Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бюджет и бюджетная система. Содержание государственных финансов. Бюджетная система РФ и принципы её построения. Состав и структура доходов бюджета. Состав и структура расходов бюджета. Бюджетный дефицит. Бюджетный процесс. Бюджетный дефицит



8. Бюджет и бюджетная система

1. Содержание государственных финансов

2. Бюджетная система РФ и принципы её построения

3. Формы межбюджетных отношений

4. Состав и структура доходов бюджета

5. Состав и структура расходов бюджета

6. Бюджетный дефицит

7. Бюджетный процесс

Бюджетный дефицит

Практическое использование бюджетных отношений для реа­лизации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соот­ношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюд­жетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюд­жета, который составил 173,5 млрд р., или 2,5 % ВВП.

Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при исполь­зовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных рас­ходов могут быть различными, в частности:

1. кризисные явления в экономике;

2. неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

3. чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

4. милитаризация экономики в мирное время;

5. осуществление крупных централизованных вложений в разви­тие производства и изменение его структуры;

6. чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие эконо­мики существуют противоречивые мнения. Сторонники концеп­ции дефицитного финансирования бюджетных расходов счита­ют, что:

· бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

· для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие дохо­ды, совершаются на территории данного государства и способ­ствуют росту благосостояния страны;

· дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что сти­мулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефи­цита:

· хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего эко­номического бремени на будущие поколения;

· для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординар­ные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Раз­мер дефицита федерального бюджета не может превышать сум­марный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслужива­ние государственного долга РФ.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

· кредиты, полу­ченные Российской Федерацией от кредитных организаций в валю­те РФ;

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд­жетной системы РФ;

· поступления от продажи имущества, находя­щегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· измене­ние остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска цен­ных бумаг от имени Российской Федерации;

·  кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансо­вых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привле­ченные Российской Федерацией.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.