Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В каких произведениях русских писателей ХVIII – ХIХ вв. действие происходит в Москве или есть московские сцены? (Не менее пяти произведений разных жанров).



№4. В каких произведениях русских писателей ХVIII – ХIХ вв. действие происходит в Москве или есть московские сцены? (Не менее пяти произведений разных жанров).

№5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу сказать вам…» (монолог перегоревшей лампочки).

№6. Назовите авторов и жанры произведений:

- «Квартет»

- «Дикий помещик»

- «Скупой рыцарь»

- «Женитьба»

- «Фелица»

- «Повесть временных лет»

- «Коробейники»

№7. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.

- Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали.

- Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

- Друзья мои, прекрасен наш союз!

- Наделала синица славы, а моря не зажгла.

 

МУНИЦИПАЛКА (город)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы или выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершѐнный текст.

Нина Дашевская

Дом над морем

           Дом стоял высоко над морем. Спиной прилепился к скале, как ласточкино гнездо; а окнами смотрел на море. Море, море, до самого горизонта. Такое спокойное там, вдалеке. А здесь, внизу, оно сердито набрасывалось на скалы, кипело, будто злилось на всех. И особенно на этот маленький домик, забравшийся так высоко. Совсем рядом, в трѐх километрах вниз по старой дороге есть город. Там, на пляже, море бывает спокойным, как горное озеро. А здесь, под скалой, всегда злится.

           У открытого окна старик варил кофе в большой железной кружке. Мальчик стоял рядом и смотрел, как поднимается пена, и как старик разливает кофе по глиняным чашкам. Чашки когда-то подарил старику взрослый уже внук, сказал — вот, дед, будешь гостей угощать. Старик тогда удивился — какие у него могут быть гости. Но вот, приехали. Старик взял две чашки, кивнул на третью:

— Неси на веранду.

           Мальчик не понял слов, но догадался. Понѐс осторожно, жгло пальцы, но старался не показать. Надо же, какие нежные у него руки, как у девочки. Что в голове — не поймешь. Не выпускает из рук модную игрушку, телефон. Фотографирует, щѐлкает кнопками — куда ему столько фотографий? Старик сначала пытался развлечь его, расшевелить. Показал коробку с инструментами. Мальчик вежливо посмотрел и отложил — не умеет, не интересно. Старик снял со стены ружьѐ. Мальчик кивнул, но даже не взял в руки. А старик многое бы отдал в его возрасте, чтобы подержать такое!

           Странный, странный мальчик, другой. Говорит на чужом языке. Светлые, совсем белые волосы, серые глаза — никогда в семье не было таких. А ведь сын Анны, внучки. Выходит, правнук. Анна и сама родилась в другой стране, а потом уехала ещѐ дальше, на самый край света. Старик и не знал раньше, что есть такая земля. Там и родился мальчик. Чужой язык, чужое, непонятное имя. И только если написать его — становится видно, что мальчика назвали в честь него, прадеда. Пишется похоже. Видеть видно, а слышать не слышно, такие странные эти буквы. Латинские, такие же, как на крышке старого пианино. Да, немецкое пианино, вон стоит в углу, как инопланетянин.

           Старик вспомнил, как инструмент везли сюда на грузовике, по дикой горной дороге. Сразу после войны. Потом дочь училась, играла. Но она уехала, давно, давно, и пианино молчит. Тихо в доме, только море шумит днем и ночью, злится на кого-то.

— Что ты не пьешь? — тихонько спросила Анна. Почему-то она стеснялась здесь говорить громко. — Я пью, — ответил мальчик, — просто горячий.

           Он никогда не любил вкус кофе, но неловко было отказаться. К тому же, ему нравится запах. Здесь, в горах, он смешивается с горьким ароматом диких трав и солѐным ветром. Совсем не то, что в городе, среди пыльного асфальта и шума машин. Тут запах кофе был чем-то естественным. Так же, как силуэт старого монастыря не нарушал линии гор. Мальчик отхлебнул из чашки и сморщился — обжѐгся, не привык к такому.

           Старик смотрел на море, а думал о мальчике. Чем он живет, что в его голове? Вдруг правнук заговорил, быстро, непонятно.

— Он спрашивает, — перевела Анна, — оно здесь всегда такое? Море. Злится как будто.

Старик кивнул. Да, это странно, что здесь так. Кажется, когда-то раньше… Раньше, очень давно, море было другим. А может, другим был сам старик. Он не помнит, забыл.

           Утром Анна с мальчиком спускалась вниз, в город. Там можно подойти к воде, искупаться, или просто ходить босиком по самому краешку моря. Старик не пошѐл с ними, он терпеть не может этой пляжной суеты. Спускается в город только ближе к зиме, когда закончится сезон.

— Там море тихое. А здесь нет, — повторил мальчик. — Почему? — Есть легенда, — ответил старик.

— Раньше море любило поговорить. Но сейчас все забыли его язык, никто не понимает. Только старые камни там, на горе, — старик кивнул головой на монастырь. — Им тысяча лет, они помнят. Но молчат, не отвечают. И море тоскует. Тоскует и злится, пытается докричаться до них, рассказать. Ну, это сказка, — добавляет он вдруг смущѐнно.

— Красивая сказка, — сказала Анна. Она тихонько переводит легенду мальчику, и он сосредоточенно кивает головой.

