|
|||
Бюджет и бюджетная система. Содержание государственных финансов. Бюджетная система РФ и принципы её построения. Состав и структура доходов бюджета. Состав и структура расходов бюджета. Бюджетный дефицит. Бюджетный процесс. Бюджетный дефицитСтр 1 из 2Следующая ⇒ 8. Бюджет и бюджетная система 1. Содержание государственных финансов 2. Бюджетная система РФ и принципы её построения 3. Формы межбюджетных отношений 4. Состав и структура доходов бюджета 5. Состав и структура расходов бюджета 6. Бюджетный дефицит 7. Бюджетный процесс Бюджетный дефицит Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны. В 2000 г. впервые был достигнут профицит федерального бюджета, который составил 173,5 млрд р., или 2,5 % ВВП. Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Конкретные причины отставания темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов могут быть различными, в частности: 1. кризисные явления в экономике; 2. неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; 3. чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия); 4. милитаризация экономики в мирное время; 5. осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; 6. чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что: · бюджетный дефицит не является деструктивным фактором; · для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны; · дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательской способности, производительности труда и расширение национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений. Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита: · хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения; · для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы — эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства; Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 % объема доходов его бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 % объема доходов местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники в следующих формах: · кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; · государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; · бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; · поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; · сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; · изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники в следующих формах: · государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; · кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
|
|||
|