Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Может ли, по вашему мнению, музыка «выпрямлять душу» (выражение В. А. Сухомлинского) или, наоборот, разрушать ее? Обоснуйте свою позицию.



- Может ли, по вашему мнению, музыка «выпрямлять душу» (выражение В. А. Сухомлинского) или, наоборот, разрушать ее? Обоснуйте свою позицию.

Давно известно, что музыка и пение оказывают большое влияние на духовный мир человека, их привычки, поведение и т.п. Это воздействие может быть и положительным и отрицательным. Например, музыка возбуждающая, громкая, имеющая агрессивный настрой, лишает человека уравновешенности и спокойствия, а музыка спокойного характера, вызывает ощущение радости и покоя, способна гармонизовать (улучшить или стабилизировать) эмоциональное состояние не только взрослого, но и ребенка. Поэтому уже с древних времен и пение, и музыка использовались в воспитании детей. 

Самое всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Именно о влиянии классической музыки на человека говорится больше всего. Ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.

Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность. Снять мигрень помогут «Венгерская рапсодия» Листа, Полонез Огинского и «Фиделио» Бетховена. Лучшим средством от бессонницы считаются пьесы Сибелиуса и Грига, ну конечно Чайковского. Если не знаете что делать с плохой памятью, вам должно помочь периодическое прослушивание произведений входящих в цикл «Времена года» Вивальди.

- В чем, на ваш взгляд, проявляется эстетическая направленность музыкального искусства и эстетическая направленность музыкального образования?

Эстетическая функция музыки, по мнению В. Н. Холоповой, может быть прежде всего раскрыта сквозь призму категорий «красота» и «гармония». В этой связи важнейшая задача педагога-музыканта видится в раскрытии красоты и гармонии, главным образом на уровне музыкального произведения. Перспективной и значимой представляется проблема развития на музыкальных занятиях и эстетического отношения учащихся к музыке.

- Кратко охарактеризуйте сущность канонической и эвристической функций (проблемы традиции и новаторства) в музыкальном искусстве. Приведите возможные конкретные примеры раскрытия этой связи на уроках музыки.

Характеризуя каноническую и эвристическую функции искусства, В. Н. Холопова рассматривает их как диалектическую пару противоположностей. При этом автор видит предназначение каноничности в культурной преемственности, без которой не может быть культуры. Эвристика же проявляется в преобразовании традиций. Исходя из этого, есть основания в музыкально-педагогическом процессе рассматривать то или иное музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиции и новаторства с целью создания в сознании учащихся целостной музыкальной картины мира.

Исследуя данную проблему по отношению к профессиональному музыкальному образованию, Т. Г. Мариупольская обращает внимание на то, что в учебно-образовательной работе феномены и явления музыкальной культуры зачастую рассматриваются изолированно, вне их связи с прошлым и настоящим. В результате формируется дисперсное (раздробленное, калейдоскопическое) представление о музыкальной культуре, что, в свою очередь, наносит серьезный урон формированию целостного профессионального сознания учащегося-музыканта. Поэтому в процессе обучения необходимо соблюдать принцип историзма, когда каждое музыкальное явление рассматривается в процессе его зарождения, становления и развития, когда анализ изучаемого материала – от персоналий до стилей и направлений – ведется в контекстном ракурсе с учетом совокупности конкретных условий, характерных для изучаемого объекта, включая его предысторию, генетические факторы.

Подобный подход целесообразен и применительно к общему и дополнительному музыкальному образованию. Однако здесь он не может быть реализован в полной мере и по отношению к каждому возрастному периоду имеет свои особенности. Так, уже в занятиях с детьми младшего школьного возраста выделяется искусство прошлых веков и искусство современное во взаимосвязи.

К подростковому возрасту у учащихся накапливается некоторый слуховой опыт общения с музыкой, они получают также определенный багаж теоретических знаний и умений, и на этой основе становится возможным освоение ими различных музыкально-исторических стилей. Наиболее полно данный подход применим в старших классах при изучении школьниками курсов «Искусство» и «Мировая художественная культура».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.