маршрут и темп должны все время равняться по самому слабому. Однако опасности гор, как субъективные, так и объективные, не бывают обособленными. Очень часто соединяются вместе несколько видов опасностей. У неопытного альпиниста одни опасности обычно вызывают другие, и опасности субъективного порядка бывают причиной возникновения объективных опасностей. Опытный же альпинист не только может предвидеть и избежать опасности гор, но и целый ряд опасностей может использовать с большой пользой для себя и с их помощью преодолеть другие опасности, более серьезные. Внезапное понижение температуры или ночные часы опытный альпинист использует для прохождения камнепадных и лавиноопасных мест или размякших от дождя или солнца снежных мостов через трещины фирновых полей и других участков. Из всего сказанного об опасностях гор следует, что альпинисту угрожает очень много разнообразных видов опасностей, начиная от самых, казалось бы, безобидных, вроде дождя и тумана, и кончая самим же альпинистом. Мы говорим об опасностях гор не для того, чтобы отпугнуть новичка: начинающий альпинист должен знать, что его ожидает в горах, чтобы заблаговременно учесть опасности и свои возможности для восхождении. Нужно, не бояться опасностей, но и не идти слепо навстречу им. Надо выходить на борьбу с горной стихией сознательно и во всеоружии, пользуясь поддержкой дружного коллектива восходителей, умеющего побеждать все препятствия. Постоянный и повседневный учет опасностей необходим не только при восхождений, но и на учебных занятиях, не только на горе высотою 5000 м, но и на 15-метровых скалах. Только при таких условиях наши советские восхождения будут успешными и безаварийными.
СПАСАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Каждая самодеятельная группа, каждый участник лагеря или повода должны помнить, что советский альпинист обязан по первому зову идти на помощь потерпевшим бедствие в горах. Если группой альпинистов принят тревожный сигнал, она немедленно прекращает восхождение и целиком переключается на спасательную работу, безоговорочно подчиняясь ее руководителю. Группа, терпящая бедствие, обязана немедленно дать сигнал об этом. Были случаи, когда альпинисты, думая, что они обойдутся своими силами, в конце концов только ухудшали свое положение. Все восхождения регистрируются у начальников спасательных пунктов. Сеть этих пунктов за последние годы выросла в несколько раз и охватывает почти все горные районы. Группа, уходящая на восхождение, как правило, оставляет сведения, куда и в каком количестве она отправляется, оставляет точные кроки пути и указывает сроки возвращения. Начальники спасательных пунктов имеют право изменять или запрещать маршруты, если у группы отсутствует необходимое снаряжение или участники ее мало подготовлены. Группа, уходящая в малопосещаемый район, обязана маркировать путь, а в условных пунктах оставлять записки о дальнейшем пути. По возвращении группа сообщает об этом в тот лагерь или базу, где следят за ее контрольным сроком. При аварии надо возможно скорее оказать первую помощь на месте аварии и быстрее транспортировать пострадавшего к месту, где могут подать .врачебную помощь. Немедленно после аварии больной помещается в место, безопасное от лавин и камнепадов. Надо поднимать пострадавшего, подходя к нему с той стороны, где у него меньше повреждений. При тяжелых переломах пострадавшего одновременно подымают несколько человек: один поддерживает ноги, другой - седалище, третий - верхнюю часть тела. Пострадавшему ослабляют части одежды, стягивающие тело: ремни, пуговицы воротника, шнурки ботинок. В горах пострадавшего обычно не раздевают. Зимой рекомендуется снять с него обувь и завернуть конечности в бумагу, надеть сухие носки ч перчатки. При затрудненном дыхании пострадавшему нужно придать сидячее или полулежачее положение, подкладывая ему под спину и под согнутые колени свернутую одежду и мягкое снаряжение. При переломах ребер накладывается широкая тугая повязка; больной укладывается на тот бок, где обнаружен перелом. При переломе конечности, например, голени, с