Название раздела, темы: «Фольклор»
«
Методическая разработка
урока литературы
Тема: “Секреты загадки”
Разработала: учитель русского языка и литературы ОБОШИ
«Лицей-интернат №1»
Тибаева Ю.М.
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. [ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]/под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.
Название раздела, темы: «Фольклор»
Тема мероприятия: «Секреты загадки»
Цели урока: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения:компьютер, проектор, учебник, иллюстрации.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. [ Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац]/под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.
- 2 -
Ход урока
Этапы урока
| Формируемые УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Организация начала занятия
| личностные:внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные:мобилизация сил и энергии.
|
Психологический настрой детей на урок.
Звучит народная музыка.
Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее?
Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку. Слайд №1.
|
Самоопределение
| Мотивация к учебной деятельности
| личностные:
самоопределение,установление связи между целю учения и ее его мотивом.
коммуникативные УУД:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли
|
Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».
|
Выявление желания знакомиться с секретами загадки.
|
Актуализация знаний
Постановка цели (целеполагание)
Организация деятельности по восприятию нового материала
Открытие обучающимися нового знания
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа
Физкультминутка
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Домашнее задание
| познавательные УУД:поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем.
регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
личностные:самоопределение, побуждение к деятельности;
регулятивные:составление плана и последовательности действий;
познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;
коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах.
логические:установление причинно- следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
познавательные:самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
познавательные:самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей;
логические:построение логической цепочки рассуждения;
коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли
личностные:
- оценивать результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить полученный результат с поставленной целью.
личностные:стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные:саморегуляция.
| СЛОВО УЧИТЕЛЯ о фольклоре.
- Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы? Дайте определение слову «фольклор».
Слайд №2
-Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор и фольклор во втором значении – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
Слайд №3.
- С каким жанром фольклора мы работали на прошлых уроках?
— Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу нашего урока?
- Какие основные задачи урока стоят перед нами?
Слайд №4
- Какие из жанров вам уже знакомы?
Слайд№5. Жанры фольклора.
Определение слова «загадка». Слайд №6.
Дополнение учителя к сообщению учащихся, что такое метафора. Слайд №7
Рассмотрим , как строится загадка.
Слайд №8
Пробуем вместе составить загадку про снег.
Слайд №9.
Слайд №10.
1. Используя законы жанра, придумай загадки о предметах одежды, музыкальных инструментах, кушаньях и др.
2. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы
3. Приведи примеры загадок, которые загадывают в сказках.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!
Слайд 17
Слайд 18.
На выбор:
- Сочинить загадки.
- Написать сочинение о родном крае, закончив загадкой.
- Создать книжку-малышку «Загадки».
|
Знакомство с
2мя значениями слова «фольклор»
Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдет о загадках.
Перечисляют известные малые жанры фольклора.
Сообщения учащихся о загадке. Способы создания, построение и происхожден.
Записывают определение «метафора» в тетрадь.
Отгадывают загадки. Делают выводы о законах построения.
Работа по алгоритму с целью сделать выводы по данному этапу урока.
Ребята работают с загадками, делают выводы, строят высказывания.
Выполняют задания.
|
|