|
||||
vealed (Экман, 2010) 24 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Таким образом, фотоизображение мимических проявлений эмо-ции объективно содержит признаки, позволяющие воспринимаю-щему охарактеризовать такие особенности эмоции, как интенсив-ность и длительность, оценить личностные качества натурщика
степень натуральности демонстрируемых выражений. Отноше-ние к человеку, демонстрирующему экспрессию, не безразлично к оценке способа выражения мимики: при позитивном отношении она воспринимается как более естественная. Однако это не опре-деляет представлений об интенсивности и длительности пережи-вания и, как будет показано ниже, не влияет на распознавание мо-дальности эмоции.
Общая информация, заключенная в фотоизображении лица, об-разует фон, на котором развертывается главное событие – распозна-вание состояния человека по его мимике.
Таблица 2.2
Средняя частота адекватного описания фотоэталонов экспрессий
лица (метод свободных определений)
Эмоциональное состояние |
Натурщики | |||
Джон |
Патрисия | |||
Страх | 0,60 | 0,85 | ||
Отвращение | 0,50 | 0,81 | ||
Радость | 0,70 | 0,80 | ||
Горе | 0,58 | 0,50 | ||
Гнев | – | 0,74 | ||
Удивление | – | 0,96 | ||
Презрение (выраженное поднятием | 0,12 | – | ||
левого угла рта) | ||||
Сомнение (комбинация отвращения | 0,12 | 0,15 | ||
и удивления) | ||||
Страх–гнев | 0,15 | – | ||
Горе–радость | 0,27 | – | ||
Горе–отвращение | – | 0,18 |
Примечание. Прочерк в таблице означает, что фотоэталон соответствующего типа не предъявлялся.
Точность распознавание эмоциональных состояний
Результаты вербальных оценок мимических паттернов представ-лены в таблице 2.2.
Точность распознавания состояния человека по изображению его лица широко варьирует и зависит от модальности эмоции и ти-па лица натурщика. Наиболее эффективно воспринимаются базо-вые эмоции (f = 0,7). Частота адекватного опознания смешанных состояний существенно ниже ( f = 0,16). Точность распознавания основных экспрессий по мимике Патрисии выше, чем по мимике Джона.
Многозначность восприятия экспрессии отразилась в феноме-не «ошибочных» вербализаций. Так, при экспозиции мимики Па-трисии выражение страха смешивалось с выражением удивления (0,07) и страха–удивления (0,08); выражение удивления отождеств-лялось с выражением страха (0,04), радости – с выражением удив-ления (0,06), гнева – с выражением отвращения (0,04) и горя (0,02). При оценке мимики Джона выражение страха смешивалось с выра-жением гнева (0,19), страха–гнева (0,12) и удивления (0,08); паттерн отвращения иногда опознавался как выражение удивления (0,02). Комбинированная экспрессия гнева–страха воспринималась как вы-ражение гнева (0,62), страха (0,08) и удивления (0,4).
Ошибки распознавания экспрессивных состояний человека имели скорее закономерный, чем случайный характер. В частнос-
ти, оценка комбинированных паттернов зависела от преобладания признаков одной из эмоций.
целом результаты исследования демонстрируют высокую эф-фективность распознавания фотоэталонов мимических выражений основных эмоций, подтверждая валидность признаков экспрессий, выделенных П. Экманом и У. Фризеном. Но как воспринимаются са-ми эти признаки? Насколько полно они осознаются и выделяются наблюдателями? Как связаны друг с другом?
Вербализация экзонов
Для ответов на поставленные вопросы была проведена специаль-ная серия экспериментов, в которой испытуемых просили не толь-ко называть эмоциональное состояние человека, изображенного на фотоснимке, но и как можно подробнее описывать его мими-ческие проявления.
Предъявлялось шесть фотоэталонов экспрессий. Снимки были подобраны так, что содержали характерные изменения: 1) во всех зо-нах лица (страх и сомнение, демонстрировавшиеся Джоном), 2) толь-ко в двух (радость, изображенная Патрисией) и 3) в одной зоне ли-ца (презрение у Джона и гнев–спокойствие у Патрисии и Джона).
Критерием адекватности ответов испытуемых служило прин-ципиальное соответствие предложенного ими описания эталонно-му комплексу признаков, необходимых и достаточных для объек-тивной характеристики данного мимического выражения (Ekman, Friesen, 1975). Например, эталонное описание выражения страха вы-глядело следующим образом: «Брови подняты и сдвинуты; морщи-ны появляются в центре лба, а не идут по всему лбу; верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние – напряжены и приподня-ты; рот раскрыт, губы напряжены и растянуты». Описание счита-лось полным, если в нем содержались указания на все мимические проявления, объективно представленные в данной лицевой облас-ти независимо от формы высказываний.
Исследование показало, что при вербализации паттернов стра-ха, радости и сомнения указывается лишь часть экзонов, причем нередко в преобразованной форме. Так, характеризуя мимику страха, признак «брови подняты и сведены» отметила лишь треть испытуемых, а признак «морщины в центре лба» в большинстве ответов редуцировался до упоминания о морщинах на лбу (0,8). Исчерпывающее описание мимики в области глаз никогда не да-валось, состояние нижней части лица обозначалось как «оскал рта» (0,52). Сколько-нибудь полный перечень признаков выра-жения страха, радости и сомнения не был дан ни одним испыту-емым.