больного обязательно снимается ботинок, и накладывается, фиксирующая повязка (шина). Пострадавшего доставляют вниз с конечностью, закрепленной в горизонтальном положении, тем самым предохраняя от резкой отечности. При переломах конечностей, особенно бедренных костей, больного переносят головой к долине, избегая давления верхней части тела на поврежденный участок. При переломе позвонков - шейных, грудных и пояснично-крестцовых, при всех серьезных повреждениях черепа доставка больного производится особенно аккуратно. Пострадавший обязательно укладывается на твердое основание, например, на доску или на скрепленные вместе четыре лыжи. Доска покрывается тонким слоем материи. Переноска производится в горизонтальном положении или с некоторым наклоном головой к долине, чтобы позвоночник был в несколько растянутом состоянии. При всех случаях серьезных увечий и повреждений немедленно вызывается спасательный отряд, так как группе в три или даже четыре человека трудно транспортировать пострадавшего по скалам или ледовым участкам. При открытых переломах очень часты обильные кровотечения. Тогда на кровоточащий участок накладываются давящая стерильная повязка и лед. Доставка пострадавшего производится с приподнятой вверх конечностью. Во время длительного перехода с больным надо плотно забинтовать кровоточащий участок, но так, чтобы кровообращение не нарушалось. В пути необходимо контролировать состояние конечности. Если заметно посинение и появились мурашки, надо немедленно перебинтовать и ослабить повязку. Шины и другие выступающие части приспособлений для транспортировки не должны натирать тела пострадавшего, такие места обертываются материей или бинтом. При бинтовании оставляются незабинтованными пальцы, по которым и контролируется кровообращение в конечностях. При переломах необходимо фиксировать, закрепить поврежденный участок, для чего альпинист использует свое снаряжение. Конечность фиксируется таким образом, чтобы захватить два соседние сустава. При переломах конечностей используется ледоруб, при переломах кисти или ступни-картон от записной книжки, планшет, ложка, ледовые и скальные крючья, при переломах бедра- лыжные палки или лыжи.
Рис. 32. Переноска пострадавшего в вывернутом рюкзаке. Рис. 33. Переноска пострадавшего на свернутой веревке.
Вдали от селений и лесной зоны, среди труднопроходимых ледовых и скальных участков приспособлением для транспортировки пострадавшего служат прочные и хорошо пригнанные носилки. Носилки и другие приспособления для переноски больного должны отличаться быстротой и простотой изготовления из подручного материала, должны быть пригодными для спуска по ледяным и скальным отвесам. Если несчастье произошло в группе из двух альпинистов и больной может транспортироваться сидя, используется рюкзак, который освобождается от вещей, лямки застегиваются на последнее отверстие. Вывернутый вверх дном рюкзак кладется на выступ, примерно на высоте талии транспортирующего. Больной садится на нижнюю треть рюкзака, и, как обычно, лямки рюкзака надеваются на плечи транспортирующего. Больного переносят на спине, руки у транспортирующего свободны от поддерживания пострадавшего, поскольку тот плотно прижимается к спине. Такой способ очень удобен. Таким же образом используется веревка, которая свертывается в несколько петель и надевается, как рукзак. Под больного подкладывается петля, верхняя часть которой надевается, как лямки рюкзака. При более тяжелых ранениях, когда больного необходимо транспортировать в лежачем положении, используются носилки, для чего берутся два шеста по 2,5 м длиной и шесть полуметровых перекладин. Ширина носилок не должна превышать 50 см, так как при транспортировке руки носильщиков должны быть опущены вертикально. Два шеста кладутся на землю на расстоянии 50 см один от другого, укрепляются с двух сторон перекладинами на расстоянии 40 см от каждого конца шеста. Поперечины укрепляются параллельной вязкой. Третья перекладина помещается на 10 см вовнутрь от крайней и идет под основными шестами, три остальные перекладины идут