Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Факты черного для группы пессимистов



Факты "черного" для группы "пессимистов"

Партийные взгляды на роль литературы и искусства в обществе остались прежними: "Высшее общественное назначение литературы и искусства - поднимать народ на борьбу за новые успехи в строительстве коммунизма", хороши лишь те авторы, которые "в политике партии, в ее идеологии находят неисчерпаемый источник творческого вдохновения". Против этого выступал А. Фадеев. Он добивался изъятия у Министерства культуры идеологических функций, что привело к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он писал: "Не вижу возможности дальше жить, т.к. искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено… Литература - эта святая из святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых высоких трибун…раздался новый лозунг - "Ату ее!".

Самым драматичным событием культурной жизни конца 50-х гг. стало гонение на Бориса Пастернака. Поэт и прозаик Борис Пастернак в течение многих лет работал над романом о революции и гражданской войне "Доктор Живаго". Стихи из этого журнала были напечатаны в советских журналах еще в 1947 г. Однако сам роман автору напечатать не удавалось, так как тогдашние цензоры усматривали в нем отступления от "социалистического реализма". Рукопись "Доктор Живаго" попала за границу и была напечатана в Италии. В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот ненапечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение Пастернака со стороны Суслова, Хрущева и тогдашнего руководства культурой. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Он был исключен из Союза писателей.

Из постановления президиума правления Союза писателей СССР:

"Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в самоизоляции от народа и времени. Роман "Доктор Живаго" обнаруживает только непомерное самомнение автора при нищете мысли. Идея романа фальшива и ничтожна. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом. Учитывая политическое и моральное падение Б. Пастернака, его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, прогресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания "холодной войны", - президиум правления Союза писателей лишает Пастернака звания советского писателя, исключают его из числа членов СП СССР (принято единогласно)".

Из речи секретаря ЦК ВЛКСМ Семичастного: "Паршивую овцу мы имеем в лице Пастернака…взял и плюнул в лицо народу…Свинья не сделает того, что он сделал".

Практически все писатели и публицисты вынуждены были присоединиться к этой недостойной кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Между тем сам роман не содержал в себе ничего антисоветского. Это был рассказ о сложных судьбах и взаимоотношениях людей в условиях революции и гражданской войны. Шельмование Пастернака вынудило его отказаться от Нобелевской премии.

Из телеграммы Пастернака в Шведскую академию: "В связи со значением, которое придает вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу вас не принять с обидой мой добровольный отказ"

Контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства центрального комитета партии с деятелями литературы и искусства. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, как им следует работать, критиковал формалистов, оторвавшихся от народа. Хрущев слабо разбирался в вопросах культуры, имел самые средние вкусы, которые приобретали характер официальных оценок.

"Некоторые представители искусства судят о действительности только по запахам отхожих мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины мрачными красками, которые только и способны повергать людей в состояние уныния, тоски и безысходности…"

Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки у самых широких слоев населения. В письме Хрущеву, Семенова из Владимира писала: "Вам не следовало выступать. Ведь вы не специалист в области искусства. Но хуже всего то, что высказанная вами оценка принимается как обязательная".

Систематической критике - за "упаднические тенденции", "идеологическую сомнительность", "недооценку руководящей роли партии", "формализм" - подвергались писатели Д.А. Гранин, В.Д. Дудинцев. Роман Василия Гроссмана "Жизнь и судьба", одно из наиболее впечатляющих произведений о войне, завершенный автором в 1960-м г., был изъят у него органами госбезопасности и увидел свет только в конце 80-х гг.

Хрущев осуждал Андрея Вознесенского.

В 1963 г. на встрече в Кремле Хрущев обращаясь к поэту, грозил ему кулаком и угрожающе кричал: "Предатель. Посредник наших врагов. Ты не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких - самый жестокий мороз… Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты какой Пастернак!.. Получайте паспорт и езжайте к чертовой бабушке. К чертовой бабушке!"

Большинство поэтов, писателей, кинематографистов, художников, считавшихся прогрессивными, не имели достаточно мужества, чтобы открыто противостоять Хрущеву и его свите. Но встречались и исключения. На выставке московских художников он распекал абстракционистов и формалистов. В частности критиковал скульптора Эрнста Неизвестного, не имея никакого понятия ни о его произведениях, ни о самом авторе.

"Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью."

Эрнст Неизвестный - боевой командир в Отечественную войну - возмутился, снял свою рубаху перед Хрущевым, показал страшные рубцы от ран на спине. Хрущев, еще не растерявший свой демократизм, был поражен этим и смущен.

После смерти Хрущева именно Э. Неизвестный сделал по просьбе членов семьи Никиты Сергеевича памятник на его могиле: позолоченная улыбающаяся голова Хрущева на фоне черно-белой стены. Контрастные цвета символизируют противоречия хрущевской эры, парадоксы в характере самого бывшего Первого секретаря ЦК КПСС.

 

 

Несмотря на появление новых произведений, в которых пробивались ростки свободомыслия, в целом политика "оттепели" в духовной жизни имела вполне определенные границы, оставаясь под контролем коммунистической партии.

 

Домашнее задание.

. Что определяло духовную жизнь советского общества?

. Чего было больше "белого" или "черного" в духовной жизни советских людей?

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.