|
|||
Бюджетный процесс ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Бюджетный процесс Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс подразумевает наличие участников этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения. Участники бюджетного процесса наделены определенными бюджетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия. Президент РФ — не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Государственная Дума и Совет Федерации РФ — рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ. Правительство РФ — осуществляет сводное финансовое планирование, составляет проект федерального бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Федеральное Собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам. Банк России — совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным пенным бумагам РФ. Органы государственного финансового контроля — осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями: · составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; · представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета; · осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета; · составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; · разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ; Государственные внебюджетные фонды — органы управления этих фондов составляют проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении. Главный распорядитель средств федерального бюджета: · составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполняет соответствующую часть бюджета; · определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; · утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; · осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, представления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; · готовит и представляет сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг; Бюджетное учреждение: · отражает в смете доходов и расходов все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; · составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год; · использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ. Бюджетный цикл — длительность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ выделяют следующие стадии бюджетного процесса: 1. составление проектов бюджетов; 2. рассмотрение и утверждение бюджетов; 3. исполнение бюджетов; 4. подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены в установленные законодательством сроки. 1. Составление проекта федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета является прерогативой Правительства РФ. По его поручению проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ. Работа над проектом начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Федеральный бюджет формируется в два этапа. Все работы по подготовке и согласованию показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому. Правительство РФ с 15 июля по 15 августа рассматривает: ü прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; ü проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год; ü проект перспективного финансового плана; ü другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином России, Минэкономразвития России, другими федеральными органами исполнительной власти; ü утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу. 2. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы не позднее 1 августа. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. В первом чтении (длится 30 дней) обсуждается: концепция проекта федерального закона о федеральном бюджете; прогноз социально-экономического развития РФ; основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; проект программы государственных внешних заимствований РФ; основные характеристики федерального бюджета. Во втором чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в первом чтении. Во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. В третьем чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 25 дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. В третьем чтении утверждаются: распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ; основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ. В четвертом чтении законопроект рассматривается Государственной Думой в течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. 3. Организация исполнения бюджетов. Исполнение бюджета — важнейший этап бюджетного процесса, который предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в Российской Федерации 31 декабря. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. 4. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом. Отчет об исполнении бюджета готовится на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органах исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка отчета, которая осуществляется Минфином России в соответствии с заключенными соглашениями. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с документами и материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка отчета. Решение по отчету принимается после получения результатов проверки.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: · прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; · приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; · общий объём расходов; · верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; · нормативная величина резервного фонда; · дефицит или профицит федерального бюджета; По Бюджетному кодексу, в ходе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может: · предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума); · вернуть в правительство на доработку; · поставить вопрос о доверии правительству. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает: · приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; · бюджетные ассигнования по разделам; · программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; · программа государственно внутренних и внешних заимствований; В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
|
|||
|