на изголовье. Две следующие перекладины вставляются между передними параллельно основным шестам и скрепляются в верхней своей части оставшейся поперечной. Затем носилки заплетаются куском репшнура. Репшнур кладут зигзагообразно посредине носилок, заплетается половина свободного пространства, причем шнур проходит сверху по продольному шесту, перекрещиваясь обходит под ним и уходит к противоположному шесту. Вторым концом проделывается то же самое, с той только разницей, что в середине при каждом зигзаге репшнур обкручивается вокруг первых петель, образуя таким образом ромбовидное плетение. К концам носилок привязываются лямки, длина которых зависит от роста носильщика, в верхней части они обкручиваются материей, чтобы не натирать плечи носильщиков. В тех случаях, когда нет шестов и перекладин, можно соорудить приспособление для транспортировки из одного шеста, длиной в 2-3 м. Больной завертывается в палатку или в спальный мешок, подстегивается в основном в четырех точках: у головы, в плечах, у таза и в ногах. Для прикрепления можно использовать репшнур, обмотанный материей, или крепкие поясные ремни. Необходимо следить, чтобы не провисала голова. Транспортировка по фирну и снегу производится на салазках из четырех лыж. Лыжи укладываются на равном расстоянии между собой так, чтобы ширина салазок была 60- 65 см. С лыж снимаются ремни и крепления. От лыжной палки или от ледоруба отрезаются два куска по 65 см, одна из этих перекладин прикрепляется к основанию креплений, выдаваясь на 5 см с каждой стороны, и закрепляется крестообразно, в несколько раз. Вторая перекладина укрепляется в носковой части лыж также с запасом по 5 см с обеих сторон. Постромками служит длинный кусок репшнура (5 м). В середине постромок делают свободную петлю длиной в 1,5 м, привязывая ее к концам передней поперечины. Свободные концы перекрещиваются и ведут ко второй поперечине, укрепляясь на ее концах. Оставшиеся после этого концы постромок служат для придерживания салазок сзади. Привязывая постромки, необходимо следить, чтобы при движении тяга распределялась равномерно. Салазки застилаются теплыми вещами. Транспортировка по скалам Продвижение по скалам с пострадавшим очень сложно. Знание скальной техники и умелая работа с веревкой решают здесь быстроту и успех продвижения. Если альпинист имеет ранения голени или ступни, он еще может пользоваться на крутых и отвесных участках седлом. Для этого берутся два куска репшнура таких размеров, чтобы длина их, сложенных вдвое, была равна длине развернутых рук. Один из таких кусков связывается петлей, второй одним концом завязывается на груди. Получается завязанный на груди репшнур со свободным концом и петля. Пострадавшего усаживают на сложенную петлю, берут за середину между ног, выравнивая все три конца. Все это сооружение застегивают карабином, карабином же застегивают грудную петлю. Пострадавший сидит на двух петлях и поддерживается за грудную петлю, предохраняющую от опрокидывания в случае потери сознания или освобождения рук от основной веревки. Свободный конец грудной петли используется для дополнительной страховки узлом Пруссика. После того как седло связано целиком, карабин застегивается для спуска на основную веревку. Пострадавший одной рукой держит расправленный узел Пруссика, а второй рукой подает веревку, чтобы она свободно вытравливалась в карабине. Для спуска выбирается такое место, где опустившийся больной может сесть. При спуске тяжело пострадавшего носилки или шест закрепляются с обоих концов веревками, два альпиниста встают по бокам носилок, приготовляясь к спуску дюльфером. Спускающиеся товарищи должны быть на специальном, добавочном охранении. Транспортирующие берутся затем за носилки или шест, чтобы оттягивать их от склона. Для этого конец шеста или носилок кладется в согнутый локоть или на выдвинутую вперед ногу, обращенную непосредственно к носилкам. Добавочно к концу шеста привязывается веревочная петля, которая надевается через плечо транспортирующего. При всех случаях спуска по скалам необходимо следить за тем, чтобы не вызвать