|
|||
III Методика проведения урока. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 III Методика проведения урока. 1. Индивидуальный подход к выбору методики и форм урока для каждого ученика. 2. Подготовка к уроку преподавателя: а) проигрывание, анализ редакций, расстановка аппликатуры, педали, необходимых лиг, цезур, дополнительных динамических оттенков, перераспределение рук (для маленьких рук), обнаружение опечаток, дополнение ремарок, перевод всех терминов; б) определение этапа работы над произведениями, в связи с этим, задач урока и его структуры (формы), определение времени на каждый вид работы, определение главной «центральной» темы урока; в) готовность к «импровизации» (метод «обратной связи» с учеником); г) выбор ярких ассоциаций, «ключевых» понятий — «слово-экстракт» (словесные пояснения); д) выбор формы урока (характера общения, формы воздействия на ученика, темпа урока). IV. Формы уроков: а) «комплексные» — включают в себя несколько видов музицирования, где исполняются разные произведения с постановкой разных задач, на различных этапах освоения произведения (разбор, чтение, проигрывание целиком, ансамбль и т.д.), уместны особенно с детьми младшего возраста; б) «тематический» урок — это урок, где педагог выявляет на разнообразном материале одну проблему и на нее направляет внимание и работу ученика; в) «уроки — восхищения»; г) «урок — «самоанализ» («Если бы я был педагогом»); д) «урок — «демонстрация» способа «Как я буду работать дома»; е) «урок — дискуссия»; ж) «зашифрованное письмо» (Гайдна, Моцарта) и т.д. Возможна разная интенсивность урока со старшими и младшими учащимися, холериками и флегматиками. Необходимо чередование моментов напряжения с моментами разгрузки внимания. Важно, чтобы нотный текст был осознан как источник фиксированных слуховых и моторно-двигательных представлений. Необходимо выбирать запоминающиеся, творческие формы общения; яркость, свежесть изложения, точность заданий. Примерная схема-модель урока: — проверка домашней работы (целиком, выборочно); — объяснение новой проблемы, вытекающей из ранее выученного материала; — объяснение правил для усвоения навыка; — показ-демонстрация и работа под контролем преподавателя; — домашнее задание. V. Виды педагогического воздействия: а) показ — целиком, или — фрагмента, 1-голоса, приема; б) показ—положительный и «отрицательный»; в) словесные пояснения (ассоциации, сопоставления); г) прием наводящих вопросов («Что получилось?») «Что бы ты хотел исправить?»; д) эмоциональное воздействие (пение, дирижирование, мимика, голос—интонация); артистический, сценический показ; е) тактильное воздействие на руку, на движение ученика. — Гибкое сочетание различных методов- наиболее эффективно и плодотворно. — Роль оценки, поощрения («порицания») ученика. Наличие дневника и нотной тетради для записи оценок и заданий –обязательно. — Конечная цель урока: ученик обогатил свои знания и умения, получил ясное представление того, «что» и «как» он будет делать дома, получил «эмоциональный заряд» к работе.
Студентам дается план анализа урока для последующих посещений и подготовки собственного урока.
1. Содержание урока (материал, репертуар). 2. Задачи урока. Соответствие их возрасту и этапу освоения произведения. 3. Реакция ученика на задания педагога. Уровни его восприятия. 4. Уровень технического и музыкального развития ученика. 5. Характер речи педагога. Сочетание рационального и эмоционального воздействия. 6. Аргументированность предлагаемых способов решения. Качество показа на инструменте. 7. Эффективность работы на уроке (результативность). 8. Характеристика технологической работы: упражнения, проблемы ритма, артикуляции, динамики и т.д. 9. Артистический, эмоциональный тонус общения, темп урока, эстетическая ценность урока для ученика и др. вопросы. Студенты представляют конспект-анализ 1-2 уроков, посещённых самостоятельно в ДМШ, в секторе пед.практики.
|
|||
|