* * *

            Солнце склоняется к горизонту. Мальчик выложил из кармана камешки, расставил на перилах веранды и щѐлкает по одному. Вниз, в море. Камень летит в заросли, не видно, долетает он до воды, или нет. Но может быть да. Закат в полнеба, горит огнем. Анна вдруг спрашивает у деда:

— А пианино? Кажется, у тебя было пианино. Оно сохранилось?

— Куда ж ему деваться, — пожимает плечами старик. — Не живое же, не сбежит.

— Знаешь, а ведь Джордж играет. Хорошо играет, его учитель говорит — он очень способный. Можно, попробует?

— Так расстроенное же, совсем. Сорок лет никто не открывал. Хотя, если он хочет, что ж… Пусть поиграет.

           Старик, не дожидаясь, пока Анна переведет его слова, берѐт мальчика за руку, уводит в дом. Вот оно, пианино. Чѐрное, большое. Старик уже привык не замечать его. Стоит и стоит.

           Джордж открыл крышку, нажал клавишу. Пианино отозвалось хрипло, одна нота расщепилась на два голоса. Он не смутился, пробежал легкими пальцами по клавиатуре. Конечно, ужасно расстроено, но все струны целы. И даже угадывается какой-то звукоряд, похоже на гамму. Удивительно, в таком климате, на море… Немецкая механика, отличная работа.

           Старику вдруг стало обидно. Ведь это его пианино. А играть он не умеет. Два инопланетянина, пианино и мальчик. Говорят на одном языке, которого он, старик, не понимает. Джордж, наконец, перестал проверять, какие клавиши звучат звонче, а какие глуше; какие расстроены так, что не похожи сами на себя, а какие еще держатся. И он заиграл. По-настоящему. Вот, оказывается, что он умеет, этот Джордж.

           А потом что-то произошло. Старик сначала не понял, что не так. Ему показалось, что он оглох. И тут Анна сказала:

— Смотри-ка. Море стихло.

Старик не сразу понял смысл еѐ слов. Да, точно — привычный гул, который был у него в ушах всю жизнь, утих. Море плескалось тихонько, как ручеек в самом начале пути.

 — Поиграй еще, Георгий, — попросил старик. Сам не понял, почему назвал мальчика по-другому, своим именем. — Поиграй. Поговори с ним.

* * *

           Внизу, в городе, по пустынному пляжу шли двое.

— Послушай, — сказала вдруг она. — Остановись и послушай. Будто пианино играет. Там, на горе. Слышишь?

— Что ты, — засмеялся он, — откуда здесь пианино! Это телевизор, или радио работает где-то. Тебе показалось.

— Нет, не радио… Пианино, живое, я слышу. И море какое тихое сегодня, смотри…

Опорные вопросы:

1. Какая композиционная и смысловая связь устанавливается в рассказе между морем и музыкой? В каких эпизодах она проявлена, а в каких проходит на уровне подтекста?

 2. Как герои воспринимают друг друга? Каким старик видится Джорджу? Каков Джордж в глазах старика? Почему в финале рассказа старик «переименовывает» Джорджа в Георгия?

 3. В чем состоит композиционная необходимость финального фрагмента, в котором в повествование вводятся безымянные и не участвующие в действии персонажи?

4. Чем можно объяснить появление в безличном повествовании вопросов («Фотографирует, щѐлкает кнопками — куда ему столько фотографий?»), восклицательных конструкций («А старик многое бы отдал в его возрасте, чтобы подержать такое!»), незаконченных предложений? Чью точку зрения они вводят в повествование?

Критерии оценивания аналитического задания

Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

Композиционная стройность работы и еѐ стилистическая однородность, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

Общая языковая и речевая грамотность, точность формулировок (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчѐтом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трѐх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

 Итого: максимальный балл – 70.

 

Творческое задание

Второй тур школьного этапа – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, блогера, комментатора, учѐного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

Пример творческого задания

В рассчитанных на широкую аудиторию интернет-изданиях материалы о культуре и литературе часто имеют такие названия: «10 театральных фестивалей, которые стоит увидеть этой осенью», «23 книги на лето» или «25 главных книг до весны» (Афиша Daily), «13 фильмов, которые понравятся Дэдпулу», «10 любимых фильмов Сергея Соловьева» (Афиша) и т.п. Придумайте название для литературной рубрики досугового издания, составьте рекомендательный список и напишите короткую и привлекающую к себе внимание читателя аннотацию к одной из предложенных вами книг. Можно ориентироваться на следующий пример:

«Кровь, пот и пиксели» Джейсона Шрейера

Бестселлер про обратную сторону индустрии видеоигр: как люди не спят ночами и губят здоровье, чтобы вы поиграли в «Ведьмака» или третий Diablo.

Критерии оценки

1. Оригинальность, уместность, ясность придуманного заглавия для литературной рубрики интернет-издания – до 5 баллов

2. Соответствие списка предложенных книг задачам рубрики, качественный состав подборки, наличие нескольких авторов в списке (а не перечень текстов одного писателя) – до 5 баллов

3. Соответствие аннотации общему стилю рубрики, четкость формулировок, ясность описания, нешаблонность предложения – до 5 баллов

Общий максимальный балл за задание – 15.

 

Интернет-ресурсы

 1. http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/ – Информационный портал Всероссийской олимпиады.

2. www.slovesnik.org – сайт Гильдии словесников

3. http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и другие полезные сетевые ресурсы).

4. В социальной сети «Фейсбук» действует группа https://www.facebook.com/groups/vseroslitra/ Материалы в ней регулярно обновляются, также в группе можно вести дискуссии по всем вопросам, касающимся олимпиады.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.