веревкой камнепада; для этого высылается вперед связка опытных альпинистов, которые находят удобный и безопасный путь. Транспортировка по фирну и по снегу Самый выгодный состав для транспортировки по фирну и снегу-6-8 человек. Для охранения употребляются альпенштоки, лыжные палки, на плотном фирне - ледорубы. При подъемах два человека выходят с нижним охранением на всю веревку, закрепляются, загоняя в снег лыжную палку или альпеншток. Остальные становятся по бокам салазок. По команде «подтягивай» верхние подтягивают, а нижние во избежание рывка приподымают салазки, проталкивая их вперед. Когда остается 2 или 3 м для сближения, сопровождающие встают, принимая охранение, затем верхние повторяют снова те же приемы. При спуске все это проделывается в обратном порядке. Во время всего процесса транспортировки по снежным склонам необходимо следить за состоянием снега на склоне, чтобы не попасть под лавину. Если нет возможности обойти лавинный склон, тогда вся работа производится с небольшим числом людей. Остальные следят за состоянием снега, выставляя специального сигнальщика. Транспортировка в долине Больной, доставленный в долину, может быть прикреплен на тех же носилках между двух лошадей. Лошади ставятся цугом на расстоянии, превышающем длину носилок или шеста по 50-80 см с каждой стороны. Носилки привязывают веревками, идущими от каждой стороны носилок к седлу или чрезседельнику. Уровень привязей должен быть одинаковым. Идущие сбоку товарищи удерживают носилки от боковой качки. При транспортировке на автомашине больного с серьезными повреждениями черепа или позвоночника, машину загружают песком на половину ее подъемной возможности. Загрузка несколько увеличивается над задними колесами. Больной укладывается поперек автомашины, ближе к кабине шофера. Перевозка пострадавших в пустой автомашине опасна. Темп движения автомашины зависит от состояния больного и при хорошей дороге составляет в среднем 15 км в час. Извлечение из трещин и лавин Извлечение провалившегося в трещину должно происходить очень быстро, в противном случае пострадавший может замерзнуть. Немедленно после аварии необходимо установить, в каком состоянии находится провалившийся. Если пострадавший имеет возможность передвигаться и помочь себе сам, ему спускают одну-две веревки, и он по способу Пруссика или на стременах подымается вверх. Если пострадавший находится в беспомощном состоянии, спустившийся к нему извлекает его с помощью товарищей. При лавинных катастрофах необходимо немедленно после аварии спуститься на место лавинного цирка (если есть возможность) и осмотреть поверхность в поисках выступающих частей одежды, снаряжения или тела. Обязательно выставлять сигнальщика, который находится на расстоянии видимости и слышимости и при повторной лавине предупреждает товарищей, имея возможность укрыться. Если по наружным признакам удалось обнаружить пострадавшего, надо немедленно откопать его, положить на теплые вещи, очистить от снега рот, нос, уши и приводить в сознание. Если по наружным признакам найти пострадавшего не удалось, вызывается спасательный отряд; место катастрофы маркируется. Когда нужно вызвать помощь в горах, прибегают к специальным тревожным сигналам. Сигналы подаются через каждые 10 секунд: 6 раз в минуту дается какой-либо сигнал. Днем выкладывается темная материя на снегу, на скалах размахивают белым платком, на леднике-красной тканью. Ночью применяется сигнальная ракета или фонарь, который выставляется и затем прячется. Если сигнал принят, немедленно дается ответный, который подается каждые 20 секунд, три раза в минуту, через равные промежутки времени.
Тактика восхождения Составить маршрут восхождения - это значит наметить по картам и по описаниям путь до основного лагеря у вершины, выбранной для восхождения, и наметить затем примерную схему самого восхождения. При составлении маршрута исходные данные даются географией данного района (и его климатом): средней высотой хребта, высотой и категорией трудности намеченной вершины, временем года и месяца, выбранных для восхождения.
|
|||
|