Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Название раздела, темы: «Фольклор»



 

        «

 

 

Методическая разработка

                 урока литературы

 

Тема: “Секреты загадки”

 

 

Разработала: учитель русского языка и       литературы ОБОШИ

«Лицей-интернат №1»

Тибаева Ю.М.

 

 

Класс: 5

 

Предмет: литература

 

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. [ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]/под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

 

Название раздела, темы: «Фольклор»

 

Тема мероприятия:  «Секреты загадки»

 

Цели урока: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

 

                    Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

 

коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Средства обучения:компьютер, проектор, учебник, иллюстрации.

 

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. [ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]/под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

 

 

 

                                                        - 2 -

 

                                  Ход урока

Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организация начала занятия личностные:внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные:мобилизация сил и энергии.   Психологический настрой детей на урок. Звучит народная музыка. Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. Слайд №1.     Самоопределение
Мотивация к учебной деятельности     личностные: самоопределение,установление связи между целю учения и ее его мотивом. коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли     Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».       Выявление желания знакомиться с секретами загадки.
  Актуализация знаний Постановка цели (целеполагание)     Организация деятельности по восприятию нового материала Открытие обучающимися нового знания Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Самостоятельная работа  Физкультминутка Рефлексия деятельности (итог урока)     Домашнее задание познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;     коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем.   регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели личностные:самоопределение, побуждение к деятельности; регулятивные:составление плана и последовательности действий; познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;   коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.   логические:установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация     познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация логические:  выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)   познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей; логические:построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли личностные: - оценивать результат учебной деятельности. регулятивные: - соотносить полученный результат с поставленной целью. личностные:стремление к речевому самосовершенствованию; регулятивные:саморегуляция.   СЛОВО УЧИТЕЛЯ о фольклоре. - Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы? Дайте определение слову «фольклор». Слайд №2 -Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор и фольклор во втором значении – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта. Слайд №3. - С каким жанром фольклора мы работали на прошлых уроках?     — Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?  - Какие основные задачи урока стоят перед нами? Слайд №4 - Какие из жанров вам уже знакомы?  Слайд№5. Жанры фольклора. Определение слова «загадка». Слайд №6.  Дополнение учителя к сообщению учащихся, что такое метафора. Слайд №7 Рассмотрим , как строится загадка. Слайд №8   Пробуем вместе составить загадку про снег. Слайд №9. Слайд №10. 1. Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др. 2. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы 3. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках. Буратино потянулся,  Раз – нагнулся,  Два – нагнулся,  Три – нагнулся.  Руки в сторону развел,  Ключик, видно, не нашел.  Чтобы ключик нам достать,  Нужно на носочки встать.   ***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! Слайд 17     Слайд 18.   На выбор:
  1. Сочинить загадки.
  2. Написать сочинение о родном крае, закончив загадкой.
  3. Создать книжку-малышку «Загадки».
 
    Знакомство  с  2мя значениями слова «фольклор»   Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о загадках.   Перечисляют известные малые жанры фольклора.   Сообщения учащихся о загадке. Способы создания, построение и происхожден. Записывают определение «метафора» в тетрадь. Отгадывают загадки. Делают выводы о законах построения.     Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.   Ребята работают с загадками, делают выводы, строят высказывания.   Выполняют задания.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.