Интересные результаты получены при анализе описаний экс-прессий, включавших по отношению к спокойному выражению лица только один экзон. В этих случаях большинство испытуемых указы-вало на мимические изменения тех областей лица, где их на самом деле не было. Так, на снимке Джона с единственным мимическим проявлением – «поднят левый угол рта», отмечались изменения
в области глаз (0,68), и в зоне лоб–брови (0,24). При экспозиции лица Патрисии, содержащего одно мимическое проявление – «бро-ви опущены и сведены, между бровями видны вертикальные склад-ки», описывались несуществующие трансформации в области глаз (0,84) и нижней части лица (0,6). Признаки экспрессии, локализо-ванные в верхней и нижней зонах лица характеризуются, в первую очередь, как особенности выражения глаз. В то же время оценка действительных изменений мимики в области глаз представляет-ся наблюдателю наиболее трудной и многозначной.
Таким образом, вербальные описания экзонов фрагментарны, не-точны и не имеют жесткой привязки к соответствующей зоне лица. Вместе с тем эффективность распознавания состояния человека по его мимике остается высокой. Это позволяет заключить, что экзоны вос-принимаются не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом
с изображением лица как таковым. Переживаемое состояние вы-ражается и воспринимается как неразделимое целое. Соответствен-но, паттерны экспрессии категоризируются на основании не столь-ко перечня признаков или комбинаций экзонов, сколько на основе эмерджентного качества – гештальта или образа-прототипа (Rosch, 1975) воспринимаемой эмоции. Система мимических проявлений имеет функциональный центр – выражение глаз, который чутко ре-агирует на изменения состояния любой части лица. Его периферия многозначна и, по-видимому, неоднородна. Например, в процессе непосредственного общения зона рта несет большую функциональ-ную нагрузку, чем комплекс лоб–брови. На психологическом уров-не анализа существенными представляются не морфо-физиологиче-ские особенности зон лица, а его коммуникативные или смысловые характеристики. С точки зрения межличностного восприятия целе-сообразно учитывать еще одно свойство эмоциональных явлений, которое мы называем аттрактивностью, или визуальной броско-стью. Она проявилась в различии точности оценок стимульных из-ображений безотносительно к интенсивности экспрессий. Согласно полученным данным, соответствующим результатам более ранних исследований (Изард, 2000; Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972), базовые эмоции обладают более высокой аттрактивностью; в зависимости от модальности базовых экспрессий, а также от условий, в которых они проявляются, уровень аттрактивности меняется.
2.3. Идентификация выражений лица с помощью графических эталонов
Использование фотоэталонов экспрессии лица в качестве стимуль-ного материала позволяет сопоставлять данные, полученные в раз-личных экспериментальных ситуациях. Вместе с тем вербальные описания допускают широкий разброс и вариативность оценок, дик-туемых уникальным жизненным опытом, структурой личности, сти-лем восприятия, склонностью к рефлексии и другими особенностя-ми наблюдателя (Изард, 1980, 2000; Лабунская, 1999; Ekman, Friesen, 1975). Несовпадение оценок одного и того же выражения лица может быть обусловлено и тем, что испытуемые по-разному переживают качественное своеобразие мимики, и тем, что они ориентируются на разные признаки экспрессии, и тем, что, отражая одни и те же экспрессивные проявления, они интерпретируют их различным образом. Сделанные оценки предполагают напряженную «работу» по обследованию фотоэталонов, включению их в широкий контекст личного опыта и вербальное оформление суждений. В реальном об-щении людей подобные процессы развертываются редко, в весьма редуцированной форме и, как правило, при наличии специальной познавательной или коммуникативной задачи. В ответ на прямой вопрос, почему то или иное фотоизображение отнесено к соответст-вующей эмоции, испытуемые чаще ссылаются на общее впечатле-ние, не выделяя и не дифференцируя систему экзонов. Вербальные описания лишь расчленяют представление об эмоциональном со-стоянии другого человека на отдельные мимические проявления,
вопрос о том, действительно ли это те особенности, на которые ориентируются в процессе непосредственного общения, или нет, остается открытым.
Графические эталоны
Учитывая отмеченные трудности мы разработали метод оценки эмоционального выражение лица, опирающийся на использование неречевых средств. В его основу положен принцип идентификации фотоэталонов и схематических изображений эмоций (Барабанщи-ков, Малкова, 1981; 1986). Нас интересовала эффективность оценок базовых и производных экспрессий и вклад различных областей ли-ца в восприятие выражения в целом.
При разработке графических эталонов экспрессий лица исполь-зовались описания мимики, сделанные П. Экманом и У. Фризеном (Ekman, Friesen, 1975). Схематические изображения экспрессий за-трагивали три зоны лица: область бровей и лба; область глаз, век, основания носа и нижней части лица – область носа, щек, рта, под-
бородка. Использовались схемы-эталоны двух типов. Эталоны пер-вого типа отражали мимические проявления в одной из трех зон, при этом мимические особенности других зон лица соответствовали спокойному выражению. Эталоны второго типа отражали мимичес-кие проявления во всех зонах лица одновременно. Схематические изображения были выполнены профессиональным художником
воспринимались предельно обобщенными как различные состо-яния одного и того же лица (рисунок 2.2).
Условный характер графических изображений, а также разли-чия анатомических особенностей лица, представленного на фото-графии и схемах, существенно затрудняли или делали невозмож-ной идентификацию тест-объекта на основе формального сходства фотографии и схемы. Правильная идентификация могла произойти только в том случае, если испытуемые ориентировались на вы&
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|