Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: Культурное пространство СССР в период «оттепели» (1953-1960гг)



Тема урока: Культурное пространство СССР в период «оттепели» (1953-1960гг)

 

Цель урока: Познакомить учащихся с культурным развитием общества в период "оттепели".

Задачи:

1. Определить особенности духовной жизни советских людей;

2. Раскрыть противоречивость и ограниченность провозглашенной свободы творчества;

3. показать роль Н.С. Хрущева в развитии культуры и искусства;

4. сделать выводы о позитивных и негативных проявлениях "оттепели

 

Лекция

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

 

Сегодня тема нашего урока "Оттепель". Мы поговорим не только о той весне, которая за окнами; но в большей степени о той весне 50-60-х годов, которая началась в нашей стране после тяжелой сталинской зимы. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период "оттепелью", наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем.

Ученик читает стихи Б. Пастернака.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время, схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить, В развитии культуры в конце 50-х - 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

Духовную атмосферу определяли события, связанные со смертью Сталина и изменениями в политическом руководстве, осуждение культа личности, возвращение репрессированных. С другой стороны, сущность режима не изменилась. Поэтому возникают и некоторое время борются две тенденции: попытки реализации провозглашенной свободы творчества, освобождения его от сталинских пут - и прежнее отношение к литературе и искусству, идеологизированное и утилитарное.

Вот сегодня мы и попытаемся окунуться в ту эпоху, подышать воздухом той свободы, и определить чего же было больше в духовной жизни общества белого или черного.

Вашей задачей было подобрать факты, свидетельствующие о подлинном раскрепощении общества в культурной сфере - это первая группа "оптимисты"; и факты, подтверждающие, что в отношении культуры сохраняется давление со стороны руководства страной и партией - это "пессимисты".

 

Факты "белого" для группы оптимистов.

Особенно заметно "оттепель" проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры - жертв беззакония: В. Мейерхольда, Бориса Пильняка, Осипа Мандельштама, И. Бабеля. После долгого перерыва стали издаваться книги Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи Сергея Есенина. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX-начала ХХ в. Выставлялись картины 20-30-х гг., долгие годы пылившиеся в запасниках.

Первым проявлением культурной "оттепели" стала статья Померанцева "Об искренности в литературе", опубликованная в "Новом мире", который редактировал А. Твардовский.

Писатель В. Каверин так оценил статью Померанцева:

"Как ни странно, эта статья, почти детская по своей самоочевидности, показалась отчаянно смелой. Еще бы! за двадцать лет так изолгались, так извертелись, называя белое - черным, так привыкли бояться самого понятия "искренность"…

Были напечатаны повесть И. Эренбурга "Оттепель" (именно после ее появления слово стало общественно значимым), роман М. Дудинцева "Не хлебом единым". Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда ("искренность") в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо.

Возникали новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник", "Нева", "Советский экран", "Музыкальная жизнь" и др. Расширились возможности публикаций для молодых поэтов, прозаиков, критиков. Возобновилось издание журнала "Иностранная литература", и советские читатели получили возможность шире знакомиться с мировым литературным процессом. Самыми популярными среди интеллигенции и молодежи писателями Запада были Э.М. Ремарк и Э. Хемингуэй.

Основным направлением поисков художественной интеллигенции было стремление показать жизнь такой, какая она есть, без "лакировки", парадности и шумихи, без надуманного героизма - жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. В числе лучших художественных произведений разных жанров той поры были: стихи Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, песни Окуджавы и Галича, повести Аксенова, первая часть трилогии Симонова "Живые и мертвые", фильмы "Летят журавли" (Калатозова), "Баллада о солдате" (Чухрая), "Весна на Заречной улице" (Хуциева).

В Москве открылись новые театры "Современник" (главный режиссер Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (главный режиссер Любимов), которые привлекали внимание не только актуальными постановками, но и игрой многих актеров.

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи.

Это время принесло такие смелые, высокохудожественные, проникнутые правдой и гражданственностью произведения, как поэма А. Твардовского "Теркин на том свете", стихотворение "Наследники Сталина" Е.А. Евтушенко, рассказ "Враги" Казакевича, роман "Битва в пути" Николаевой. Были напечатаны десятки документальных повестей и воспоминаний, раскрывших перед читателями ужасы незаконных репрессий, бесчеловечного быта сталинских лагерей.

Настоящим потрясением для миллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной по гуманистическому звучанию повести А.И. Солженицина "Один день Ивана Денисовича", в которой ясно было показано, что наиболее пострадал от сталинщины тот "простой советский человек", именем которого клялись сталинисты всех мастей. Следует отметить, что Хрущев поддержал выход в свет этой книги и даже публично одобрил ее выдвижение на присуждение Ленинской премии. Но премия Солженицину присуждена не была.

Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до конца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на науку, а численность научных работников увеличилась в 6 раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии. Закладывались мощные центры по ракетостроению и изучению космического пространства.

Мировое признание получили труды ряда советских ученых. В 1956 г. Нобелевскую премию получил Н.Н. Семенов за теорию химических цепных реакций, ставшей основой получения новых соединений - пластических масс, превосходящих по свойствам металлы.

В 1962 г. эта же премия была присуждена Л.Д. Ландау за изучение теории жидкого гелия. Фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики Н.Г. Басова и А.М. Прохорова (Нобелевская премия 1964 г.).

В СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер, открыта цветная голография. В 1957 г. был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон.

Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической науке. Появляются новые журналы: "Вестник истории мировой культуры", "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Вопросы истории КПСС", "Новая и новейшая история" и др. Историки получили доступ к архивам. Публиковались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам (по деятельности социалистических партий России). Это способствовало восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.

Заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые проведен в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, ежегодно проводимый с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев

Под "оттепелью" подразумевалось особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны. Поколение "оттепели"не вписывалось в ходульный образ настоящего "советского человека". Позднее появится термин "шестидесятники" - так назовут людей, которые восприняли перемены после смерти Сталина и ХХ съезда как начало оздоровления общества и пытались сделать как можно больше для обновления, очеловечивания всей общественной жизни.

Учитель. И все-таки это была не "весна" с ее полноводным и свободным "разливом" мыслей и чувств, а именно "оттепель", за которой мог вновь последовать и "легкий морозец".

Политическое руководство страны стремилось удержать культуру в жестких рамках. Контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции постоянно усиливался.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.